Решение по делу № 2-2465/2016 от 28.09.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2016 г.                                     ...

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,

при секретаре Петрачковой О.Н.,

с участием представителя истца З.., представителя ответчика С..,

рассмотрев гражданское дело по иску Романовой Л.П. к администрации ... городского поселения о проведении капитального ремонта кровли жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

    Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что истец является собственником жилого помещения по адресу .... Квартира приватизирована ею на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от ХХ.ХХ.ХХ.. Дом, в котором расположена квартира, введен в эксплуатацию в <...> году, капитальный ремонт кровли и другого общедомового имущества не производился. Фактический срок эксплуатации кровли составляет 52 года при нормативном сроке эксплуатации 30 лет. Объем повреждений кровли составляет более 50 %. Кровля дома требует капитального ремонта, что подтверждается соответствующими актами. На момент приватизации жилых помещений в доме собственником жилых помещений дома являлась администрация муниципального образования ... и .... Правопреемником этого муниципального образования является муниципальное образование «... муниципальный район». В ХХ.ХХ.ХХ. году весь жилой фонд был передан администрации ... городского поселения. На основании изложенного истец просит обязать администрацию ... городского поселения произвести капитальный ремонт кровли вышеуказанного жилого дома, взыскать с ответчика расходы истца по уплате государственной пошлины.

    В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя.

    Представитель истца З. в судебном заседании исковые требования поддержал, а также пояснил, что Жилищный кодекс РФ, который ввел понятие общедомового имущества и возложил обязанность по его содержанию на собственников, вступил в действие после приватизации квартиры истцом, поэтому обязанность по проведению капитального ремонта кровли жилого дома должна быть возложена на ответчика, а не на собственников помещений жилого дома.

    Представитель ответчика администрации ... городского поселения С. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что обязанность по капитальному ремонту кровли не должна возлагаться полностью на администрацию, у которой в собственности всего две квартиры в спорном доме. Решение о капитальном ремонте кровли должно приниматься общим собранием собственников помещений дома за их счет. Жилой фонд был передан администрации в ХХ.ХХ.ХХ. году. Сведений о том, что на момент первой приватизации квартиры в доме и на момент передачи жилого фонда администрации требовался капитальный ремонт кровли дома, не имеется.

    Третье лицо ООО «<...>» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица пояснила, что решение о капитальном ремонте кровли собственниками не принималось. Текущий ремонт кровли не устранит протечек, поэтому требуется капитальный ремонт кровли дома.

    Третье лицо администрация ... муниципального района, привлеченное судом к участию в деле, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

    Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

    В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несут собственники жилых помещений.

    В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома несут собственники жилья.

    На основании п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «б» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, крыши относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.

    Согласно ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

    Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 (ред. от 11 июня 2008 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

    Из правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2012 г. № 389-О-О следует, что определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан, имеет обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.

    По ранее действовавшему законодательству с нанимателей жилых помещений удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 Жилищного кодекса РСФСР). Плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. № 32, от 27 июня 2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2002 г. № 490 (ред. от 27 июня 2003 г.).

    Статьей 149 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 (в ред. от 21.08.2004) «Об основах федеральной жилищной политики», целями принятия которого являлось определение основных принципов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установление общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, введено понятие муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Согласно указанному Закону в отношениях найма муниципального жилищного фонда уполномоченный орган местного самоуправления выступал наймодателем.

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела восемь ЖК РФ.

Исходя из анализа вышеприведенных положений, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

        В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

    Необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае на основании технического состояния зданий, строений и их элементов.

    Возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.

    Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта является выяснение наличия на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

    Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу .... Квартира приватизирована истцом на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от ХХ.ХХ.ХХ..

    Согласно сведениям, представленным ГУП РК РГЦ «<...>», первая приватизация квартиры в спорном доме произведена в соответствии с договором безвозмездной передачи жилья в собственность от ХХ.ХХ.ХХ..

    Их технического паспорта на ... в ..., в котором расположена квартира истца, усматривается, что данный дом кирпичный, построен в ХХ.ХХ.ХХ. году, акт о сдаче в эксплуатацию от ХХ.ХХ.ХХ., кровля дома - шиферная, количество этажей – 4, количество квартир – 28, владелец – трест «<...>».

    На основании решения Исполкома ... горсовета от ХХ.ХХ.ХХ. дом зарегистрирован за трестом «...» <...> (регистрационное удостоверение от ХХ.ХХ.ХХ.).

    В соответствии с постановлением Мэрии ... от ХХ.ХХ.ХХ. №... жилищный фонд, в том числе жилой ... в ..., был передан с баланса ... многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства на баланс муниципального предприятия «<...>» по акту передачи основных производственных фондов и оборотных средств от ХХ.ХХ.ХХ.. Сведений о состоянии передаваемого жилищного фонда не имеется. Муниципальное предприятие «<...>.

    ХХ.ХХ.ХХ. во исполнение постановления Правительства ... от ХХ.ХХ.ХХ. №...-П, администрация ... муниципального района передала администрации ... городского поселения муниципальное имущество – жилые и нежилые помещения, в том числе жилые помещения №№ №... в ... в ..., о чем был составлен соответствующий акт №... с приложением перечня передаваемого имущества.

    Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН-58-88 (р), утвержденным приказом <...> от ХХ.ХХ.ХХ. №..., установлен нормативный срок эксплуатации шиферной кровли дома 30 лет.

Исходя из года постройки жилого дома, в котором проживает истец, на момент передачи квартиры в собственность истца, срок его эксплуатации составлял 30 лет, на момент первой приватизации квартиры в доме – 29 лет.

Таким образом, по состоянию на день приватизации занимаемого истцом жилого помещения нормативный срок эксплуатации кровли из шифера не истек.

При этом само по себе истечение сроков эффективной эксплуатации элементов жилого дома, предусмотренных ВСН-58-88 (р), безусловным основанием для возложения на ответчика обязанности по выполнению капитального ремонта этих элементов не является. Данные ведомственные строительные нормы предусматривают минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.

В архивной справке МБУ «... централизованная библиотечная система» от ХХ.ХХ.ХХ. №... сведений о состоянии жилищного фонда в постановлении Мэрии ... и ... от ХХ.ХХ.ХХ. №... «О передаче жилфонда, объектов коммунального хозяйства и зданий соцкультбыта <...> не содержится. В документах Мэрии ... и ... за период ХХ.ХХ.ХХ. годы, в документах общественной комиссии по жилищным вопросам (документы, списки, хозяйства) сведений об обращении жильцов ... в ... по поводу ремонта кровли дома и ремонта дома в целом не содержится.

В программу «<...>» и план-график капитального ремонта жилого фонда на ХХ.ХХ.ХХ. год согласно решению Исполнительного комитета ... городского Совета народных депутатов №... от ХХ.ХХ.ХХ. спорный дом не включен.

Актом от ХХ.ХХ.ХХ. зафиксировано затекание дождевых вод с кровли в ... спорном доме, установлена необходимость проведения улучшенной клеевой окраски потолка после ремонта шиферной кровли.

На заявление жильца квартиры № №... в спорном доме ОАО «<...>» письмом от ХХ.ХХ.ХХ. ответило, что по результатам осмотра установлено затекание с кровли, работы по ремонту кровли включены в план работ на ХХ.ХХ.ХХ. г.

В письме Территориального отдела в ... и ...х Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... от ХХ.ХХ.ХХ., адресованном жильцу квартиры № №... в доме № №... по ул. ... в ..., содержится ссылка на то, что на основании полученной информации от директора МУ «<...>» дом включен в список объектов на капитальный ремонт конструктивных элементов (кровель, фасадов и др.) и направлен на рассмотрение, согласование и утверждение в администрацию городского поселения.

В соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, заключение о нуждаемости дома в капитальном ремонте дается межведомственной комиссией.

Такого заключения о нуждаемости дома в капитальном ремонте, в том числе на момент приватизации первой квартиры в доме и передачи жилого фонда администрации Сегежского городского поселения, в деле не имеется.

Указания о необходимости капитального ремонта кровли дома имеются в акте обследования от 13.11.2009, а также в актах обследования в последующие годы, то есть после приватизации первой квартиры в доме и после передачи жилого фонда ответчику. При этом, Жилищный кодекс РФ, установивший обязанность собственников жилых помещений по содержанию общедомового имущества, уже действовал.

Согласно имеющимся в деле актам выполненных работ в ХХ.ХХ.ХХ. году выполнялись ремонтные работы кровли дома текущего характера. Сведения о проведении капитального ремонта кровли дома отсутствуют.

В письме ООО «<...>» от ХХ.ХХ.ХХ. №..., адресованном жильцу спорного дома, указано, что требуется выборочный капитальный ремонт кровли дома, поскольку объем ремонтных работ превышает объем работ по текущему ремонту кровли (15 %). Указано на источник финансирования работ по выборочному капитальному ремонту кровли - средства, поступающие от платы за капитальный ремонт общего имущества в доме и платы за наем жилья, которые аккумулируются на аналитическом счете дома и могут быть использованы при принятии решения собственниками помещений в доме на ремонт кровли посредством проведения общего собрания собственников помещений.

Таким образом, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что в период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. год конструктивные элементы многоквартирного дома, в том числе кровля дома, находились в ограниченно работоспособном либо недопустимом состоянии, истцом не представлено. Данных, подтверждающих наличие технических недостатков кровли на момент проведения приватизации жилых помещений, которые можно устранить только в результате капитального ремонта, не имеется. Следовательно, фактическая необходимость проведения капитального ремонта кровли дома в указанный период материалами дела не подтверждена.

Поскольку истцом не доказана нуждаемость многоквартирного жилого дома в проведении работ по капитальному ремонту кровли на момент приватизации жилого помещения в доме (ХХ.ХХ.ХХ. год), на момент введения в действие ЖК РФ (ХХ.ХХ.ХХ.), передачи жилого фонда ответчику (ХХ.ХХ.ХХ. год), отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о понуждении администрации Сегежского городского поселения выполнить работы по капитальному ремонту кровли жилого дома.

В виду отказа в удовлетворении исковых требований расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

При этом собственники жилых помещений дома вправе принять решение о капитальном ремонте кровли жилого дома и организовать такой ремонт в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ... ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.        

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 199 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░..

2-2465/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Романова Л.П.
Ответчики
Администрация Сегежского городского поселения
Другие
администрация Сегежского муниципального района
Общество с ограниченной ответственностью "УК Дом"
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
28.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2016Передача материалов судье
29.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.10.2016Предварительное судебное заседание
26.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
03.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2017Дело оформлено
11.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее