Административное дело № 12-83/2020
УИД № 27RS0001-01-2020-005433-14
РЕШЕНИЕпо протесту на постановлениепо делу об административном правонарушении
п. Ванино 21 сентября 2020 года
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ванинского района Хабаровского края Копыловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная д. 41,
протест прокурора Ванинского района Хабаровского края К.Ф. Волошина на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. от 30.06.2020 года № 7-4/140 о прекращении дела № 027/04/7.30-705/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заведующего финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степановой Ольги Александровны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. от 30.06.2020 года № 7-4/140 о прекращении дела № 027/04/7.30-705/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное дело в отношении должностного лица – заведующего финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степановой Ольги Александровны прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте прокурор Ванинского района Хабаровского края К.Ф.Волошин указал, что постановление является незаконным и не обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене по доводам изложенным в протесте.
Помощник прокурора Ванинского района Копылова О.И. в судебном заседании протест поддержала по изложенным в нем основаниям, полагая, что заявка ООО «АТП Ванино» на участие в электронном аукционе должна была быть отклонена, поскольку до проведения аукциона Общество являлось привлеченным к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (то есть за совершение административного правонарушения в области порядка управления).
Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения протеста извещена надлежащим образом.
Должностное лицо – заведующая финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степанова О.А. в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.
Выслушав помощника прокурора Ванинского района Копылову О.Ю., поддержавшую протест, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Как следует из постановления заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. от 30.06.2020 года № 7-4/140 о прекращении дела № 027/04/7.30-705/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное дело в отношении должностного лица – заведующего финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степановой Ольги Александровны прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу ст. 30.7. КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Положениями ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, ч. 1 и 3 ст. 30.3 этого Кодекса.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 30.04.2020 года Степанова Ольга Александровна, занимая должность главного специалиста финансово-экономического сектора администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, выступая в качестве члена единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, осознавая противоправный характер своего действия, предвидя его вредные последствия, однако сознательно их допуская либо, относясь к ним безразлично, в период времени с 05.02.2020 года, находясь в помещении администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, не исполнила требования законодательства о закупках, а именно допустила признание заявки на участие в аукционе (№) надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Извещение № о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» 28.01.2020 года. Согласно сведениям, размещенных в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок 05.02.2020 года, дата окончания срока рассмотрения заявок на участке в электронном аукционе 05.02.2019 года. Начальная (максимальная) цена контракта 2 406 000,00 рублей.
Заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены единые требования к участникам закупки.
Процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № проводилась аукционной комиссией по закупке на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг из состава 8 человек.
05.02.2020, по результатам рассмотрения единственной заявки участника закупки ООО «АТП Ванино», единой комиссией заказчика принято решение о соответствии участника закупки - ООО «АТП Ванино» требованиям законодательства.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от 05.02.2020, согласно ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, аукцион признан не состоявшимся. На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ единой комиссией принято решение о заключении контракта с ООО «АТП Ванино» (п. 10 протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0№ от 05.02.2020). 17.02.2020 между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Ванино» и ООО «АТП Ванино» заключен контракт № 2 на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по расписанию автобусного маршрута, проходящим по территории городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края и предоставления льготных услуг населению (реестровый №). Цена контракта 2 406 000,00 рублей. Согласно информации, размещенной в ЕИС, контракт от 17.02.2020 № 2 находится на исполнении. Часть услуг по контракту оказана и оплачена, что подтверждается актом от 30.04.2020 № и платежным поручением 08.05.2020 №.
Вместе с тем, членами единой комиссии при проведении закупки № по результатам рассмотрения единственной заявки и с учетом установленных единых требований к участникам закупок не проверен факт привлечения ООО «АТП Ванино» к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Мониторингом реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации https://genproc.gov.m установлено, что ООО «АТП Ванино» до заключения государственного контракта от 17.02.2020 № 2 являлось привлеченным к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (13.06.2019 мировым судом Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку №, дело №, постановление вступило в силу 23.09.2019).
За признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ч. 2 ст. 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
18.10.2017 распоряжением главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» № 125-р утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края. 16.10.2019 распоряжением главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» № 123-р внесены изменения, в состав единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края соответствии с которыми в состав комиссии включена Степанова Ольга Александровна - заведующий финансово-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» (назначена на должность заведующего финансово-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» распоряжением от 01.10.2019 № 248/4-01).
Согласно рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ заявка под номером 1 (заявка ООО «АТП Ванино») допущена к участию в аукционе, в том числе членом единой комиссии Степановой Ольгой Александровной.
Степановой Ольгой Александровной представлено письменное объяснение по административному делу (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которому считает, что в действиях единой комиссии и в частности в ее действиях, как члена единой комиссии, отсутствует состав административного правонарушения, просит прекратить дело №.30-705/2020 об административном правонарушении в отношении нее в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события и состава административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере закупок и их информационного обеспечения.
Субъектом данного правонарушения являются должностные лица, перечисленные в диспозиции ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, на которые возложены соответствующие публично-правовые обязанности в сфере закупок и их информационного обеспечения.
Диспозицией ч. 2. ст. 7.30 КоАП РФ прямо предусмотрен перечень субъектов административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, к числу которых относятся: члены комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контрактные управляющие; работники контрактной службы.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие) физических (должностных) лиц, выразившееся в осуществлении деятельности в сфере закупок с нарушением установленного законодательством порядка.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки участник закупки - юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должно быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.п. 3 - 5, 7 - 9, 11 ч. 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в п. 10 ч. 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
Как следует из содержания ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ проверка соответствие участников закупок требованиям, указанным в том числе, в п. 7.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ это право, а не обязанность комиссии по осуществлению закупок. Также, комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица – заведующего финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степановой Ольги Александровны и считает правом, а не обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, а также комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства заместителем руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. установлены полно и всесторонне, подтверждаются доказательствами, исследованными в при вынесении постановления, на основании совокупности которых она пришла к выводу об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления, при рассмотрении дела заместителем руководителя – начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. допущено не было.
Суд полагает, что постановление мирового судьи судебного района «Ванинский район Хабаровского края» на судебном участке № 49 по делу об административном правонарушении № от 31.01.2020 не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для его отмены либо изменения судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. от 30.06.2020 года № 7-4/140 о прекращении дела № 027/04/7.30-705/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заведующего финансо-экономическим сектором администрации городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Степановой Ольги Александровны оставить без изменения, а протест прокурора Ванинского района Хабаровского края – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента получения копии решения в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.