дело № 2-1189/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зея 03 августа 2016 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
с участием представителя ответчика Томина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области к администрации города Зеи Амурской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области обратилось в суд с иском к администрации Зейского района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории между переулками 1-ый Карьерный и 2-ой Карьерный по ул.Магистральная г.Зеи.
Определением суда от 22 июля 2016 года по ходатайству истца произведена замена ответчика администрации Зейского района Амурской области на администрацию г.Зеи Амурской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения планового (рейдового) осмотра в г.Зее Амурской области, между переулками 1-ый карьерный и 2-ой Карьерный по ул.Магистральной, обнаружено два земельных участка, захламленных отходами: золошлаковыми, ТБО, отходами древесины, строительным мусором: земельный участок площадью 129 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельный участок площадью 2448 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505"; лица, допустившие захламление земельных участков не установлены; данные несанкционированные свалки бытовых отходов не являются объектами, предназначенными для размещения отходов, их наличие свидетельствует о несоблюдении истцом, обязанным организовать деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации г.Зеи Томин А.В. в судебном заседании пояснил, что город Зея наделен статусом городского округа, его границы установлены в соответствии с Законом Амурской области от 05 января 2004 года № 282-ОЗ, указанные истцом земельные участки площадью 2448 кв.м и 129 кв.м расположены в границах муниципального образования г.Зея, при этом не сформированы, на них отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в чьей-либо собственности, государственная собственность на эти участки не разграничена, они никому не предоставлены, то есть собственника, арендатора либо иного владельца не имеют, следовательно, муниципальное образование город Зея наделено в отношении них правом владения и распоряжения. В случае удовлетворения исковых требований ответчик ходатайствует об установлении в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда – не менее одного года с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку это потребует изыскания денежных средств и выполнения соответствующих работ, направленных на исполнение решения. Обращает внимание на то, что в границах города Зеи отсутствуют территории, поименованные «переулок Карьерный 1-ый» и «Переулок Карьерный 2-ой».
Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Функции по контролю и надзору в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся обращения с отходами, Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (п.5.1.3), которая может применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности (п. 6.6 Положения).
При таких обстоятельствах обращение Управления Росприроднадзора по Амурской области в суд с данным иском является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ст.10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частями 1, 2 статьи 51 того же Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22).
В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В п. 4.11 ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указано, что к объектам размещения отходов относятся: полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно с п. 26 ст.14, ст. 40 Устава г.Зеи участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального образования – город Зея, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация города Зеи.
Конституционно-правовой смысл положению пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В судебном заседании установлено, что на территории г.Зеи Амурской области, по ул.Магистральной, два земельных участка: земельный участок площадью 129 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельный участок площадью 2448 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505", захламлены отходами: золошлаковыми, ТБО, отходами древесины, строительным мусором.
Данный факт подтверждается актом № 23 от 08 апреля 2016 года, составленным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области по результатам проведенного на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Амурской области от 04 апреля 2016 года планового (рейдового) осмотра, фототаблицей к нему, не оспаривается ответчиком.
Несмотря на то, что в перечне наименований элементов улично-дорожной сети, утвержденном постановлением администрации г.Зеи от 17 июля 2016 года № 1091, территории с наименованиями «переулок 1-ый Карьерный», «переулок 2-ой Карьерный» отсутствуют, указанные истцом географические координаты позволяют с достоверностью установить место нахождения участков.
Порядок разграничения государственной собственности на землю закреплен в ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, исходя из которой рассматриваемые земельные участки к федеральной собственности, собственности субъекта РФ не относятся.
Из пояснений представителя ответчика, данные земельные участки не сформированы и никому не предоставлены, на них отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в чьей-либо собственности. При этом участки не являются объектами размещения отходов.
При таких обстоятельствах размещение отходов производства и потребления на данных участках противоречит указанным выше положениям закона, по сути, на участках организованы несанкционированные свалки отходов, организация ликвидации которых является обязанностью исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации г.Зеи.
Наличие несанкционированных свалок на землях городского округа ведет к деградации земель, в целом наносит вред окружающей среде, а также нарушает право жителей города Зеи на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим требования истца подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для ликвидации несанкционированных свалок требуются финансовые и временные затраты, в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – три месяца после вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, справедливым, обеспечивающим соблюдение баланса сторон и объективно позволит ответчику исполнить решение суда, установление более длительного срока будет противоречить задачам обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обязанности в указанный срок, необходимость предоставления срока исполнения решения – не менее одного года, не представлено.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Зеи Амурской области в срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных по ул.Магистральной города Зеи Амурской области, на земельном участке площадью 129 кв.м, ограниченном географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельном участке площадью 2448 кв.м, ограниченном географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его оглашения.
Судья Е.В. Охотская