дело №...
УИД 03RS0№...-63
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-22720/2023
18 декабря 2023 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гиндуллиной Г.Ш.,
судей: Гафаровой Л.Ф.,
Сагетдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Уфа» к ФИО1 об устранении нарушений требований Закона,
по встречному исковому заявлению ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранения нарушения прав собственника объекта недвижимого имущества и переносе (демонтаже) газопровода,
по правилам производства суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Гиндуллиной Г.Ш.,
установила:
ПАО «Газпром газораспределение Уфа» обратилось с иском к ФИО1, в котором просит с учетом дополнений возложить ответственность на ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств в целях устранения нарушения охранной зоны газопроводов произвести перекладку газопровода низкого давления (d76мм) по адрес д. Константиноградовка и газопровода низкого давления (d40мм) к зданию сельского совета по адрес д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
В обоснование иска указано, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. При проверке соблюдения охранной зоны газораспределительных сетей 06 февраля 2020 года, 05 февраля 2021 года Стерлитамакской комплексной службой филиала ПАО «Газпром газораспределение Уфа» в адрес выявлены нарушения, а именно на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, д. Константиноградовка адрес, объект капитального строительства - нежилое здание (магазин) расположен в охранной зоне газопровода низкого давления d76мм на расстоянии 1,5 м и в охранной зоне газопровода низкого давления d40мм на расстоянии 0,4 м. Нежилое здание площадью 45,6 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес, д. Константиноградовка, адрес принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 августа 2012 г. внесена запись.
Подземный газопровод низкого давления к административному зданию по адрес, д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес (d40мм), введен в эксплуатацию в 2000 г., инв. №... (газопровод низкого давления, РБ000006016293 протяженность 42,4 м., местоположение: Россия, РБ, адрес, д. Константиноградовка, адрес, инд.450000).
Подземный газопровод низкого давления по адрес д. Константиноградовка (d76мм), введен в эксплуатацию в 1997 году, инв. №... (газопровод низкого давления РБ 000006055990 протяженностью 465,9 м., местоположение: Россия, РБ, адрес, с/с Константиноградовский, д. Константиноградовка, адрес, инд. 450000).
Указанные газопроводы находятся в государственной собственности Республики Башкортостан, переданы ПАО «Газпром газораспределение Уфа» в безвозмездное пользование на основании договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование от дата № Б-133/675. Истец является эксплуатирующей организацией.
Вышеуказанные подземные газопроводы низкого давления построены и введены в эксплуатацию в 1997 и 2000 годах в соответствии со строительными нормами и правилами, что подтверждается Актами о приемки законченного строительством объектов систем газоснабжения от 1997 и 2000 годов. На момент ввода газопроводов в эксплуатацию (1997, 2000 года) действовали – нормативно-правовые акты, которые устанавливали охранные зоны и минимальные расстояния от объектов газоснабжения (СНиП 3.05.02-88, СНиП 3 31.01-85*, СНиП 3.01.03-84, СНиП Ш-4-80*, СНиП 2.04.08-87*, СНиП 2.07.01-89, также "Правил безопасности в газовом хозяйстве") на расстоянии от наземных сетей до фундаментов зданий и сооружений - 2 метра.
Строительство газопровода является технически сложным процессом и в силу своих параметров и требований не могут вестись под существующими объектами капитального строительства (торговый павильон расположен от объектов системы газоснабжении на одной стороны объекта 1,5 м и с другой 0,4 м).
В соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 «Газораспределительные сети» не допускается прокладка газопроводов через фундаменты зданий и сооружений, через лоджии и балконы, кроме оговоренных случаев, а также под фундаментами зданий и сооружений.
Вышеуказанные газопроводы низкого давления построены и введены в эксплуатацию задолго до постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №... (согласно выписки из ЕГРН указан 2006 год) и строительства спорного торгового павильона с кадастровым номером №... (согласно выписки из ЕГРН указан 2012 год).
Указанный подземный газопровод низкого давления находится в государственной собственности Республики Башкортостан, передан на безвозмездное пользование ПАО «Газпром газораспределение Уфа» на основании договора от 21 декабря 2005 года. Филиалом выданы предписания: устранить выявленные нарушения, направлены в адрес ответчика 06 февраля 2020 года, а также 05 февраля 2021 года. Также филиалом направлены досудебные претензии от 16 марта 2020 года, в своем ответе на претензию ответчик отказался устранить нарушения. Претензия от 09 февраля 2021 года оставлена без ответа.
На основании данных обстоятельств ПАО «Газпром газораспределение Уфа» просило возложить ответственность на ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств в целях устранения нарушения охранной зоны газопроводов произвести перекладку газопровода низкого давления d76мм по адрес д. Константиновка и газопровода низкого давления d40мм к зданию сельского совета по адрес д. Константиновка к-з «Заря» адрес с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 02 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 г., удовлетворены, на ФИО1 возложена обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств в целях устранения нарушения охранной зоны газопроводов произвести перекладку газопровода низкого давления d76мм по адрес д.Константиновка и газопровода низкого давления d40мм к зданию сельского совета по адрес д. Константиновка к-з «Заря» адрес с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов. Взыскана с ФИО1 в пользу Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Уфа» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 октября 2022 г. решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Возражая против заявленных требований ФИО1 обратился с встречным иском к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в котором просит возложить обязанность по перекладке газопровода низкого давления за пределы указанного участка на нормативное расстояние на ответчика ПАО "Газпром газораспределение Уфа" и соответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов.
Решением Стерлитамакского городского суда адрес от 24 апреля 2023 г. В удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Уфа» к ФИО1 отказано.
Встречные исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранения нарушения прав собственника объекта недвижимого имущества и переносе (демонтаже) газопровода, - удовлетворены частично. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в целях устранения нарушения охранной зоны газопроводов произвести перекладку газопровода низкого давления d 76мм по адрес д.Константиноградовка и газопровода низкого давления d 40мм к зданию Сельского совета по адрес д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов. В удовлетворении остальной части встречных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ПАО «Газпром газораспределение Уфа» просит решение отменить и принять по делу новое решение о полном удовлетворении исковых требований ПАО «Газпром газораспределение Уфа». По существу апелляционная жалоба повторяет доводы изложенные в исковом заявление, кроме этого податель жалобы указывает, что по всей трассе имеются опознавательные знаки на металлических столбах высотой 2 м., вывод суда первой инстанции о незнании ответчиком о наличии газопровода опровергается материалами дела.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку газопровод передан по договору ссуды истцу, ссудополучатель обязан поддерживать вещь в исправном и безопасном состоянии, риск порчи и утраты предмета ложится на ссудополучателя. В случае деятельности высокого уровня опасности, связанной с предметом сделки, ответственность несет титульный владелец, в связи с чем, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме этого, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не было извещено о принятии встречного искового заявления, и привлечении к участию в деле в качестве ответчика. Поскольку имущество Республики незакрепленное за государственными учреждениями и предприятиями находится в казне Республики Башкортостан ГКУ «Управление имуществом казны РБ», к участию в деле необходимо было привлечь ГКУ «Управление имуществом казны РБ».
ФИО1 принес возражения в которых выражает согласие с решением суда первой инстанции, указывает, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан получило его исковое заявление, оно обязано самостоятельно следить за ходом и результатом судебных заседаний, также полагает, что поскольку Министерство является учредителем ГКУ «Управление имуществом казны РБ», то на нем лежит обязанность извещать о споре, с заявлением о получении решения суда Министерство не обращалось, препятствий тому не имело.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, с учетом предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, судебной коллегией 27 ноября 2023 г. принято определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений РБ не извещалось судом первой инстанции о принятии встречного искового заявления ФИО1 и привлечении их к участию в деле в качестве ответчика, кроме этого, судом первой инстанции не разрешен вопрос о привлечении в качестве третьего лица - государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», осуществляющее управление, содержание и сохранение имущества казны (не закрепленное за государственными учреждениями и предприятиями).
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Представитель ПАО «Газпром газораспределение Уфа» ФИО5 в суде апелляционной инстанции исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования ФИО1 считает необоснованными, пояснила, что ФИО1 приобрел небольшое по площади здание, которое самовольно перестроил, значительно увеличив площадь, разрешение на строительство н получал, при этом нарушил охранную зону газопроводов.
ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных ПАО «Газпром газораспределение Уфа» требований, пояснил, что является собственником нежилого помещения которое зарегистрировано с 1998 года, о наличии газопроводов не знал до 2020 года, при строительстве магазина представители Газпрома никаких возражений не имели. Разрешение на строительство магазина не получал, но решением суда постройка признана законной.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ ФИО6 в суде апелляционной инстанции исковые требования ФИО1 не признала, считает, что не являются надлежащими ответчиками, газопроводы были переданы в бессрочное пользование ПАО «Газпром газораспределение Уфа», указала, что ответственность за имущество несет титульный владелец, полагает что ФИО1 осуществляя строительство должен был действовать добросовестно и получить разрешение на строительство.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
В силу положений статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
На основании части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Судом установлено, на основании договора купли-продажи от 11 февраля 2010 года № б/н ответчик ФИО1 приобрел нежилое строение - киоск площадью 5,5 кв.м., расположенный по адресу: РБ, адрес, д.Константиноградовка, адрес продавца - ФИО7 Указанное нежилое строение принадлежало продавцу на основании постановления администрации адрес РБ №... от 28.08.1998 г., имелась техническая документация – технический паспорт инв №... от 15.09.2006 г.
Указанный киоск расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 100 кв.м., разрешенное использование; киоск, торговый павильон, категория земель: земли населенных пунктов, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Подземный газопровод низкого давления к административному зданию по адрес, д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес (d40мм) введен в эксплуатацию в 2000 году, подземный газопровод низкого давления по уд Мира д.Константиноградовка(d76мм), введен в эксплуатацию в 1997 году.
Согласно договору о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование №... от 21 декабря 2005 г. Министерство имущественных отношений Республики Башкортсотан передало в пользование ОАО «Газ-Сервис» в безвозмездное пользование бессрочно объекты газоснабжения, расположенные по адресу: адрес, д. Константиноградовка для использования в целях обеспечения населения газом.
ФИО1 в 2012 году осуществил самовольное строительство на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: РБ, адрес, д.Константиноградовка, адрес возвел нежилое здание площадью 45,6 кв.м., с кадастровым номером №.... Право собственности установлено решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2012 г.(2-467/2012), зарегистрировано в ЕГРН 22 августа 2012 г.
При проверке соблюдения охранной зоны газораспределительных сетей 6 февраля 2020 г., 5 февраля 2021 г. Стерлитамакской комплексной службой филиала ПАО «Газпром газораспределение Уфа» в адрес выявлены нарушения, а именно на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, д. Константиноградовка адрес, объект капитального строительства- нежилое здание (магазин; расположен в охранной зоне газопровода низкого давления (d76 мм на расстоянии 1,5 мм) и в охранной зоне газопровода низкого давления (d40мм на расстоянии 0,4 мм.).
Филиалом ПАО «Газпром газораспределение Уфа» в адрес выданы предписания: устранить выявленные нарушения, направлены в адрес ответчика 6 февраля 2020 года, а также 05 февраля 2021 года. Также филиалом направлены досудебные претензии от 16 марта 2020 года, в своем ответе на претензию ответчик отказался устранить нарушения. Претензия от 9 февраля 2021 года оставлена без ответа.
Согласно выводов Заключения судебной строительно-технической экспертизы №.../С/2023, расположение нежилого здания (магазин), расположенного по адресу: адрес, д. Константиноградовка, адрес нарушает минимальные расстояния от ближайшей выступающей части здания (облицовка наружной стены): -0.55 метра до подземного газопровода низкого давления (d40 мм) проходящий к административному зданию по адрес д. Константиноградовка, колхоз "Заря" адрес; -1.45 метра до подземного газопровода низкого давления (d76 мм) проходящий к жилому дому по адрес.Константиноградовка, что не соответствует требованиям п.5.2.2 (приложение В) СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Нежилое здание (магазин), расположенный по адресу: адрес, д. Константиноградовка, адрес принадлежащий на праве собственности ФИО1 нарушает охранную зону: -подземного газопровода низкого давления (d40 мм) проходящий к административному зданию по адрес д.Константиноградовка, колхоз "Заря" адрес - подземного газопровода низкого давления (d76 мм) по адрес.Константиноградовка, что не соответствует требованиям п.7 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. №... "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей". При расположении нежилого здания (магазин), расположенного по адресу: адрес, д. Константиноградовка, адрес в охранной зоне подземного газопровода низкого давления, проходящего к административному зданию по адрес д.Константиноградовка колхоз "Заря" адрес (d40 мм) и подземного газопровода низкого давления проходящего к жилому дому по адрес Константиноградовка (d76 мм), адрес нарушаются охраняемые законом интересы других лиц, создается угроза жизни и здоровья граждан, не обеспечивается сохранность объектов системы газоснабжения при эксплуатации, обслуживании и ремонте, отсутствует возможность предотвратить аварии, катастрофы и иные возможные неблагоприятные последствия.
Техническая возможность переноса (реконструкции) газопровода низкого давления в целях устранения нарушений охранной зоны без причинения ущерба имуществу нежилое здание (магазин) расположенный по адресу: адрес, д.Константиноградовка, адрес "а"и с учетом сохранения возможности транспортировки газа по данному газопроводу к потребителям, к административному зданию по адрес д.Констиноградовка, колхоз "Заря" адрес к жилому дому по адрес.Константиноградовка, адрес без нарушения прав и законных интересов иных лиц, имеется, согласно проекту по перекладке газопровода имеющийся в материале гражданского дела №... (том 1л.д.75).
Способ устранения выявленных нарушений охранной зоны газопроводов низкого давления является наименее обременительным. Целесообразность данного способа прокладки газопровода обоснована сохранением характеристик, надежности и безопасности, что установлено по результатам разработки проектно-сметной документации реконструкции исследуемого газопровода. Возложение действий по перекладке газопровода низкого давления с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации на собственника нежилого здания (магазина), расположенный по адресу: (адрес, д.Константиноградовка, адрес ФИО1 возможна при соблюдении требований Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов, Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. №... "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", СП 62.13330.2011. Газораспределительные системы.
Согласно "Правилам охраны газораспределительных сетей", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 20.11.2000 N 83 охранная зона газопровода установлена по 2 м в каждую сторону от оси газопровода. Согласно СП 62.213330.2011 Российской Федерации, минимально допустимое расстояние от подземного газопровода низкого давления до фундаментов зданий и сооружений установлено 2 м.
Оценивая приведенное Экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оно соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, поскольку отвечает требованиям, установленным статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, составлено экспертом, обладающим специальными познаниями в области проведенных исследований, на основе изучения всех имеющихся в деле документов и фактического осмотра объектов исследования. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Установив данные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу, что нежилое здание (киоск), принадлежащий ФИО1, расположенный на газопроводе низкого давления, ставит под угрозу безопасность граждан в случае аварии и препятствует выполнению мероприятий в целях предупреждения повреждений, мероприятий по обслуживанию и ремонту объектов газоснабжения, по ликвидации последствий возникших аварий, катастроф.
