Решение по делу № 33-2638/2013 от 06.05.2013

Судья Барбуца О.В. Дело № 33-2638 АП/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Головкова В.Л., Голикова А.А.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения «Усть-Кулом» на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года, которым: признаны незаконными постановления администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ... и от ...; администрация сельского поселения «Усть-Кулом» обязана восстановить Братчикову ФИО10 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; взыскана с администрации сельского поселения «Усть-Кулом» за счет средств казны муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом» в пользу Братчиковой Т.Ю. компенсация морального вреда в размере ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере ...) рублей.

Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Братчикова Т.Ю. обратилась в суд с заявлением к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» об оспаривании решения органа местного самоуправления, о возложении обязанности по совершению определенных действий, о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что с 2009 года истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что дом по месту регистрации истицы и ее двоих детей, находящийся по адресу: ...4, признан по заключению межведомственной комиссии непригодным для проживания. Дом принадлежит на праве собственности Братчиковой Э.И., матери истицы. Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ... истица снята с учета, и постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> признано утратившим силу. Также постановлением администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ... признано утратившим силу и постановление ... о признании семьи малоимущей. Спорные постановления приняты необоснованно и с нарушением норм законодательства. На основании изложенного истец просит признать спорные постановления незаконными, возложить обязанность по восстановлению истицы и ее детей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании Братчикова Т.Ю. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – руководитель администрации сельского поселения «Усть-Кулом» Рубан С.В. исковые требования не признал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе руководитель администрации сельского поселения «Усть-Кулом» просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ... Братчикова Т.Ю. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

10 марта 2009 года истица обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» о признании Братчиковой Т.Ю. и ее семьи малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Комиссией по жилищным вопросам администрации сельского поселения «Усть-Кулом» ....2009 вынесено решение об отнесении истицы к категории малоимущих лиц.

Постановлением от ... Братчикова Т.Ю. признана малоимущей в целях получения жилья на условиях социального найма.

На основании постановления от ... истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением от ... постановления ... признаны утратившими силу. Постановлением от ... 220 постановление руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ... признано утратившим силу.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования Братчиковой Т.Ю., суд исходил из того, что постановление от 28.09.2012 № 205 в нарушении действующего законодательства не содержит оснований для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права, в связи с чем является верным.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми".

Решением Совета сельского поселения "Усть-Кулом" от 02.10.2008 № I-38-180 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в размере данного прожиточного минимума на момент подачи заявления для признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом» по договорам социального найма.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Исходя из положений части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, ответчиком не были соблюдены вышеуказанные требования закона.

Кроме того, доказательств того, что вынесению оспариваемых постановлений предшествовала переоценка ответчиком размера среднедушевого дохода семьи Братчиковой Т.Ю., а также, что изменились обстоятельства признания гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции относительно незаконности принятия администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» оспариваемых постановлений, нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения данного дела.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, что характер нарушений прав Братчиковой Т.Ю., связан с нарушением ее прав на улучшение жилищных условий, незаконность спорных постановлений изданных ответчиком, само по себе является достаточным доказательством, подтверждающим причинение истице морального вреда, оправданных нравственных страданий, связанных с утратой доверия Братчиковой Т.Ю. к действиям органов местного самоуправления, негативными переживаниями в связи с невозможностью добиться своевременной защиты нарушенных жилищных прав.

Доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда, поскольку сводятся к утверждению о том, что в ходе судебного разбирательства были представлены сведения о доходах истицы, позволяющие произвести переоценку среднедушевого дохода, однако ответчиком не учтено, что все вышеуказанные сведения должны быть приняты за основу при вынесении администрацией оспариваемых постановлений, и должны были найти в них свое отражение. При этом установление администрацией вышеприведенных обстоятельств уже после принятия оспариваемых постановлений является несвоевременным, и не имеет правового значения применительно к судебной оценке оспариваемых актов на предмет их законности и обоснованности.

Ссылка в жалобе на наличие обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для данного дела, также не опровергает правильных выводов суда, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают обоснованность действий ответчика по принятию оспариваемых постановлений.

Довод жалобы о том, что судом не было разрешено требование о восстановлении в очереди несовершеннолетних детей истицы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае указанное право несовершеннолетних членов семьи производно от права самой истицы, и в отношении данного права судом решение принято. В этой связи решение вопроса о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении членов семьи истицы не относится к предмету самостоятельного судебного рассмотрения, а потому принятие отдельного решения по данному вопросу не требуется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 11 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Усть-Кулом» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2638/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.05.2013Судебное заседание
24.05.2013Дело сдано в канцелярию
24.05.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее