РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года п. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гусевой В.В.,
при секретаре Гришиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1351/2023 (УИД 71RS0015-01-2023-001347-02) по исковому заявлению Соловьева Александра Владимировича к Смирновой Татьяне Владимировне, Соловьевой Елене Ивановне, Соловьеву Николаю Александровичу, администрации г.Тулы об установлении долевой собственности и определении долей в праве собственности на квартиру, установлении факта принятия наследства, включении доли в наследственную массу и признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования,
установил:
Соловьев А.В., с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Смирновой Т.В., Соловьевой Е.И., Соловьеву Н.А., администрации г.Тулы об установлении долевой собственности и определении долей в праве собственности на квартиру, установлении факта принятия наследства, включении доли в наследственную массу и признании за ним права собственности на 1/3 долю в праве собственности на <адрес>, расположенной по <адрес> в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ссылался на те основания, что является сыном ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни его отцу супруге Соловьевой Е.И. и сыну Соловьеву Н.А. на праве совместной собственности принадлежала <адрес>, расположенная по <адрес>. Соглашения об определении долей в праве общей совместной собственности на квартиру между ними не составлялось. Свое право на имущество ФИО3 не зарегистрировал. Жена ФИО3 – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3 – Смирнова Т.В. на наследуемое имущество не претендует, в установленный срок к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследства по закону наследники не обращались, однако фактически наследство после смерти отца принял он, поскольку проживал на день смерти отца в квартире, вступил во владения в наследственное имущество, оплачивал необходимые ремонтные работы, коммунальные услуги. Полагал, что доли участников общей собственности на жилое помещение признаются равными.
На основании изложенного, просил установить долевую собственность на <адрес>, расположенную по <адрес>, определив доли каждого из сособственников по 1/3 доли в праве за каждым: ФИО3, Соловьевой Е.И., Соловьевым Н.А., включить 1/3 долю квартиры умершего ФИО3 в состав наследственной массы, установить факт принятия Соловьевым А.В. 1/3 доли квартиры после смерти ФИО3 и признать за ним право собственности на 1/3 доли <адрес>, расположенную по <адрес>, с кадастровым номером №
В судебное заседание истец Соловьев А.В., его представитель по доверенности Газиева Г.В. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.
Ответчики Смирнова Т.В., Соловьева Е.И., Соловьев Н.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения иска, предоставив заявления о признании исковых требований Соловьева А.В., последствия признания иска им разъяснены и понятны.
Представитель ответчика администрации МО город Тулы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, представитель администрации по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, ММПКХ <адрес> в лице руководителя ФИО4 передает <адрес> в совместную собственность ФИО3, Соловьевой Елене Ивановне, Соловьеву Николаю Александровичу.
Согласно свидетельства о регистрации право собственности на <адрес> общей площадью 42,2 кв.м, жилой площадью 28, 6 кв.м, зарегистрировано за семьей ФИО3 в администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №, договор передачи № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выписки из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение (до 1998 года) указано, что регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ выдано на <адрес>, расположенную в <адрес> на праве совместной собственности за ФИО3, Соловьевой Еленой Ивановной, Соловьевым Николаем Александровичем.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадь 42,2 имеет кадастровый №, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
По смыслу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Таким образом, учитывая, что спорное жилое помещение передано ФИО3, Соловьевой Елене Ивановне, Соловьеву Николаю Александровичу без определения долей в праве совместной собственности, возможность установить доли во внесудебном порядке отсутствует, доли всех собственников считаются равными, суд полагает возможным определить доли в праве собственности на квартиру по адресу: 1/3 доли за каждым.
В соответствии с абз. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Ст. 1111 ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти 1-БО №, выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответов нотариусов Ленинского нотариального округа, а также общедоступных сведений Федерального реестра наследственных дел, после смерти ФИО3 наследственное дело не открывалось.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании свидетельства о рождении Соловьев А.В. является сыном ФИО3, следовательно, наследником первой очереди к его имуществу.
Сведений о наличии завещания, удостоверенного от имени ФИО3 суду не представлено, Смирнова Т.В. в суде исковые требования признала и пояснила, что на наследственное имущество ФИО3 не претендует.
После смерти ФИО3 открылось наследство в виде 1/3 доли <адрес>, расположенной по <адрес>.
В силу ч.ч. 1 - 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
П. 1 ст. 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч.ч. 1 - 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (п. 7 ст. 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с п. 3 ст. 185.1 настоящего Кодекса. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По смыслу п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ. Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве, на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства. В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы. При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В установленный законом срок истец не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3, однако совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, нес бремя содержания жилого помещения в полном объеме. Кроме того, согласно справке ООО «Движение» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 постоянно и на день смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован по месту жительства: <адрес> совместно с Соловьевым А.В.- истцом по делу, Соловьевой Е.И., Соловьевым Н.А.
Ответчик Смирнова Т.В. не была зарегистрирована совместно с наследодателем на день его смерти, в наследство после смерти ФИО3 не вступала, факт принятия Соловьевым А.В. наследства после смерти ФИО3 не оспорила. Жена ФИО3 - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-БО №.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 ст. 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что истец Соловьев А.В. проживал на день смерти наследодателя ФИО3 с ним совместно, в течении 6 месяцев после его смерти нес полное бремя содержания жилого помещения, в том числе в отношении 1/3 доли квартиры, ответчиками не оспорен факт принятия истцам наследства, суд приходит к выводу, что требования истца о включении 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №, в состав наследственной массы ФИО3 и признании за Соловьевым А.В. права собственности на 1/3 доли на указанную квартиру подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Соловьева Александра Владимировича об установлении долевой собственности и определении долей в праве собственности на квартиру, установлении факта принятия наследства, включении доли в наследственную массу и признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования удовлетворить.
Установить долевую собственность на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, определив доли каждого из сособственников равными, по 1/3 доле в праве за каждым: ФИО3, Соловьевой Еленой Ивановной, Соловьевым Николаем Александровичем.
Включить в наследственную массу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 долю в праве собственности на квартиру общей площадью 42,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Установить факт принятия Соловьевым Александром Владимировичем наследства, открывшегося после смерти отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Соловьевым Александром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, СНИЛС № право собственности на 1/3 долю квартиры, общей площадью 42,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.07.2023.
Председательствующий