Подземный газопровод низкого давления к административному зданию по адрес, д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес (d40мм), подземный газопровод низкого давления по уд Мира д.Константиноградовка(d76мм) относятся к числу опасных производственных объектов, в связи с чем строительство ответчиком торгового павильона без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона.
Исходя из объяснений ФИО1 установлено, что строительство павильона осуществлено ответчиками в период 2012 год.
Согласно п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент строительства, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Подземный газопровод низкого давления по адрес, д. Константиноградовка к-з «Заря» адрес (d40мм), введен в эксплуатацию в 2000 году, подземный газопровод низкого давления по адрес д.Константиноградовка(d76мм), введен в эксплуатацию в 1997 году, в то время как право собственности на самовольную постройку - торговый павильон (лит.Б), находящийся по адресу: РБ, адрес, д.Константиноградовка, адрес признано за ответчиком 25 мая 2012 года. Разрешение на строительство у ФИО1 не имеется, на строительство торгового павильона не согласовано с ПАО «Газпром газораспределение Уфа».
При этом, как следует из материалов дела, разрешение на строительство спорного объекта недвижимости не выдавалось.
Таким образом, ФИО1 возвел нежилое здание, не получив необходимые разрешения.
Обращаясь с встречным иском в суд, ФИО1 указал на то, что о прохождении подземного газопровода низкого давления по спорному земельному участку ни ему, ни бывшему собственнику не было известно. Судебная коллегия исходит из того, что изначально предоставленный ФИО1 земельный участок имел ограничения в связи с прохождением по нему газопровода низкого давления, о которых последнему было известно, поскольку закрепление всей трассы произведено опознавательными знаками на металлических столбиках высотой 2 м., приобретенный Зайляловым киоск имел значительно меньшие размеры, приступил к строительству магазина не получив необходимые разрешение, осуществляя самовольное строительство нового объекта более чем в 8 раз превышающего существующий он мог и должен был принять все меры к соблюдению мер безопасности.
Требования об отражении в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зонах с особыми условиями использования территорий были установлены после принятия Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 46) и Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакциях, действующих до 01.01.2017 года).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022 года.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В письме Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 года N КМ-5452/05 разъяснено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в ЕГРН, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
Доказательств того, что в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода можно возводить какие-либо строения без согласования с газотранспортной организацией, ответчиком не представлено, в материалах дела не содержится.
Учитывая вышеизложенные нормы права и разъяснения, следует, что действовавшим в спорный период законодательством предусмотрено определение охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
При этом зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Материалами настоящего дела подтверждается, что зоны с особыми условиями использования территорий в виде зоны минимальных расстояний являются установленным и подлежат соблюдению независимо от факта внесения сведений о таких зонах в ЕГРН.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ссылка ФИО1 на отсутствие информации о зоне с особыми условиями использования территорий в ЕГРН не может свидетельствовать о правомерности возведения спорного сооружения, ввиду того, что зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Исходя из изложенного, решение Стерлитамакского городского суда адрес от 24 апреля 2023 г. подлежит отмене, с принятием нового решения, которым исковые требования ПАО «Газпром газораспределение Уфа» удовлетворены, а требования ФИО1 подлежат отклонению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования ПАО «Газпром газораспределение Уфа» удовлетворены, то с ответчика ФИО1 в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, которые подтверждаются документально.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда адрес от 24 апреля 2023 г. отменить. Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Уфа» к ФИО1 об устранении нарушений требований Закона-удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств в целях устранения нарушения охранной зоны газороводов произвести перекладку газопровода низкого давления d76мм по адрес д.Константиновка и газопровода низкого давления d40мм к зданию сельского совета по адрес д. Константиновка к-з «Заря» адрес с учетом требований норм и интересов третьих лиц согласно прилагаемой проектной документации по перекладке газопроводов.
Взыскать с ФИО1 в пользу Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Уфа» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранения нарушения прав собственника объекта недвижимого имущества и переносе (демонтаже) газопровода отказать
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года