дело № 2-2844/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(мотивированная часть)

город Хабаровск                            13 сентября 2023 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Кима Д.А.,

при секретаре Кудрявцевой П.А.

с участием представителей истца Филипповой Е.В., Косыревой А.А., представителя ответчика Давыдовой Н.А., представителей третьего лица Смоляковой Т.Н., Беловой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска, действующего в интересах Фатеевой Анны Федоровны, к администрации города Хабаровска о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах Фатеевой А.Ф. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка о нарушении жилищных прав и несогласии с действиями администрации <адрес> по факту отказа в предоставлении компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, в связи с ростом платы за данные услуги. В ходе проверки установлено, что Фатеева А.Ф. являлась супругой участника Великой Отечественной войны ФИО9 и одновременно является ветераном труда. Решением комиссии по предоставлению жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного государственного жилищного фонда края ФИО9 и Фатеевой А.Ф. предоставлено жилое помещение из государственного жилищного фонда края по договору социального найма, состоящее из 2-х комнат, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » и Фатеевой А.Ф. заключен договор найма жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда <адрес>. Согласно условиям договора Фатеева А.Ф. обязана использовать жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » обратилось в администрацию <адрес> о предоставлении компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг в связи с ростом на услуги с приложением соответствующих документов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> отказано в предоставлении компенсации, с чем прокурор не согласен, представив собственный расчет компенсации за тепловую энергию. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность на администрацию <адрес> произвести компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги Фатеевой А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также продолжить производить компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании представители процессуального истца Филиппова Е.В., Косырева А.А. по отдельности каждый уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление Фатеева А.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещалась надлежащим образом, не явилась по состоянию здоровья и преклонного возраста.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Давыдова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым письмом от ДД.ММ.ГГГГ КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » обратилось в управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций об определении их получателями субсидии. Управлением обращение рассмотрено, в его удовлетворении отказано. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в МЖКХ <адрес> направлен запрос о даче разъяснений по вопросу предоставления компенсации краевому учреждению. Согласно разъяснениям МЖКХ края в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 в решении о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя. Управлением разработан проект постановления администрации <адрес> «Об утверждении порядка предоставления организациям гранта в форме субсидии за счет средств субвенции, предоставленной местному бюджету из краевого бюджета <адрес> на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. В настоящее время управлением проведена работа по определению объема плановой потребности субсидии в форме гранта и внесены изменения в бюджет города. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок представления информации при расчете компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. В целях расчета размера компенсации применяется автоматизированный комплекс обмена данными о размере платы граждан за коммунальные услуги. Для работы в комплекс муниципальный служащий генерирует для организаций индивидуальную информацию, состоящую из логина, пароля и идентификатора. Указывает, что получателем субсидии из бюджета городского округа «<адрес>» является исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация), а не физическое лицо.

Представители третьего лица КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » по доверенностям Смолякова Т.Н., Белова Э.А. по отдельности исковые требования прокурора поддержали, просили удовлетворить их.

Дело рассмотрено в отсутствие лица, в интересах которого было подано исковое заявление Фатеевой А.Ф. в порядке частей 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Фатеева А.Ф. обратилась к прокурору <адрес>, просив обратиться в её интересах с исковым заявлением в суд о компенсационной выплате на часть расходов на оплату коммунальных услуг, в связи с возникающим ростом платы за данные услуги.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение комиссии по предоставлению жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного государственного жилищного фонда <адрес> , согласно которому ФИО9 участнику Великой Отечественной войны с его супругой Фатеевой А.Ф. ветерану труда представлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » заключен договор найма жилого помещения, согласно которому ФИО9 бессрочно передано за плату во владение и пользование квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Совместно с ФИО9 вселена его супруга Фатеева А.Ф. (пункт 4 Договора).

В соответствии с пунктом 5 Договора наниматель имеет право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умер.

ДД.ММ.ГГГГ аналогичный договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключен с Фатеевой А.Ф.

ДД.ММ.ГГГГ Фатеевой А.Ф. выдано удостоверение члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, одновременно является ветераном труда, имеет соответствующее удостоверение.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Как указано в статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (статья 1 Федерального закона "О ветеранах").

Ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «О ветеранах» государственной политикой в отношении ветеранов является, в том числе реализация мер социальной поддержки для ветеранов и членов их семей, а также выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации этих мер.

При этом, согласно статье 10 Федерального закона «О ветеранах»:

меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (часть 1);

меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2);

в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 3).

Как указано в пункте 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг,

Согласно статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).

Фатеева А.Ф. как ветеран труда, а также член семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны относится к категориям граждан, которым государством гарантированы меры социальной поддержки, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также дополнительных мер социальной поддержки, установленных субъектами Российской Федерации, независимо от того в каком виде жилищного фонда она проживает.

В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги".

В соответствии с частью 2 статьи 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ компенсация предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований края на основании Закона края от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги", в том числе органы местного самоуправления городского округа "<адрес>" (часть 1 Закона края от ДД.ММ.ГГГГ ).

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 5 Закона края от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги" утверждён порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели.

Кроме того, Администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ , утверждающее порядок представления информации при расчете компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги".

В соответствии с п. 2.7. постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ после 03-го числа текущего месяца организация выгружает данные, содержащие расчет компенсаций, из комплекса. Организация отражает начисленную компенсацию в соответствии с пунктом 4.3 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги".

Согласно 4.3 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в платежном документе в разделе "К оплате" размер платы за коммунальные услуги определяется как разница между начисленной суммой платы за коммунальные услуги и компенсацией. Размер компенсации подлежит отражению в платежном документе в разделе "Справочно".

Таким образом, компенсация предоставляется не в натуральном виде (денежном выражении), а в виде соразмерного уменьшения платы за коммунальные услуги с учетом определенного размера такой компенсации.

Из представленных квитанций следует, что Фатеевой А.Ф. начислено за отопление за ДД.ММ.ГГГГ оплатила 4 976,86 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 5 781,21 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 4 176,84 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 1 964,58 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 1 852,19 рублей.

Указанные суммы начислены без учета компенсации и оплачены Фатеевой А.Ф. в полном объеме.

КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » обратилось с заявлением в Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации <адрес> о предоставлении субсидии Учреждению, на которое получен ответ о том, что Дом ветеранов не может являться получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. Сделан запрос в министерство ЖКХ <адрес> о даче пояснений.

Из ответа УЭТИК администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно пункту 1.4 порядка перечисления организациям средств на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ получателем средств из бюджета <адрес> являются организации – юридические лица любых организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, в том числе ресурсоснабжающие организации, предоставляющие коммунальные услуги гражданам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, в связи с чем КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » не может являться получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.

Поскольку КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » было отказано в предоставлении субсидии, право Фатеевой А.Ф., как ветерана труда и члена семьи ветерана Великой Отечественной войны, на получение субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, было нарушено, последнюю лишили такой меры социальной гарантии, несмотря на прямое указание Федерального закона.

При этом, исключение государственных (муниципальных) учреждений в Порядке перечисления организациям средств на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к числу которых относится КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » препятствует Фатеевой А.Ф. в реализации своего права на получение социальных гарантий.

Утвержденный администрацией <адрес> порядок перечисления организациям средств на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг должен быть направлен на реализацию социальных прав Фатеевой А.Ф. как ветерана труда, а не препятствовать этому, независимо от того, каким образом и кто определен получателем субсидии, а также ставит последнюю в неравное положение, по отношению с другими лицами, имеющими право на получение социальных льгот.

В связи с чем суд признает обоснованными требования прокурора в части взыскания компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги Фатеевой А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Определяя размер компенсации, суд исходит из следующего.

Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2053 (ред. от 29.07.2023) "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации) на декабрь 2022 г. в размере 9 процентов; индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации (далее - отклонение по субъекту Российской Федерации) с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0 процентов.

Проверяя расчет, представленный прокурором, признает его частично верным, поскольку расчет компенсации за март 2023 года сделан на основании неверных сумм. Фактически Фатеевой А.Ф. на ДД.ММ.ГГГГ начислено и оплачено 1 964,58 рублей, таким образом предельно допустимый размер начисления с учетом индексации 9% должен составлять 1 846,7 рублей, а размер компенсации должен составить 117,88 рублей. В остальном расчет размера компенсации сделан прокурором верно, в связи с чем размер компенсации за ДД.ММ.ГГГГ составит 298,61 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 346,87 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 250,61 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 117,88 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 111,13 рублей, а всего 1 125,1 рублей.

Указанная сумма подлежит взысканию с администрации <адрес> в пользу Фатеевой А.Ф.

Вместе с тем прокурором заявлено требование о возложении обязанности и в дальнейшем продолжить производить компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги.

Данные требования подлежат отклонению, поскольку администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающий порядок предоставления организациям гранта в форме субсидии за счет средств субвенции, предоставленной местному бюджету из краевого бюджета <адрес> на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, предусматривающий возможность получения компенсации КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов » за предоставленные коммунальные услуги в том числе Фатеевой А.Ф.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ , ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 1 125,1 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            (░░░░░░░)            ░.░. ░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2844/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фатеева Анна Федоровна
ПРокурор Железнодорожного района г. Хабаровска
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Другие
КГБУ "Хабаровский специальный дом ветеранов № 1"
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Ким Денис Александрович
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Подготовка дела (собеседование)
25.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее