Дело № 2-151/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Кривобоковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 13 марта 2017 года дело по иску прокурора Княжпогостского района к ООО «ТеплоВодоканал» об обязании создать запас топлива на котельных,
установил:
Прокурор Княжпогостского района обратился в суд с иском к ООО «ТеплоВодоканал» об обязании:
- обеспечить создание неснижаемого нормативного запаса топлива (угля) в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных помещениях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и нормативного эксплуатационного запаса топлива (угля) в объемах 45 суточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода на котельных: пст. Ляли, «Школьная» пст. Тракт, «Микрорайон» пст. Вожаель, «РММ» с. Шошка, «Школьная с. Шошка, с. Серегово, «Школьная» пст. Чернореченский, «ЦАБ» пст. Чернореченский, «Центральная» пст. Чернореченский, пст. Ракпас, «Лекча» пст. Мещура, «Школьная» пст. Мещура, «Вокзальная» пст. Иоссер, «Центральная» пст. Иоссер;
- в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести расчет нормативов запасов топлива на котельных, эксплуатируемые ООО «ТеплоВодокана», и представить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство строительства, тарифов, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, мотивируя тем, что ответчик не исполнил требований законодательства о расчете и создании общего нормативного запаса топлива на эксплуатируемых котельных, включающий в себя неснижаемый норматив запасов топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива, не обеспечил наличие нормативного запаса топлива в отопительный период 2016-2017 годы.
Представитель прокурора – Яшник Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «ТеплоВодоканал» - Кочетов Н.А. в судебном заседании исковые требования признал.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что постановлением руководителя администрации муниципального района «Княжпогостский» от 05.08.2014 № 646 ООО «ТеплоВодоканал» определено единой теплоснабжающей организацией на территории Княжпогостского района.
В соответствии со статьей 2.1 Устава ООО «ТеплоВодоканал», одним из основных предметов деятельности ответчика является выработка, транспортировка и реализация тепловой энергии.
В целях осуществления своей деятельности по предоставлению коммунальных услуг на территории Княжпогостского района, ООО «ТеплоВодоканал» на основании договора аренды объектов недвижимого имущества, заключенного 14 июля 2014 года с ОАО «Княжпогостская тепло-энергетическая компания», эксплуатируются котельные, перечень которых приведен в исковом заявлении, обеспечивающие теплоснабжением жилищный фонд поселений, социально-значимые объекты.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду (часть 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (часть 5).
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08.105-2004, утвержденного Минпромэнерго РФ 25.08.2004, наличие на тепловых электростанциях и котельных, участвующих в электроснабжении объектов социальной сферы и населения, нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива является основным требованием при допуске котельных к эксплуатации в отопительный сезон.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), согласно пункта 2 которого норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (пункт 3 Порядка)
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (пункт 4 Порядка).ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (пункт 6)..
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (пункт 11 Порядка).
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, и составляет для твердого топлива 14 суток при его доставке железнодорожным транспортом, 7 суток- при доставке автотранспортом. В пункте 21 Порядка указано, что для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, в частности, по твердому топливу - 45 суток.
Нормативы создания запасов топлива могут формироваться, в том числе, для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива (пункт 17 Порядка).
Согласно подпункту 117 пункту 10 Положением о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 № 519, на Министерство возложены исполнение государственных функции, в том числе, по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с абз. 10 подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 № 103, у предприятия существует обязанность обеспечить наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запаса топлива.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «ТеплоВодоканал» законодательства, регламентирующего вопросы подготовки к отопительному сезону 2016-2017 годов. В результате проверки установлено, что запаса топлива по состоянию на 03 февраля 2017 года составлял на котельных ООО «ТеплоВодоканал»:пст. Ляли- 10т на 12 дн, «Школьная» пст. Тракт- 25 т на 7 дн., «Микрорайон» пст. Вожаёль- 45 т на 10 дн., «РММ» с. Шошка-15 т на 7 дн., «Школьная» с. Шошка- 8т на 4 дн, с. Серегово- 35 т на 10 дн., «Школьная» пст. Чернореченский- 25 т на 14 дн., «ЦАБ» пст. Чернореченский- 25 т на 14 дн., «Центральная» пст. Чернореченский- 20 т на 14 дн. пст. Ракпас- 25 т на 9дн, «Лекча» пст. Мещура- запас угля отсутствует, имеется резервное топливо-дрова, «Школьная « пст. Мещура- 45 т на 10 дн., «Вокзальная» пст. Иоссер- 35 т на 7 дн., «Центральная» пст. Иоссер- 40 т на 22 дн., что свидетельствует о том, что запас угля ниже нормативов запасов твердого топлива (ННЗТ-7 дн., НЭЗТ- 45 дн.). Данное обстоятельство представитель ответчика в судебном заседании признал, пояснил, что ожидается поставка угля, разработанные нормативы запасов твердого топлива ООО «ТеплоВодоканал» на утверждение в уполномоченный орган не направлялись.
В силу вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что ответчик обязан произвести расчет ННЗТ и НЭЗТ для каждой эксплуатируемой котельной, и представить его на утверждение в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми; создать неснижаемый нормативный запас твердого топлива - угля для обеспечения бесперебойной работы котельных и нормативный эксплуатационный запас твердого топлива. Поскольку ответчиком ООО «ТеплоВодоканал» не выполнятся указанная обязанность, исковые требования заявленные прокурором подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты данной пошлины, в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, - 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Обязать ООО «ТеплоВодоканал» обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных помещениях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца и нормативный эксплуатационный запас топлива в объемах 45 суточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода для котельных: пст. Ляли, «Школьная» пст. Тракт, «Микрорайон» пст. Вожаель, «РММ» с. Шошка, «Школьная» с. Шошка, с. Серегово, «Школьная» пст. Чернореченский, «ЦАБ» пст. Чернореченский, «Центральная» пст. Чернореченский, пст. Ракпас, «Лекча» пст. Мещура, «Школьная» пст. Мещура, «Вокзальная» пст. Иоссер, «Центральная» пст. Иоссер в отопительный период 2016-2017 годы.
Обязать ООО «ТеплоВодоканал» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести расчет нормативов запасов топлива на котельных, эксплуатируемые ООО «ТеплоВодоканал», и представить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Взыскать с ООО «ТеплоВодоканал» в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 15 марта 2017 года путем подачи апелляционных жалобы, представления прокурора через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова