Судья Валиуллина Г.Ш. Дело № 33а-13889/2016
Учет № 016а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 августа 2016 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Саитгараевой Р.А., Ибрагимова Р.С.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» удовлетворить.
Признать решение Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны № 06/1194 от 21 марта 2016 года незаконным.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны совершить действия по принятию в муниципальную собственность муниципального образования город Набережные Челны внутримикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....:2434, внемикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266, а также определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфортные дома» Багманова М.М., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфортные дома» (далее по тексту – общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома») обратилось в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным его решения от 21 марта 2016 года № 06/1194 об отказе в принятии в муниципальную собственность сетей теплоснабжения, возложении на административного ответчика обязанности принять в муниципальную собственность муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан внутримикрорайонные и внемикрорайонные сети теплоснабжения и определить организацию, осуществляющую содержание и обслуживание тепловых сетей. Заявленные требования мотивированы следующим.
29 сентября 2014 года введен в эксплуатацию «Многоэтажный жилой комплекс по проспекту Чулман в районе Электротехнического ОВД г.Набережные Челны со встроенными помещениями общественного назначения с наружными инженерными сетями», который включает в себя: четыре многоквартирных жилых дома, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Чулман, дома 8, 8А, 10, 10А, и систему инженерно-технического обеспечения указанных домов. Сети инженерно-технического обеспечения комплекса отражены в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 29 сентября 2015 года и включают в себя, в том числе внемикрорайонные сети теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266 и внутримикрорайонные сети теплоснабжения с кадастровым номером ....:2434, которые не входят в состав общедомового имущества.
Исполнителем коммунальных в жилых домах является общество с ограниченной ответственностью «УК«Комфортные дома». Кроме того, административный истец является собственником нежилого офисного помещения № 4Б, расположенного по адресу: <адрес>
Поскольку право собственности на инженерные сети не зарегистрировано, ни одна организация не отвечает за надлежащую эксплуатацию инженерных сетей, по которым поставляется теплоноситель в указанные жилые дома и в нежилое здание по адресу: г.Набережные Челны, проспект Чулман дом 6, в котором располагается ГКЦ «Эврика».
Актом раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определено, что за эксплуатацию участка тепловой сети от наружных стен многоквартирных домов до тепловой камеры ТК-НО-398 ответственность несет административный истец.
Между тем, данное условие акта раздела границ является ничтожным, поскольку противоречит закону.
Административный истец, являясь исполнителем коммунальных услуг, не может подменять функции органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения и в связи с этим неоднократно обращался к административному ответчику с заявлениями о принятии тепловых сетей в муниципальную собственность.
Письмом от 19 января 2015 года в ответ на заявление административного истца от 22 декабря 2014 года исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны отказался принимать сети теплоснабжения в муниципальную собственность и предложил административному истцу обратиться с этим вопросом в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
На обращение административного истца от 14 августа 2015 года административный ответчик не ответил.
Письмом от 21 марта 2016 года в ответ на обращение от 9 марта 2016 года административный ответил отказом принять тепловые сети в муниципальную собственность города, ссылаясь на отсутствие организации по обслуживанию и эксплуатации тепловых сетей.
Административный истец просил незаконным отказ исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 21 марта 2016 года №06/1194 принять тепловые сети в муниципальную собственность города, обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия в муниципальную собственность внутримикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....2434 и внемикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266, определить организацию, осуществляющую содержание и обслуживание тепловых сетей.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» Багманов М.М. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда постановлено при неправильном применении норм материального права. Указывается, что обязательным условием для принятия сетей теплоснабжения в муниципальную собственность является признание указанного имущества в установленном законом порядке бесхозяйным.
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» представило в суд апелляционной инстанции свои письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещен, своего представителя в суд не направил.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года № 65-ЗРТ "О государственном имуществе Республики Татарстан" государственное имущество Республики Татарстан формируется, в частности, в результате разграничения государственной и муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; путем передачи объектов федеральной, муниципальной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в собственность Республики Татарстан.
Из материалов дела видно, что 11 января 2016 года зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» на нежилое помещение №4Б, расположенное по адресу: Республика Татарстан, <адрес>
29 сентября 2014 года на основании разрешения № RU16302000-150 введен в эксплуатацию построенный объект «Многоэтажный жилой комплекс по проспекту Чулман в районе Электротехнического ОВД г.Набережные Челны. Многоэтажный жилой дом № 4 со встроенными помещениями общественного назначения с наружными инженерными сетями».
Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию в состав объекта капительного строительства вошли внутримикрорайонные сети водоснабжения длиной 353,36 м и внутримикрорайонные сети хозбытовой канализации длиной 617, 26 м.
17 октября 2014 года собственники квартир многоквартирного жилого дома <адрес> посредством проведения общего собрания приняли решения, в том числе, о выборе административного истца в качестве управляющей организации многоквартирным домом.
Также административный истец осуществляет управление многоквартирными домами <адрес>
20 ноября 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте с кадастровым номером ....:2266 назначением: сооружение коммунального хозяйства в виде внемикрорайонных сетей теплоснабжения; адрес объекта: <адрес>
10 февраля 2015 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ....:2434 назначением: сооружения коммунального хозяйства в виде внутримикрорайонных сетей теплоснабжения протяженностью 331, 66 кв.м; адрес объекта - тот же: <адрес>
Протоколами №3/1 от 18 марта 2015 года, №3/2 от 18 марта 2015 года, №3/3 от 1 апреля 2015 года, №3/4 от 1 апреля 2015 года собственниками квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> принято решение об уменьшении общего имущества многоквартирного дома путем безвозмездной передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и назначении общества с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» уполномоченным от имени собственников по регистрации перехода права собственности.
По сведениям ЕГРП, по состоянию на 14 августа 2015 года право собственности на объекты недвижимости с кадастровым номером <адрес>:2266 и с кадастровым номером <адрес>:2434 не зарегистрировано.
1 сентября 2015 года административный истец обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации права на объекты сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе на внемикрорайонную сеть теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266 и на внутримикрорайонную сеть теплоснабжения с кадастровым номером ....:2434.
При этом цель обращения указана как государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме, доля в праве № 1186/104786.
Регистрирующий орган выдал отказ в государственной регистрации права на общее имущество, который оформил единым сообщением от 14 октября 2015 года № 099/004/2015-522 от 14 октября 2015 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2016 года по делу № А65-26925/2015 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными отказов от 14 октября 2015 года в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9 марта 2016 года общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» обратилось к руководителю исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Абдуллину Р.А. с заявлением о принятии в муниципальную собственность внутримикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....:2434 и внемикрорайонных сетей теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266.
Письмом от 21 марта 2016 года № 06/1194 исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан поставил административного истца в известность об отсутствии возможности принятия указанных сетей теплоснабжения в коммунальную собственность города.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 октября 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» и, указав, что объекты инженерной инфраструктуры города являются муниципальной собственностью в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 17 того же Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в частности, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808, к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей.
Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (пункт 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307).
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, 18 ноября 2014 года составлен акт о границе раздела по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО «Генерирующая компания» - НЧТС и обществом с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома», в соответствии с которым филиал ОАО «ГК»-НЧТС обслуживает и несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию наружных тепловых сетей и запорной арматуры до наружной стены ТК-НО-398, а общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» - за техническое состояние и безопасную эксплуатацию наружных тепловых сетей от наружной стены ТК-НО-398 до жилых домов № 8, 8а, 10, 4. Граница ответственности установлена по наружной стене ТК-НО-398.
Законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен. Так в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В связи с этим суд апелляционной инстанции находит несостоятельной ссылку суда первой инстанции на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, поскольку оно регулирует порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации на уже существовавшие объекты и не применяется в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в рамках выполнения условий по технологическому присоединению вновь возводимых зданий (в том числе многоквартирных домов).
Решением арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2016 года по делу № А65-26925/2015 сделан вывод о том, что спорные сети теплоснабжения и сети водоотведения, расположенные за внешней границей стены многоквартирного дома, а также сети газоснабжения до места соединения первого запорного устройства, не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции имелись основания для вывода о том, что спорные объекты обладают признаками бесхозяйной вещи.
В то же время правовое регулирование условий по технологическому присоединению объектов коммунальной инфраструктуры в рамках технологического присоединения зданий (многоквартирных домов в том числе) может иметь свои особенности.
Так, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года № 2455-р утвержден Порядок выявления на территории Республики Татарстан объектов электросетевого хозяйства, который регламентирует действия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и государственных унитарных предприятий Республики Татарстан, осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства, по выявлению на территории Республики Татарстан объектов электросетевого и теплосетевого хозяйства, относящихся к государственной собственности Республики Татарстан и не учтенных в Реестре государственной собственности Республики Татарстан для последующего включения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан и закрепления на праве хозяйственного ведения объектов теплосетевого хозяйства - за специализированной организацией - государственным унитарным предприятием Республики Татарстан "Теплоэнергосети" (далее - ГУП РТ "Теплоэнергосети").
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2014 года №2170-р утвержден План мероприятий по передаче в собственность ОАО "Генерирующая компания" тепловых сетей, имеющих непосредственное присоединение к тепловым сетям ОАО "Генерирующая компания" в городах Казани, Набережные Челны и Нижнекамске», предусматривающий издание распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о принятии тепловых сетей из муниципальной собственности в собственность Республики Татарстан и передаче тепловых сетей в хозяйственное ведение ГУП РТ "Электрические сети", а также передачу тепловых сетей из муниципальной собственности в собственность Республики Татарстан вместе технической документацией, государственную регистрацию права Республики Татарстан и подписание актов приема-передачи имущества в хозяйственное ведение ГУП РТ "Электрические сети", государственную регистрацию права хозяйственного ведения.
Таким образом, региональное законодательство предполагает передачу тепловых сетей в городе Набережные Челны, в том числе и бесхозяйных, в собственность Республики Татарстан, что судом первой инстанции не учтено.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Вместе с тем, своим решением от 13 мая 2016 года суд первой инстанции обязал исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны совершить действия по принятию спорных сетей теплоснабжения в муниципальную собственность муниципального образования город Набережные Челны.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состоятелен также и довод апелляционной жалобы о том, что требование о возложении на административного ответчика обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества административным истцом не заявлено. Между тем, данное обстоятельство является условием возложения на орган местного самоуправления обязанности определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Ссылка административного истца на преюдициальное значение для данного дела решения арбитражного суда от 26 февраля 2016 года не может быть принята во внимание в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан арбитражным судом к участию в деле № А65-26925/2015 не привлекался.
Письмом от 25 декабря 2015 года № 13-03-3679 открытого акционерного общества «Генерирующая компания» - Набережночелнинские тепловые сети в ответ на его обращение общество с ограниченной ответственностью «УК «Комфортные дома» поставлено в известность о согласии филиала содержать и обслуживать внемикрорайонные и внутримикрорайонные сети теплоснабжения микрорайона «Комфортный» после их передачи в собственность ОАО «Генерирующая компания».
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2016 по данному административному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфортные дома» к исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения от 21 марта 2016 года № 06/1194, возложении обязанности принять в муниципальную собственность муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан внутримикрорайонные сети теплоснабжения с кадастровым номером ....:2434 и внемикрорайонные сети теплоснабжения с кадастровым номером ....:2266 и определить организацию, осуществляющую содержание и обслуживание тепловых сетей, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи