Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года. г.Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алекперова А.С.
При секретаре Рамазановой Ф.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Дербенте административное дело по иску Забзеловой Ц. З. к Государственному регистратору Дербентского межрайонного отдела Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД Каручеву М.М., заинтересованное лицо администрация МР «пос.Белиджи» Дербентского района – о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Забзелова Ц.З. обратилась в суд с административным иском к Каручеву М.М. о признании незаконным отказа в регистрации права на объект недвижимости, а также признании права собственности на основании договора купли-продажи от 09 августа 2016 года №13 на земельный участок площадью 200 кв.метров с кадастровым номером №.
В обосновании своих доводов административный истец указала на то, что администрацией <адрес> в 2000 году ей выделен земельный участок площадью 200 кв.метров, под кадастровым номером №, под строительство коммерческого объекта.
Переход прав на земельный участок, в соответствии с ФЗ-122 от 21 июля 1997 года «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежит государственной регистрации.
При оформлении передачи земельного участка в собственность, в администрации <адрес> ей разъяснили, что вопросы выкупа и оформления договора передачи земельного участка, выделенного под строительство коммерческого объекта рассматривается и решается отделом земельно-имущественных отношений администрации МР «Дербентский район».
Следуя данному разъяснению, она произвела оплату выкупа земельного участка по кадастровой ее стоимости в размере 199037,88 рублей, перечислив указанную сумму на реквизиты МР «Дербентский район».
Затем, в сентябре 2016 года обратилась в Дербентский районный отдел Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД.
02 сентября 2016 года госрегистратором Каручевым М.М. в ее адрес было направлено уведомление, а 03 октября текущего года и сообщение об отказе в госрегистрации права.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
В соответствии п. 1 ст. 16 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Основания для принятия государственным регистратором решения о приостановке прописано в ст.19 ФЗ-122 от 21.07.1997года «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем, что в данном случае регистратором не сделано.
В соответствии ст.51 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии абз.3 п.2 ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Следовательно, как считает административный истец Забзелова Ц.З., администрация МР «Дербентский район», имея в своей структуре отдел по земельно-имущественным отношениям, передавая в собственность ей за плату земельный участок, осуществляла свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании административный истец Забзелова Ц.З. требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям и показала, что ей выделен земельный участок площадью 200 кв.метров под кадастровым номером №, под строительство коммерческого объекта.
При оформлении передачи земельного участка в собственность, по предложению сотрудников администрации <адрес>, вопросы выкупа и оформления договора передачи земельного участка решила в отделе земельно-имущественных отношений администрации МР «Дербентский район».
По их же указанию она произвела оплату выкупа земельного участка по кадастровой ее стоимости в размере 199037,88 рублей, перечислив указанную сумму на реквизиты МР «Дербентский район».
Однако, когда в сентябре 2016 года обратилась в Дербентский районный отдел Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД, госрегистратором Каручевым М.М. в ее адрес было направлено уведомление, а 03 октября текущего года и сообщение об отказе в госрегистрации права.
Считая данный отказ незаконным Забзелова Ц.З показала, что ранее, как ей известно, ответчик неоднократно пропускал аналогичные решения, оформленные именно администрацией Дербентского района, а её документы почему-то не пропустил.
Представитель административного истца по доверенности Султанахмедов С.Г. показал, что действия ответчика незаконны. Он сам знает, что подобные вопросы всегда решался администрацией МР «Дербентский район». Кроме того, никогда ранее аукционы по таким делам не проводился, это все придумали для Забзеловой Ц. А причина является только в том, что ответчики вымогают у неё взятку. Он сам неоднократно оформлял подобные земельные участки именно через администрацию Дербентского района и, почему-то ответчики пропускали такие материалы.
По причине незаконных действий ответчика им пришлось обратиться к сотрудникам администрации <адрес>. Но, там им сказали, что подобные вопросы – оформление земельного участка, выделенного под коммерческий объект, входит в компетенцию администрации Дербентского района. Мало этого, администрация <адрес>, как ему там обьяснили, не имеет лицевого счета, в связи с чем они могут даже перечислить тем оплату за выкуп земельного участка. А теперь, когда они уже внесли оплату за землю в размере около 200 000 рублей, не знают как их получить обратно и внести уже в счёт <адрес>.
Поскольку фактически администрация поселка тоже сначала не стала оформлять документы на земельный участок, им пришлось обратиться в прокуратуру Дербентского района. Везде им предлагали обратиться в суд.
Ответчик Каручев М.М. административный иск Забзеловой Ц.З. не признал и показал, что им отказано в регистрации права Забзеловой Ц.З. на земельный участок в <адрес> виду того, что договор купли –продажи оформлен с МР «Дербентский район», тогда как этот договор должен быть составлен с администрацией местного самоуправления, а именно с администрацией Белиджинского поселка. Иного документа им на тот момент представлено не было. Кроме того, отказ обоснован тем, что при выделении земельного участка гражданину под строительство коммерческого объекта, должны проводиться торги, чего не было сделано при выделении земельного участка истице Забзеловой. В данном случае, договор не соответствует требованиям Земельного законодательства.
Далее Каручев М. показал, что административный истец Забзелова Ц.З. не правильно оформила свое исковое заявление. Так, в просительной части своего заявления он выдвинула два противоречащих требования – признание решения госрегистратора, незаконным, а также признание право собственности законным. Считает, что по второму требованию она должна была обратиться в исковом порядке.
Если Забзелова Ц.З. устранит первое требования отказа, а именно оформление договора купли-продажи с местной поселковой администрацией, то они могут пропустить ее заявление.
Про существование решения главы администрации от 12 января 2015 года, о передаче осуществления полномочий МО «поселок Белиджи» МР «Дербентский район» в сфере земельных и градостроительных вопросов ему не было известно.
Представитель заинтересованного лица, исполняющий обязанности главы администрации пос.Белиджи Раджабов А.Р. показал, что неоднократно сталкивался с подобными вопросами. Считает, что составление договора купли-продажи земельного участка прерогатива администрации Дербентского района, а не местной администрации. Он не помнит случая, чтобы договор купли продажи земельного участка утверждался администрацией <адрес>. Если главой администрации Дербентского района утверждён порядок землепользования, то ими и должен заключаться договор купли-продажи. Кроме того, деньги за выкуп земли истицей уже перечислен не им, а администрации Дербентского района.
Если договор купли-продажи имеется, он вступил в законную силу и никем не отменен, то, как можно в нем сомневаться. Ему предлагают изменить постановление Забзеловой Ц.З. А как это можно сделать?
Кроме того, имеется выкуп земельного участка, деньги за него уже перечислены именно в администрацию Дербентского района, значит они – администрация Дербентского района и должны решать все вопросы по оформлению земельного участка.
Всем известно, что регистрационная палата мучает людей, пристает ко всему, ищут к чему придраться, по пять раз возвращают документы по надуманным предлогам. Все это делается с одной понятной целью – нужен «определенный» подход. Истица просто недоговаривает, что от нее хотят. Уверен, что если он укажет в постановлении просто нецензурное выражение, то и такое постановление может пройти, если подойти «соответствующе».
Аукцион при выделении земельных участков до октября 2010 года вообще не требовался. Имеется постановление главы администрации МР «Дербентский район» запрещающий представлять гражданам земельные участки, до проведения разграничения земель, а такого разграничения пока нет.
Администрация поселка вправе распоряжаться только ведомственными жилыми квартирами.
Ответчик обязан зарегистрировать право собственности, а не проверять законность выданных лицу документов, а за законность документов отвечают они.
Представитель МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» по доверенности Нухбалаев А.Н. в судебном заседании показал, что вопросы оформления всех документов на земельные участки должны решаться администрациями муниципальных районов. По постановлениям, аналогичным постановлению истицы, зарегистрированы за последнее время, как ему известно, права на земельные участки по 30-40 заявлениям граждан. Если закон не позволяет оформлять договора купли-продажи с администрацией МР «Дербентский район», то почему этим 30-40 гражданам это позволено и госрегистраторы без проблем их пропустили? Получается, что кому-то это позволено, а кому-то нет. Все время это можно было, а теперь почему-то нельзя.
Далее Нухбалаев А.Н., поддерживая доводы административного истца Забзеловой Ц.З., показал, что в 2015 году имеется соглашение с некоторыми сельскими и поселковыми администрациями Дербентского района о передаче полномочий по оформлению земельных вопросов. В этот список входит также и <адрес>.
Для проверки его доводов, просит суд запросить аналогичные дела и проверить, кем составлялись договора купли-продаж в аналогичных случаях. Уверен, во всех делах будут договора купли-продаж с администрацией МР «Дербентский район», а не с сельскими и поселковыми администрациями.
Считая доводы отказа в регистрации права Забзеловой Ц.З. на земельный участок незаконными, ФИО8 показал, что никаких торгов в данном случае не требуется, так как земельный участок выделялся в 2000 году, до вступления в действие федерального закона. Тем более, что они не выделяли земельный участок Забзеловой Ц.З., а просто подтверждали это выделение.
Выслушав пояснения административного истца Забзеловой Ц.З., её представителя Султанахмедова С.Г., ответчика Каручева М.М., а также представителя заинтересованной стороны Раджабова А.Р. и представителя МБУ «Управление земельных и имущественных отношений МР «Дербентский район ФИО8, проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска частично, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации <адрес> ФИО17 от 28 апреля 2000 года административному истцу Забзеловой Ц.З. выделен земельный участок на территории <адрес>, площадью 200 кв.метров, под строительство коммерческого магазина.
09 августа 2016 года договором купли – продажи МБУ «Управление земельных отношений» МР «Дербентский район» продало указанный земельный участок Забзеловой Ц.З. по цене 195 252,56 рубля. Внесение стоимости земельного участка подтверждается приобщенной к делу квитанцией от 15 июня и 12 июля 2016 года.
Актом приема-сдачи от 09 августа 2016 года выкупленный Забзеловой Ц.З. земельный участок передан ей.
Приобретение за деньги выделенного в 2000 году земельного участка, Забзеловой Ц.З. не оспаривается.
При обращении административного истца Забзеловой Ц.З. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД в Дербентском районе о госрегистрации права на указанное имущество, она получила отказ. Отказ связан с тем, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов.
Кроме того, отказ обоснован и тем, что на момент предоставления земельного участка в ГП «поселок Белиджи» были утверждены правила землепользования и застройки поселения, следовательно, и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, должно осуществляться администрацией <адрес>.
Суд считает данный отказ госрегистратора Каручева М.М. незаконным.
Так, из письма главы администрации МР «Дербентский район» Джелилова М.Х. от 02 марта 2016 года усматривается, что в связи с тем, что разграничение госсобственности на землю не осуществлено и правила землепользования и застройки поселении не утверждены, полномочия у сельских и поселковых поселений МР «Дербентский район» на распоряжения земельными участками не имеются. Правом на распоряжение земельными участками обладает администрация МР «Дербентский район».
Исходя из указанных обстоятельств, доводы госрегистратора Каручева М.М. о том, что на момент предоставления указанного земельного участка в ГП «поселок Белиджи» были утверждены правила землепользования и застройки поселения, в связи с чем распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена должна осуществляться администрацией <адрес>, суд считает не обоснованными.
По этим же причинам суд считает не обоснованными также и другую причину отказа госрегистратора Каручева М.М. – признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, как заключенным в превышении своих полномочий органом, не уполномоченным на проведение этих действий.
Суд считает не объективными и необоснованными выводы госрегистратора Каручева М.М. о том, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, предусмотренных п.2 ст.39.3 ЗК РФ. При этом, является необъективным ссылка госрегистратора Каручева М.М. на п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», поскольку земельный участок Забзеловой Ц.З. выделен задолго до введения в действие указанного Кодекса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, собственники земельного участка, выделенного Забзеловой Ц.З. – администрации пос.Белиджи и МР «Дербентский район» никаких претензий по поводу оформления и приобретению земельного участка за деньги Забзеловой Ц. не имеют.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов госвласти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 настоящего Кодекса. На основании ч.2 ст.38 ЗК РФ, в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления.
Согласно ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами госвласти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Для регистрации права собственности административного истца Забзеловой Ц.З. на земельный участок, выделенный ей администрацией <адрес>, имелись все законные основания, предусмотренные ст.34 ч.1 ЗК РФ. Никаких данных полагать, что постановление главы администрации <адрес> ФИО13 от 28 апреля 2000 года незаконно, у госрегистратора Каручева М.М. на момент регистрации права, не было, а потому действия ответчика – государственного регистратора судом признаются не законными.
Доводы ответчика Каручева М.М. о том, что в ходе купли-продажи нарушены требования п.п.1 и 2 ст.39.3 ЗК РФ суд считает ошибочными.
Как установлено, земельный участок был выделен Забзеловой Ц.З. в 2000 году, изначально под коммерческие цели – строительство магазина.
Представитель администрации МР «Дербентский район» - главный специалист МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» ФИО8 опровергнув доводы ответчика Каручева М.М., пояснил, что администрация МР «Дербентский район» вправе заключать договор купли-продажи по аналогичным делам и, что практически все договора по земельным участкам заключаются именно с ними. Он также показал, что с 2015 года имеется соглашение с некоторыми населенными пунктами Дербентского района, в том числе и с администрацией <адрес> о передаче полномочий в сфере земельных и градостроительных вопросов, установленных п.п.20 и 1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 марта 2003 года» №131 администрации МР «Дербентский район».
Указанный факт подтверждается представленным суду решением собрания депутатов МО «поселок Белиджи» за №01\1 от 12 января 2015 года.
Из письма заместителя главы МР «Дербентский район» ФИО10 от 18 марта 2016 года следует, что разработаны и утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки <адрес>.
Доводы административного ответчика Каручева М.М. опровергаются также и письмом главы администрации МР «Дербентский район» Джелилова М.Х. от 02 марта 2016 года, из которого следует, что на территории МР «Дербентский район» разграничение государственной собственности на землю не осуществлен и правила землепользования и застройки поселений не утверждены. В связи с этим полномочия у сельских и поселковых поселений Муниципального района «Дербентский район» на распоряжение земельными участками не имеются. Правом на распоряжение земельными участками обладает администрация МР «Дербентский район».
Земельный участок, спор о котором идет по настоящему делу, выделен Забзеловой Ц.З. в 2000 году, а земельный Кодекс введен в действие в 2001 году.
По указанной причине, суд считает требования заявления Забзеловой Ц.З. подлежащим удовлетворению в части признания незаконным решения госрегистратора Дербентского межрайонного отдела Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД Каручева М.М. об отказе в госрегистрации перехода права по договору купли-продажи от 09.08.2016 г. №13 на земельный участок площадью 200 кв.метров с кадастровым номером №.
Вместе с тем, требования административного истца в части признания права собственности истицы на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли – продажи от 09.08.2016 года №13, суд считает незаконными, в связи с чем оставляет указанное требование иска без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Забзеловой Ц. З. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение госрегистратора Дербентского межрайонного отдела Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД Каручева М.М. об отказе в госрегистрации перехода права по договору купли-продажи от 09.08.2016 г. №13 на земельный участок площадью 200 кв.метров с кадастровым номером №.
В удовлетворении административного иска Забзеловой Ц.З. в части признания права собственности истицы на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли – продажи от 09.08.2016 года №13, незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его оглашения, в Верховный суд РД.
Председательствующий
Решение набрано на компьютере лично судьёй в совещательной комнате.