Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.,
при секретаре: Гончаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Усольцева С.В., Усольцевой В.А., Усольцевой Е.С., Усольцевой О.С., действующей в своих интересах и интересах У., к администрации Краснощековского района Алтайского края, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Усольцев С.В., Усольцева В.А., Усольцева Е.С. и Усольцева О.С., действующая в своих интересах и интересах У., обратились в суд с иском к ответчикам о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование искового заявления указывают, что зарегистрированы и проживали в .... в ...., принадлежащем Усольцеву С.В. на праве собственности. В мае-июне 2014 года вследствие резкого подъема воды в реке Обь произошел крупномасштабный паводок, в результате чего дом истцов оказался в зоне подтопления и был признан непригодным для проживания и использования для целевого назначения. Соответствующий акт был выдан истцам, однако потом в администрации Маралихинского сельсовета его забрали. После этого Усольцев С.В. направил почтой в районную администрацию заявление о включении его и членов его семьи в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, на что ответа не последовало. В 2016 году истцу стало известно о включении его в списки на получение денежных средств на капитальный ремонт дома, тогда так согласно заключению специалиста дом находится в недопустимом техническом состоянии по причине воздействия паводковых вод, проведение реконструкции и ремонта дома нецелесообразно. Действующим законодательством предусмотрено право на получение государственного жилищного сертификата и право на включение в соответствующие списки граждан, утративших жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, при наличии одновременно следующих условий: нахождение объекта в зоне чрезвычайной ситуации, наличие у объекта статуса жилого помещения, жилое помещение утрачено или стало непригодным для постоянного проживания в результате чрезвычайной ситуации, жилое помещение являлось местом жительства гражданина, то есть где он проживал постоянно и состоял на регистрационном учете по месту жительства, другого жилого помещения для постоянного проживания на законных основаниях гражданин не имеет.
По таким основаниям истцами заявлены требования о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края по 18 кв.м. за каждым, возложении обязанности на ответчиков включить Усольцева С.В., Усольцеву В.А., Усольцеву Е.С., и Усольцеву О.С. и У. в список граждан на получение государственного жилищного сертификата лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Алтайского края С. исковые требования не признала, пояснив, что они не являются надлежащим ответчиком, в спорных правоотношениях Правительство Алтайского края непосредственно не участвует, уполномоченным государственным органом исполнительной власти на территории Алтайского края по работе с государственными жилищными сертификатами является Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. Истцами не представлено доказательств того, что дом не пригоден для проживания, в списки нуждающихся они не включены.
Представитель третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю П. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что надлежащим ответчиком является Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. На момент паводка истцы не являлись собственниками помещения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
От представителя истцов Усольцева С.В., Усольцевой В.А. до судебного заседания поступило ходатайство об отложении судебного заседания для предоставления возможности представления документов, указанных в определении суда.
В удовлетворении указанного ходатайства отказано, поскольку о необходимости представления доказательств истцам было известно заблаговременно, доказательств невозможности представления доказательств в данное судебное заседание не имеется.
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края представило возражения на исковое заявление, в которых исковые требования считают незаконными и необоснованными. Указывают, что истцы были включены в список на получение государственного жилищного сертификата, жилой дом истцов в реестре домов, признанных непригодными для проживания в результате паводка не значится. Заявление на получение сертификата по информации администрации Краснощековского района не поступало. Семья Усольцевых включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и нуждаются в капитальном ремонте. Правовых оснований для включения истцов в список на получение ГЖС нет.
В отзыве, представленном третьим лицом Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю принятие решения оставили на усмотрение суда.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В мае – июне 2014 года в Алтайском крае сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением администрации Алтайского края № 254 от 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Согласно положениям п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Из приведенных положений законодательства следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с п.6 названного Порядка, в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно п. 7 Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Из материалов дела следует, что на момент чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года истцы Усольцев С.В., Усольцева В.А., Усольцева Е.С., Усольцева О.С. и У. проживали и были зарегистрированы по адресу: .....
ДД.ММ.ГГГГ Усольцев С.В. обратился в администрацию Маралихинского сельсовета Краснощековского района с заявлением о включении его и членов его семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и(или) финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости).
Согласно акту обследования утраченного имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрации Маралихинского сельсовета Краснощековского района заключение комиссии: имущество утрачено полностью, сумма финансовой помощи пострадавшему составляет 550 000 руб., дом не пригоден к жилью.
С заключением комиссии и суммой финансовой помощи Усольцев С.В. согласен, о чем имеется его подпись в акте.
В материалы дела представлена справка администрации Маралихинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Усольцев С.В. включен в списки на получение единовременного пособия по 10 тысяч рублей на каждого зарегистрированного члена семьи и 10 тысяч рублей из краевого бюджета на домовладение и выплата на 50 тысяч рублей из федерального бюджета, на каждого зарегистрированного члена семьи.
Из ответа администрации Маралихинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края № 217 от 01.06.2017 на запрос суда следует, что семья Усольцева С.В. с заявлением о включении их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, не обращались. Дом по ...., в котором прописана семья Усольцевых, на момент паводка 2014 года не являлась собственностью Усольцева С.В., оформлен в собственность ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: ...., в реестре жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате паводка, не значится. Семья Усольцевых в списках на получение государственного жилищного сертификата не состояла. По информации администрации Краснощековского района от семьи Усольцевых заявление на получение сертификата в связи с утратой жилья в результате паводка 2014 года не поступало. Кроме того, указано, что семья Усольцевых включена в список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждаются в капитальном ремонте. Выплаты на капитальный ремонт не производились.
Представлен список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждаются в капитальном ремонте, в котором под № значится жилой дом по адресу .....
Согласно позиции представителя истца подтверждением обращения с заявлением о включении в списки на получение ГЖС является квитанция от ДД.ММ.ГГГГ о направлении почтового отправления на имя Т. – главы администрации Краснощековского района.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт обращения истца (истцов) в соответствующие уполномоченные органы с заявлением о включении список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка 2014 года на территории Алтайского края, не подтвержден, поскольку достоверных доказательств такого обращения не имеется. То обстоятельство, что истцом направлено почтовое отправление в адрес Т. таким доказательством не является, почтовое отправление направлено не в адрес органа местного самоуправления, содержание отправления не известно.
Кроме того не представлено доказательств соблюдения иных требований для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (отсутствия иных жилых помещений, причинно-следственной связи повреждения дома с паводком).
Представленное заключение специалиста № ООО «Современный центр Негосударственной Экспертизы» о непригодности жилого помещения истца для постоянного проживания было составлено ДД.ММ.ГГГГ и не может служить допустимым доказательством причинно-следственной связи повреждения дома с паводком. Заключение межведомственной комиссии по установлению данного обстоятельства не представлено, также как и доказательств обращения за обследованием дома в межведомственную комиссию.
Также суд отмечает, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок по адресу ...., оформлены в собственность Усольцева С.В. в ноябре 2015 года. Таким образом, на момент паводка в мае-июне 2014 года право собственности у истца Усольцева С.В. на жилой дом отсутствовало, Доказательств наличия оснований возникновения права собственности на дом ранее даты регистрации права собственности в ЕГРП не представлено.
При указанных обстоятельствах, право на получение государственного жилищного сертификата у истцов отсутствует, в связи с чем, требования о признании права на получение сертификата и включении в список не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Усольцева С.В., Усольцевой В.А., Усольцевой Е.С., Усольцевой О.С., действующей в своих интересах и интересах У., к администрации Краснощековского района Алтайского края, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Панина Е.Ю.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>