Дело № 2-7407/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 11 июля 2016 года
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре: Ефимовой Ю.А.,
с участием представителя истицы адвоката Лукьянова А.А., представителя ответчика Дедовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Н.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт – Петербурга о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в специальных стаж, -
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Санкт - Петербурга (далее УПФР в Московском районе), в котором просила признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе города Санкт – Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> как работу в летной составе гражданской авиации и назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 14 ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивировала тем, что занимаемые ею в спорные периоды должности отнесена в силу ст. 56 Воздушного кодекса РФ к экипажу воздушного судна, в связи с чем ответчиком необоснованно расчет пенсионного стажа произведен исходя из отработанного времени в календарном исчислении, тогда как выслуга подлежала исчислению исходя из часов налета при их соответствии каждых 20 часов налета одному месяцу выслуги в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного состава.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 24-28).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что Смирнова Н.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе (далее – УПФР в Московском районе Санкт - Петербурга) за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Московском районе Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № Смирновой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии (л.д. 12-16).
Из мотивировочной части решения УПФР следует, что по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж Смирновой Н.В. составляет 12 лет 09 месяцев 16 дней, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отсутствует (л.д. 15).
Отказывая Смирновой Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии, пенсионный орган указал в решении на то, что право истицы на пенсию при соблюдении всех установленных условий возникает по достижении возраста 45 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В подсчет страхового стажа включены периоды работы Смирновой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности бортпроводника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности бортпроводника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности бортпроводника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности бортпроводника – л.д. 15.
Эти же периоды работы, но рассчитанные не в календарном исчислении, а в соответствии с фактическим налетом часов в подсчет специального стажа по п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не включены с указанием на то, что п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года относит бортпроводников к членам кабинного, а не летного экипажа, что не позволяет отнести периоды работы в указанных должностях к работе в летном составе гражданской авиации, предусмотренной п. 1 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, а также и то, что сведениями индивидуального (персонифицированного) учета работа в летном составе гражданской авиации не подтверждена (л.д. 15-16).
Оценивая правомерность и обоснованность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Устанавливая в Федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» законодатель выделил различные основания для назначения досрочной трудовой пении – это работа с вредными условиями труда (подпункт 1 пункта 1 статьи 27) и работа в летном составе гражданской авиации (подпункт 13 пункта 1 статьи 27). С 01.01.2015 года указанные основания назначения досрочной трудовой пенсии предусмотрены, соответственно, пунктом 1 части 1 статьи 30 и пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию имеют женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет в должностях, профессиях, производствах, предусмотренных Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. Бортпроводники указаны в данном Списке в подразделе 3 (Гражданская авиация), раздел ХХI «Транспорт», позиция 1200300-11217.
Подпункт 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает самостоятельной правовое регулирование в области пенсионного обеспечения для женщин, проработавших в летном составе гражданской авиации не менее 20 лет, при этом количество отработанных лет исчисляется, исходя из часов налета.
«Бортпроводники» в числе лиц, относящихся к летному составу гражданской авиации, не указаны ни в статье 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ни в подп. 13 п. 1 ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», ни в Списке № 459 от 04.09.1991 года.
В Списках должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, разработанных во исполнение федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и утвержденных Правительством Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155, за которых работодатели отчисляют дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд «Бортпроводники» также отсутствуют.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 для исчисление периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», применяется, в том числе, соответствующие положения Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» - «г» настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Для исчисления стажа при назначении досрочной трудовой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ такой порядок исчисления стажа не предусмотрен.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, с учетом Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, условиями назначения бортпроводникам досрочной трудовой пенсии являются их постоянная занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.
Вместе с тем, оснований для назначения истцу пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется. Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
Пенсионное обеспечение граждан, к категории которых относится Смирнова Н.В., ранее осуществлялось в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1.
Статья 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривала назначение пенсии за выслугу лет в связи с работой в летном и летно-испытательном составе гражданской авиации, независимо от возраста при выслуге лет для женщин не менее 20 лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991года № 459 был утвержден Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 вышеуказанного Закона. В соответствии с данным Списком в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по ст. 79 Закона РСФСР № 340-1 включалась работа в качестве члена экипажа воздушного судна (п. 1 Списка).
В соответствии с действующей на момент принятия вышеуказанных нормативно-правовых актов редакцией статьи 22 Воздушного кодекса РСФСР бортпроводники относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР, утв. Приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985 года № 77, главой 2 «Общие положения», пунктом 2.3 «Экипаж воздушного судна» было предусмотрено, что к летному составу экипажа относятся пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики – наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу относятся ботпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Одновременно, часть 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Вышеприведенная норма, относит лиц, занимающих должности летного состава только к летный экипаж, следовательно, исходя из буквального толкования этой нормы, члены кабинного экипажа к летному составу не относятся.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 19.03.2009 года № 260-О-О, установленное частью 1 статьи 56 ВК РФ разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, действовавшее в период работы истицы в должностях бортпроводника законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.
О том, что бортпроводники не относятся к летному составу, свидетельствует также следующее. Наряду с пенсией за выслугу лет работникам гражданской авиации Закон РСФСР № 340-ФЗ предусматривал назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (п.п. «а» ст. 12 Закона). Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года № 517 (после утверждения Списка должностей, работа в которых включалась в стаж для назначении пенсии по ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») подраздел 3 «Гражданская авиация» раздела ХХI «Транспорт» Списка № Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 был дополнен позицией «12003000-11217 Бортпроводники». При этом досрочное назначение по старости в связи с работой с особо вредными условиями труда, предусмотрено не пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а пунктом 1 части 1 той же статьи, тогда как пункт 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает право на досрочную трудовую пенсию только для лиц, работавших в летном составе гражданской авиации, к каковым бортпроводники не относятся.
Разъяснение Верховного Суда РФ, содержащееся в утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2009 года Обзоре судебной практики за 1 квартал 2009 года, на которое ссылается истец, касается вопроса о праве на досрочное назначение трудовой пенсии бортовых операторов воздушных судов гражданской авиации. Как следует из Типовой инструкции по охране труда для бортовых проводников (утверждена Приказом Минтранса РФ от 22.05.2003 года № 137), Приказа Минтранса от 12.09.2008 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации», Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 года № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», ст. 56 Воздушного кодекса РФ, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов профессии «Бортпроводник» и «Бортоператор» являются самостоятельными и различными по специфике выполняемой работы.
В связи с изложенным, вопреки доводам истицы, исходя из системного толкования вышеприведенных норм действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии по п. п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное образование и свидетельство летного состава, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Кроме этого, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется исключительно Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, Определениях от 05.11.2002 года № 320-О, № 197-О от 18.06.2004 года, № 81-О от 04 марта 2004 года, № 67-О-О от 29 января 2009 года, № 906-О-О от 23 июня 2009 года неоднократно указывал на то, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом, либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживание пассажиров и прием – сдачу коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна. Кроме того, Органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесена дифференциация профессий и должностей в целях определения пенсионного обеспечения, профессия «Бортпроводник» выделена с учетом специфики выполняемой работы в подразделе 3 (Гражданская авиация), раздел ХХI «Транспорт», позиция 1200300-11217 Списка работ при выполнении которых в течение определенного периода наступает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, что, в свою очередь, не позволяет отнести работу в занимаемых истцом должностях к работам, выполняемым членами летного состава гражданской авиации.
Такое правовое регулирование, направленно на реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, работавших на соответствующих видах работ, и основано на объективно существующих различиях в условиях труда и профессиональной деятельности, а потому не может расцениваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Кроме того, приходя к выводу об обоснованности оспариваемого решения, суд также учитывает, что по общему правилу, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При этом, как указывалось выше, действовавшее в период работы истицы в должностях бортпроводника, старшего бортпроводника законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника, старшего бортпроводника.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об этом, что Смирнова Н.В. не относится к категории лиц, имеющих право на назначении досрочной пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, оснований для зачета в стаж работы часов налета в силу приведенных выше норм не имеется.
В связи с этим, принимая во внимание, что истица не достигла установленного п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ 45-летнего возраста, оспариваемое решение УПФ РФ об отказе Смирновой Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии, следует признать законным и обоснованным, а потому требования истицы о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: