Решение по делу № 8Г-20102/2024 [88-22797/2024] от 25.06.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-22797/2024

УИД 61RS0003-01-2023-003129-04

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                   21 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Губаревой С.А.,

судей Руденко Ф.Г., Черкасовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску                ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда                от 11.03.2024.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО8, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – ОСФР по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просила суд признать решение ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ОСФР по Ростовской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности                  ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшей пионервожатой в средней школе <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком в должности         старшей пионервожатой школы №106 г. Ростова-на-Дону, назначить досрочную страховую пенсию по старости по пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.09.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Суд признал решение ОСФР по Ростовской области от 14.09.2021              незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности старшей пионервожатой средней школы № 106 города Ростова-на-Дону с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 Суд обязал ОСФР по Ростовской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение ФИО1 страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности старшей пионервожатой в средней школе г. Ростова-на-Дону с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований              ФИО1 отказал.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11.03.2024 решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований           ФИО1 В данной части по делу принято новое решение об отказе                в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что периоды работы в должности штатных пионервожатых подлежат включению в стаж, дающий право на               досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью,               при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником                должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых               дает право на эту пенсию. Указывает, что судом также необоснованно отказано во включении в специальный стаж периода отпуска по уходу                  за ребенком.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО8 доводы кассационной жалобы поддерживает.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

        В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении               досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. По подсчетам ответчика специальный стаж истца составил 22 года 3 мес. 21 день.

При этом в специальный стаж истца не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — в должности старшей пионервожатой в средней школе №106 г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком в должности старшей пионервожатой школы                      г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,              с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебные отпуска,               с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

По подсчетам ответчика, специальный стаж истца составил                              23 года 5 мес. 27 дней.

При этом в специальный стаж истца не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшей пионервожатой в средней школе №106 г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком в должности старшей пионервожатой школы №106                    г. Ростова-на-Дону.

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе №106 г. Ростова-на-Дону, суд первой инстанции руководствовался Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, и исходил из того, что спорный период подлежит включению в специальный стаж при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Причем 2/3 стажа должны существовать на момент обращения с заявлением о назначении пенсии. Обязательности выработки 2/3 стажа только в должностях, указанных в этом нормативном акте нет, а правовое значение имеет наличие у работника такого стажа в тех должностях, работа в которых дает право на эту пенсии. Поэтому, после окончания действия этого Положения, названная работа может быть предусмотрена и иными нормативными актами, необходимо, чтобы работник на момент обращения с заявлением о назначении пенсии не менее 2/3 стажа работал в тех должностях, которые прямо поименованы в списках в качестве педагогических должностей.

Суд принял исчисленный специальный педагогический стаж ФИО1 продолжительностью 23 года 5 месяцев 27 дней, в который вошли только период работы в должности учителя в общеобразовательных школах и, установив, что данная продолжительность составляет 2/3                         (16 лет 8 мес.) от требуемого стажа 25 лет, пришел к выводу об удовлетворении требований истца и включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе г. Ростова-на-Дону.

При этом суд указал, что должность «старшая пионервожатая» в спорный период рассматривалась как педагогическая, а не приравненная                к педагогической.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска по уходу за ребенком в должности старшей пионервожатой школы №106 г. Ростова-на-Дону, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 167 КЗоТ РСФСР, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», исходил из того, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для включения данного периода в специальный стаж, не имеется.

С учетом периодов, принятых к зачету пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом первой инстанции, у истца имелся необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости 25-летний стаж, предусмотренный пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на момент обращения в пенсионный орган.

Срок назначения досрочной страховой пенсии определен судом со дня возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела также установил из копии трудовой книжки серии AT-V , что              ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности               старшей пионервожатой. До поступления на работу в среднюю школу №106 г. Ростова-на-Дону, трудового стажа не имела на должность учителя русского языка и литературы принята ДД.ММ.ГГГГ, то есть у нее             отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности                                   до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пришел к выводу, что нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет           работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения работа в должности пионервожатых, вопреки выводам суда первой инстанции, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.

Поскольку без учета данного периода специальный стаж истца составляет менее 25 лет, то суд апелляционной инстанции пришел к              выводу, что оснований для назначения ФИО1 пенсии по пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.

Также суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения           требований истца о включении в ее специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска по уходу за ребенком в должности старшей пионервожатой школы №106 г. Ростова-на-Дону.

        Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального              закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»                                     (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при             наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере                          не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона          от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от              29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет                          в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного          образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от                                     6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу              лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»),                  - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до                     1 января 1992 г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от              29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

- Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г.           № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»                                      - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период                             с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г.             № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993г. в связи с изданием Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение от 17 декабря 1959 г. № 1397).

Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 предусмотрена возможность зачета в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г.               № 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж работы в должности пионервожатых постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от                                29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работников этой категории Правилами от                 29 октября 2002 г. № 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Сохранение возможности зачета учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности работы в должности пионервожатых допускается только при условии, если работы имела место           до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

В соответствии с пунктами 2, 4 Положения Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо прочего, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при этом время обучения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Подпунктом "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" пункта 1 настоящего Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право                   на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета            Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при вступлении в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» порядок применения Положения от 1959 г. законодателем изменен, и применяется к периодам соответствующей деятельности, имевшим место до 01.01.1992.

Согласно статье 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в первоначальной редакции) отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше                 нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации до внесения изменений в данную норму закона, то есть до                                  6 октября 1992 года.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено,              что при разрешении споров, возникших в связи с включением                          женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой          пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место                   до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается           в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на                  досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Как верно указал суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком предоставлен истцу после 6 октября 1992 года, оснований для включения данного периода в специальный стаж истца не имелось.

Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены            или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся             по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено                 дело, не может являться поводом для отмены или изменения                      вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11.03.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий                           С.А. Губарева

Судьи                                        Ф.Г. Руденко

Е.В. Черкасова

8Г-20102/2024 [88-22797/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Синявская Наталья Анатольевна
Ответчики
ОСФР ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Сахарчук Татьяна Владимировна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
21.08.2024Судебное заседание
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее