Решение по делу № 2-1189/2016 от 05.07.2016

дело № 2-1189/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зея 03 августа 2016 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

с участием представителя ответчика Томина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области к администрации города Зеи Амурской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области обратилось в суд с иском к администрации Зейского района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории между переулками 1-ый Карьерный и 2-ой Карьерный по ул.Магистральная г.Зеи.

Определением суда от 22 июля 2016 года по ходатайству истца произведена замена ответчика администрации Зейского района Амурской области на администрацию г.Зеи Амурской области.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения планового (рейдового) осмотра в г.Зее Амурской области, между переулками 1-ый карьерный и 2-ой Карьерный по ул.Магистральной, обнаружено два земельных участка, захламленных отходами: золошлаковыми, ТБО, отходами древесины, строительным мусором: земельный участок площадью 129 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельный участок площадью 2448 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505"; лица, допустившие захламление земельных участков не установлены; данные несанкционированные свалки бытовых отходов не являются объектами, предназначенными для размещения отходов, их наличие свидетельствует о несоблюдении истцом, обязанным организовать деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации г.Зеи Томин А.В. в судебном заседании пояснил, что город Зея наделен статусом городского округа, его границы установлены в соответствии с Законом Амурской области от 05 января 2004 года № 282-ОЗ, указанные истцом земельные участки площадью 2448 кв.м и 129 кв.м расположены в границах муниципального образования г.Зея, при этом не сформированы, на них отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в чьей-либо собственности, государственная собственность на эти участки не разграничена, они никому не предоставлены, то есть собственника, арендатора либо иного владельца не имеют, следовательно, муниципальное образование город Зея наделено в отношении них правом владения и распоряжения. В случае удовлетворения исковых требований ответчик ходатайствует об установлении в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда – не менее одного года с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку это потребует изыскания денежных средств и выполнения соответствующих работ, направленных на исполнение решения. Обращает внимание на то, что в границах города Зеи отсутствуют территории, поименованные «переулок Карьерный 1-ый» и «Переулок Карьерный 2-ой».

Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Функции по контролю и надзору в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся обращения с отходами, Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (п.5.1.3), которая может применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности (п. 6.6 Положения).

При таких обстоятельствах обращение Управления Росприроднадзора по Амурской области в суд с данным иском является законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ст.10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частями 1, 2 статьи 51 того же Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22).

В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В п. 4.11 ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указано, что к объектам размещения отходов относятся: полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно с п. 26 ст.14, ст. 40 Устава г.Зеи участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального образования – город Зея, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация города Зеи.

Конституционно-правовой смысл положению пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).

В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В судебном заседании установлено, что на территории г.Зеи Амурской области, по ул.Магистральной, два земельных участка: земельный участок площадью 129 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельный участок площадью 2448 кв.м, ограниченный географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505", захламлены отходами: золошлаковыми, ТБО, отходами древесины, строительным мусором.

Данный факт подтверждается актом № 23 от 08 апреля 2016 года, составленным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области по результатам проведенного на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Амурской области от 04 апреля 2016 года планового (рейдового) осмотра, фототаблицей к нему, не оспаривается ответчиком.

Несмотря на то, что в перечне наименований элементов улично-дорожной сети, утвержденном постановлением администрации г.Зеи от 17 июля 2016 года № 1091, территории с наименованиями «переулок 1-ый Карьерный», «переулок 2-ой Карьерный» отсутствуют, указанные истцом географические координаты позволяют с достоверностью установить место нахождения участков.

Порядок разграничения государственной собственности на землю закреплен в ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, исходя из которой рассматриваемые земельные участки к федеральной собственности, собственности субъекта РФ не относятся.

Из пояснений представителя ответчика, данные земельные участки не сформированы и никому не предоставлены, на них отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в чьей-либо собственности. При этом участки не являются объектами размещения отходов.

При таких обстоятельствах размещение отходов производства и потребления на данных участках противоречит указанным выше положениям закона, по сути, на участках организованы несанкционированные свалки отходов, организация ликвидации которых является обязанностью исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации г.Зеи.

Наличие несанкционированных свалок на землях городского округа ведет к деградации земель, в целом наносит вред окружающей среде, а также нарушает право жителей города Зеи на благоприятную окружающую среду.

В связи с этим требования истца подлежат удовлетворению.

Учитывая, что для ликвидации несанкционированных свалок требуются финансовые и временные затраты, в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – три месяца после вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, справедливым, обеспечивающим соблюдение баланса сторон и объективно позволит ответчику исполнить решение суда, установление более длительного срока будет противоречить задачам обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обязанности в указанный срок, необходимость предоставления срока исполнения решения – не менее одного года, не представлено.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области удовлетворить.

Обязать администрацию города Зеи Амурской области в срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных по ул.Магистральной города Зеи Амурской области, на земельном участке площадью 129 кв.м, ограниченном географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"267", N 53°45"007" E 127°15"276", N 53°45"003" E 127°15"267", N 53°45"000" E 127°15"270", N 53°44"997" E 127°15"268", N 53°45"003" E 127°15"264", и земельном участке площадью 2448 кв.м, ограниченном географическими координатами N 53°45"005" E 127°15"348", N 53°45"010" E 127°15"344", N 53°44"995" E 127°15"501", N 53°44"984" E 127°15"505".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его оглашения.

Судья          Е.В. Охотская

2-1189/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Росприроднадзор по Амурской области
Роспотребнадзор
Ответчики
Администрация города Зеи Амурской области
Администрация Зейского района
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
05.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2016Передача материалов судье
06.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2016Судебное заседание
03.08.2016Судебное заседание
03.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее