50RS0014-01-2020-001431-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 20020 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Спиридоновой В.В.,
при секретаре Янаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-962/2020 по иску Р. к ООО "Виктория Балтия" о взыскании задолженности по заработной плате, неустойки, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Р. обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО «Виктория Балтия» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 580760 рублей в счет оплаты сверхурочной работы, неустойки 218462,55 рубля, компенсации морального вреда 250000 рублей, расходов на оказании юридических услуг 76650 рублей.
В обоснование требований указала, что работала в ООО «Виктория Балтия» с 26.01.2013 года по 07.05.2018 года в должности повара на основании трудового договора №В-31/8-1-13 от 29.1.2013 года. За указанный период времени ее понуждали исполнять трудовые обязанности, выходящие за рамки рабочего времени, не подписывая дополнительное соглашение к трудовому договору, и не издавая приказ. Допуская истицу до сверхурочной работы без письменного согласия, ответчик не произвел оплату труда за сверхурочную работу, чем нарушил ее права. Задолженность за указанный выше период времени составила 580760 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика. Так в 2013 году количество часов сверхурочной работы в месяц составило 320 часов (95 р/час), в 2014 году – 640 часов (125 р/час), в 2015 году – 800 часов (125 р/час), в 2016 году – 230 часов (155 р/час), в 2017 году – 220 часов (155 р/час), в 2018 году – 60 часов (155 р/час). В связи с невыплатой заработной платы в полном объеме, у истицы возникло право на получение денежной компенсации за задержку ее выплаты, которая составила с учетом уточнений 380289,81 рублей. Кроме того, необходимо компенсировать моральный вред в размере 250000 рублей, расходы на оказании юридических услуг 76650 рублей.
Истец в судебном заседании требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что выход на рабочее место помимо положенных часов должны оплачиваться по другой ставке, а не по обычной ставке.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против иска. Пояснил, что истица не привлекалась к сверхурочным работам, согласие на это не давала. Каждый месяц сотрудники подписывают графики рабочего времени. Работодателем своевременно и добросовестно производились все причитающиеся выплаты, предусмотренные трудовым договором, локальными актами и действующим законодательством. Фактически отработанное время отражено в табелях учета рабочего времени и соответствует сведениям в расчетных листках. Также производились дополнительные поощрительные выплаты, указанные в расчетных листках. Все выплаты организацией производились своевременно и в полном объеме. Права истицы не нарушены, оснований для взыскания денежных средств не имеется. Моральный вред ничем не доказан, размер компенсации ничем не обоснован. Требования о взыскании расходов на оказании юридических услуг являются несоразмерными реальному объему и сложности настоящего дела. Кроме того, истицей пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Оценив доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.91 Трудового кодекса РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу ст.97 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени) для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст.99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
По смыслу указанной нормы привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается, по общему правилу, с его письменного согласия.
Статьей 149 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Материалами дела установлено, что с 26.01.2013 года по 07.05.2018 года Р. работала в ООО «Виктория Балтия» в должности повара холодного цеха. Место работы определено кулинарный цех Супермаркет «Виктория»-31 Формат СМ, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, советский проспект, д.2а.
За выполнение трудовых обязанностей договором установлена заработная плата из расчета должностной часовой тарифной ставки (согласно штатному расписанию) в размере 90,5 рублей за фактически отработанное время. Заработная плата выплачивается работнику два раза в месяц: 25 числа текущего месяца; 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору В-31/8-1-13 от 26.01.2013 года установлена заработная плата из расчета часовой тарифной ставки согласно штатному расписанию с 01.09.2014 года в размере 125,20 рублей в час и премии согласно Положению о премировании, пропорционально отработанному времени; с 01.08.2014 года доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4% от часовой тарифной ставки, и гибкий график рабочего времени; с 01.04.2016 года заработная плата из расчета часовой тарифной ставки в размере 155,80 рублей в час. Дополнительным соглашением от 23.05.2016 года работнику поручено выполнение работы в порядке совмещения должностей за дополнительную оплату 12000 рублей в месяц за полностью отработанный календарный месяц (на период отсутствия штатного работника. При этом разъяснено, что работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы.
Соглашением от 05.09.2016 года истец временно переведена на другую должность с окладом 40000 рублей за полностью отработанный календарный месяц. Также на период временного перевода установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, 8-ми часовой рабочий день.
С 07.11.2016 года истица по ее просьбе переведена на другую должность на период отсутствия работника (до 13.11.2016 года). С 19.06.2017 года по 02.07.2017 года переведена на должность заместителя директора по производству с окладом 40000 рублей за полностью отработанный календарный месяц, 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, 8-ми часовой рабочий день. Переводилась также на данную должность в период 07.11.2017 года по 20.11.2017 года на тех же условиях.
07.05.2018 года Р. на основании заявления об увольнении была уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
В связи с увольнением ей выплачена заработная плата по тарифу 6855,2 рублей, компенсация за отпуск 43780,88 рублей, доплата за вредные условия труда 274, рубля, доплата за питание 260 рублей, премия ежемесячная 2056,56 рублей.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, суд приходит к выводу о том, что работодателем в период осуществления истицей трудовой деятельности в полном объеме выплачивалась заработная плата в соответствии с условиями трудового договора, локальным нормативными актами и действующим трудовым законодательством. При этом им обоснованно учитывалось фактически отработанное истицей время, отраженное в табелях учета рабочего времени, условия дополнительных соглашений к трудовому договору на период временных переводов на другие должности. Производились дополнительные поощрительные выплаты. Все документы, учтенные при расчете заработной платы и иных выплат, содержат необходимые для этого сведения, которые со стороны ответчицы допустимыми доказательствами не опровергнуты.
Доводы Р. о привлечении к сверхурочной работе и ее неоплате работодателем в заявленный период опровергаются доказательствам, представленным ответчиком в материалы дела. Со стороны же истицы допустимых доказательств, подтверждающих данные доводы, не представлено.
В ходе рассмотрения требований со стороны ответчика заявлено о пропуске истицей срока обращения в суд.
Как предусмотрено ст.392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в суд с требованиями с пропуском установленного для этого законом срока, поскольку уволилась 07.05.2018 года, а иск поступил в суд 30.09.2020 года. Допустимых доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, которые бы объективно препятствовали ей обратиться в суд с данными требованиями в предусмотренный законом срок, не представлено.
С учетом изложенного, правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по заработной плате в заявленном размере и за указанный в иске период, а также компенсации за задержку ее выплаты, не имеется.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
На основании ст.151 Гражданского кодекса РФ: Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку в ходе рассмотрения дела истицей не доказано причинение физических или нравственных страданий, нарушение ее личных неимущественных прав неправомерными действиями ответчика, то в силу ст.151 Гражданского кодекса РФ, ст.237 Трудового кодекса РФ исковые требования о компенсации морального вреда, не могут быть признаны обоснованными и в их удовлетворении также необходимо отказать.
В связи с тем, что заявленные Р. исковые требования оставлены без удовлетворения, то в силу ст.98 ГПК РФ предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика в ее пользу судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 76650 рублей не имеется.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Р. к ООО "Виктория Балтия" о взыскании задолженности по заработной плате, неустойки, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Спиридонова
Мотивированное решение
изготовлено 01.12.2020 года