Решение по делу № 2-278/2019 от 24.06.2019

Дело в„– 2-278/2019         УИД: 66RS0060-01-2019-000336-32

Решение изготовлено в окончательной форме 04.08.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 РіРѕРґР°              Рї.Рі.С‚. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рогожниковой В.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

соистца К.Г.Н.,

третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора К.Т.А., выступающей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: К.Е.Г., К.В.Г., К.М.Г., К.К.Г., К.Н.Г.,

представителя ответчика - Администрации Шалинского городского округа по доверенности К.,

представителя третьего лица на стороне ответчика не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора – муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская жилищно-коммунальная служба» (далее по тексту – МУП «Шалинская ЖКС») по доверенности В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах К.Г.Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма

установил

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах К.Г.Н. с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить К.Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу д. <адрес> незамедлительно жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>1.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведены надзорные мероприятия по обращению К.Г.Н. - в части соблюдения жилищного законодательства администрацией Шалинского городского округа, в ходе которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Платоновское ЖКХ» и К.Г.Н. заключен договор социального найма б/н, согласно которому ООО «Платоновское ЖКХ» передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: Шалинский городской округ, <адрес>1 общей площадью – 50 кв. м., состоящее из 2-х комнат.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной, постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Шалинского городского округа» проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1 общей площадью 50 кв.м.. По результатам обследования помещения комиссией составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым жилое помещение (<адрес>1) признано ветхим и подлежит включению в программу «Переселение из ветхого жилья».

Постановлением Главы Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ К.Г.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на котором состоит по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Шамарская ЖКО» и К.Г.Н. заключен договор социального найма №, согласно которому МУП «Шамарская ЖКО» передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1 общей площадью 50 кв. м., состоящее из 2-х комнат.

ДД.ММ.ГГГГ МУП ШГО «Шалинское ЖКС» составлено дополнительное соглашение № к договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № о вселении членов семьи нанимателя жилого помещения К.Н.Г..

С ДД.ММ.ГГГГ К.Г.Н. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в настоящее время в связи с невозможностью проживания последнего в указанном жилом помещении, представляющим опасность для него и членов его семьи, зарегистрирован по адресу: <адрес>1, <адрес>, что подтверждается приложенными последним фотографиями.

На момент подачи искового заявления, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № не расторгнут.

Обеспечение К.Г.Н. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке, по мнению прокурора относится к полномочиям администрации Шалинского городского округа, в том числе путем обращения в органы государственной власти Свердловской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в соответствии со ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 статьи 55, 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Шалинского района Свердловской области В. исковые требования прокурора Шалинского района поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Соистец К.Г.Н. исковые требования, поданные в его интересах прокурором к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности предоставить незамедлительно жилое помещение по договору социального найма, поддержал в полном объеме, пояснив при этом, что он был вынужден сняться с регистрационного учета по прежнему адресу, так как, если бы он не зарегистрировал членов семьи в купленной квартире, пенсионный Фонд не перегнал бы продавцу квартиры средства семейного (материнского) капитала. Кроме того, площадь купленной квартиры составляет 40 кв.м., что значительно меньше площади предыдущей квартиры, а у него пятеро малолетних детей.

Третье лицо на стороне истца – К.Т.А., выступающая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: К.Е.Г., К.В.Г., К.М.Г., К.К.Г., К.Н.Г. исковые требования прокурора и доводы, изложенные К.Г.Н., поддержала полностью.

Представитель ответчика - Администрации Шалинского городского округа К., заявленный иск прокурора не признал, предоставив возражения, которые поддержал. В своих возражениях ответчик мотивировал, что соистец добровольно снялся с регистрационного учета в аварийной квартире по адресу: <адрес>, соответственно, в силу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации – в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства, договор социального найма считается расторгнутым, и значит, соистец потерял право на жилое помещение.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – МУП «Шалинская ЖКС» В. (не приходится близким родственником помощнику прокурора Вылегжаниной А.В.) пояснил, что возражений против заявленных исковых требований прокурора не имеет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как установлено из представленных доказательств - К.Г.Н. признан нуждающимся и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма в 2011 году и заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>1 признано ветхим и подлежащим включению в программу «Переселение из ветхого жилья» (л.д. 22-23,34).

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В нарушение п. 49 Положения администрацией Шалинского городского округа после получения заключения не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения К.Г.Н. с семьей, лишив его права на обжалования действий, бездействий администрации Шалинского городского округа в части сроков предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В своих возражениях ответчик мотивирует, что данное жилое помещение, находящееся в <адрес>1 не было включено в региональную (муниципальную) адресную программу по причине того, что жилое помещение находится в двухквартирном жилом доме, то есть доме блокированной застройки, а в программу включались только многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (л.д. 67-70).

Данная мотивация ответчика противоречит акту и заключению межведомственной комиссии администрации Шалинского городского округа о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым жилое помещение (<адрес>1) признано ветхим и подлежит включению в программу «Переселение из ветхого жилья» (л.д. 22-23).

Согласно ответу на запрос третьего лица МУП «Шалинская ЖКС» прокурору Шалинского района - по их мнению оснований для выселения К.Г.Н. из жилого помещения по адресу: <адрес> не было. Семья К.Г.Н. в составе 7 человек добровольно снялась с регистрационного учета и съехала с данной квартиры в другое постоянное место жительства (л.д.57).

Как подтверждено ответчиком - в региональные адресные программы «Переселения граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017, в 2019-2025 годах» указанное жилое помещение не включено.

Доводы соистца К.Г.Н. о том, что они с женой вынужденно использовали средства семейного (материнского) капитала для приобретения другого жилья, поскольку в прежней квартире было опасно проживать, так как её техническое состояние угрожало им и их пяти детям жизни и здоровью, а также вынужденно снялись с регистрационного учета по указанному адресу – <адрес>, стороной ответчика и третьего лица МУП «Шалинская ЖКС» не опровергнуты.

Также, ответчиком не подтверждены свои доводы в том, что К.Г.Н., как наниматель не предпринимал меры к сохранности квартиры, поскольку наймодатель в суд с иском о выселении нанимателя за ненадлежащее содержание жилья не обращался, уведомлением третьего лица МУП «Шалинская ЖКС» договор социального найма расторгнут с К.Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом последнего на ПМЖ в другую квартиру – то есть после подачи иска прокурором в интересах К.Г.Н. в суд (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.71).

В течение 9 лет администрация Шалинского городского округа после признания жилого помещения непригодным для проживания, никаких мер по переселению К.Г.Н. с семьей из занимаемого им жилого помещения не предпринимала, жилое помещение последнему до настоящего времени не предоставила, хотя право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке у него возникло с 2010 года.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, содержится также в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 1 (ч. 1), 2 (ч. б), 14 (ч. 1 пункты 8, 9), 15 (ч. 4) Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Доводов о том, что у К.Г.Н. отпали основания состоять на таком учете, ответчиком суду также не предоставлено.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 и 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14 и 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно статьям 49, 57, 60, 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, именно на администрации, как собственнике муниципального имущества, лежит обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных и признанных непригодными к проживанию.

На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, но при этом не является формой улучшения жилищных условий граждан, в связи с чем, гражданам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

Проживание К.Г.Н. в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, создает угрозу для его жизни и здоровья, а также его семьи, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, который, по словам представителя МУП «Шалинская ЖКС» - до настоящего времени не снесен.

Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, снятие с регистрационного учета К.Г.Н. по адресу: <адрес>1, и регистрация его по адресу: <адрес>1, не является основанием для отказа в реализации его права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку из-за невозможности проживания в квартире, он за счет средств семейного (материнского) капитала был вынужден приобрести жилое помещение меньшей площади, куда и выехал с семьей.

Исходя из данных положений жилищного законодательства - на Администрацию Шалинского городского округа должна быть возложена обязанность незамедлительно предоставить К.Г.Н. жилье по договору социального найма, равнозначное по общей площади квартиры занимаемой заявителем общей площадью 50 кв.м.. Поскольку у К.Г.Н. право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло, соответственно, оно должно быть реализовано.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах К.Г.Н.. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить К.Г.Н. незамедлительно жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах К.Г.Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области предоставить К.Г.Н. незамедлительно жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области предоставить К.Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу д. <адрес> незамедлительно жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ     Р’.Р•. Ярославцев

2-278/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинин Геннадий Николаевич
Другие
Калинин Николай Геннадьевич
Калинина В.Г.
Калинина Маргарита Геннадьевна
Калинина Т.А.
Калинина М.Г.
Калинина Татьяна Андреевна
Калинин Евгений Геннадьевич
Калинин Е.Г.
Калинина Виктория Геннадьевна
Калинин Г.Н.
прокурор Шалинского района
МУП ШГО "Шалинская ЖКС"
Калинин Н.Г.
Администрация Шалинского городского округа
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Дело на странице суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
24.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Судебное заседание
04.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2019Дело оформлено
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее