Дело №12-8/2024
УИД 13RS0022-01-2024-000149-35
РЕШЕНИЕ
рп. Торбеево 17 мая 2024 года
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Евстифеева Ольга Анатольевна,
при секретаре судебного заседания Рябовой Елене Васильевне,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации,
установил:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024 администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование приводит доводы о том, что неисполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 12.04.2022, которым на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение, связано с тем, что на дату вынесения обжалуемого постановления денежные средства на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Республики Мордовия в бюджет Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не поступили. Профицит денежных средств на конец отчетного период 2023 года на балансе администрации отсутствовал. Сумма выделенных денежных средств на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, использована в полном объеме на приобретение жилого помещения для лица из числа детей-сирот.
Администрацией предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда. С этой целью направлялись письма в Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия о выделении дополнительных денежных средств из республиканского бюджета на приобретение жилья для детей-сирот. Реальной возможности для исполнения требований исполнительного документа не имелось.
В связи с чем просит постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024 о привлечении администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, отменить.
Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление врио начальника отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкина С.В., представитель Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, потерпевшая ФИО1, прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия представил заявление о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление врио начальника отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкина С.В. представила заявление о рассмотрении жалобы без ее участия, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 25.1, 25.2, 25.4, 25.5, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения актов неимущественного характера судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Частью 2 данной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании исполнительного листа Торбеевского районного суда Республики Мордовия №13RS0022#2-117/2022#1 от 16.09.2022 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Атюрьевскому и Торбеевскому районам УФССП России по Республике Мордовия 20.09.2022 возбуждено исполнительное производство №42151/22/13002-ИП в отношении должника администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. Предмет исполнения: обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить ФИО1 в с.Малышево Торбеевского района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах с.Малышево Торбеевского района Республики Мордовия с согласия ФИО1 ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Атюрьевскому и Торбеевскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 03.11.2022 за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России от 24.01.2024 администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 27.02.2024.
28.02.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России составлен протокол об административном правонарушении №130, согласно которому администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, являясь должником по исполнительному производству №34970/23/98013-ИП, возбужденному 20.09.2022, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а именно не предоставила ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда не менее нормы предоставления жилого помещения. 03.11.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 25.01.2024 должнику направлено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 27.02.2024. Документы, свидетельствующие об исполнении требования, должником судебному приставу-исполнителю не представлены. Таким образом, администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, зная о вступившем в законную силу решении суда по делу №2-117/2022, не предприняла мер к заблаговременному включению необходимых денежных средств для исполнения судебного акта, а также мер по перераспределению расходной части бюджетных средств, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
01.03.2024 врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России ФИО2 вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия определения направлена в адрес должника администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024 администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15. КоАП Российской Федерации, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административно правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет правовое значение для установления виновности администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в совершении вмененного правонарушения, однако должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении данное обстоятельство не было принято во внимание.
Так, согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23.04.2013 №32-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов наделены государственными полномочиями Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 данного Закона Республики Мордовия уполномоченный орган, при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, обязан обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственного полномочия. Органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия.
На основании части 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23.04.2013 №32-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, источником финансирования обязательств администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот являются субвенции, предоставляемые бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В силу статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций, администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия неоднократно направляла в Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия ходатайства с просьбой выделить бюджету муниципального района дополнительные денежные средства для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, на приобретение жилого помещения ФИО1(л.д.17-75).
Согласно письменному обращению главы Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 28.03.2024 №700, направленному в адрес Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, администрация просит рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств в сумме 28 252 000,00 руб. для приобретения благоустроенных жилых помещений с целью последующего предоставления по договорам специализированного найма жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, в том числе ФИО1
На обращение от 28.03.2024 №700 Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия письмом от 01.04.2024 №832 сообщило, что на 2024 год администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предусмотрены средства в размере 7 063 020,39 тыс. руб. для обеспечения жильем 3 детей-сирот. В случае выделения дополнительных средств из республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда будет сообщено дополнительно.
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия представила в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия сведения о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении ФИО1 жилого помещения, администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не была обеспечена за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия денежными средствами, необходимыми для исполнения решения суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, при этом ею были приняты необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения суда. Доказательств об обратном материалы дела не содержат.
Следовательно, вина администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, не установлена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса.
Кроме того, как усматривается из материалов дела ФИО1 является взыскателем по исполнительному производству №34970/23/98013-ИП, в рамках которого администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязана предоставить ей по месту жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метра, невыполнение чего послужило основанием для привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Согласно статьям 48, 49 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель является стороной исполнительного производства, в пользу или в интересах которой выдан исполнительный документ.
Физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред является потерпевшим (часть 1 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, ФИО1, будучи взыскателем по исполнительному производству, имеет заинтересованность в исполнении судебного решения, то есть является потерпевшей по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства об исполнительном производстве, однако в качестве таковой признана не была, что создало препятствия для осуществления ею своих прав, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 29.7 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что при рассмотрении дела должностным лицом ФИО1 к участию в деле в качестве потерпевшей не привлекалась, о времени и месте рассмотрения дела не извещалась.
Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований КоАП Российской Федерации о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации потерпевшей процессуальных прав, является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах судья считает необходимым постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
жалобу администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Федячкиной С.В. №130 от 15.03.2024, которым администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, в отношении администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Евстифеева