Судья Азанова С.В.
дело № 71-830/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 6 октября 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., с участием защитника Симанова А.А., прокурора Вохмяниной Ю.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника главы городского округа – главы администрации Чусовского городского округа Белова Сергея Владимировича - Симанова Александра Алексеевича на постановление судьи Чусовского городского суда Пермского края от 16.08.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы городского округа – главы администрации Чусовского городского округа Белова Сергея Владимировича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 16.08.2022 (резолютивная часть вынесена и оглашена 15.08.2022) глава городского округа – глава администрации Чусовского городского округа Белов С.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Симанов А.А. просит отменить постановление судьи городского суда и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Полагает, что решение вопросов местного значения возлагается на администрацию городского округа. Кроме того, были приняты конкретные меры по предоставлению жилого помещения К. - направлено предложение с тремя вариантами жилых помещений.
В судебном заседании в краевом суде Белов С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал.
Защитник Белова С.В. – Симанов А.А. поддержал изложенные в жалобе доводы.
Прокурор Вохмянина Ю.М. полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, поддержала письменные возражения на жалобу о том, что в установленные законом сроки требование прокурора о предоставлении К. жилого помещения главой администрации Чусовского городского округа не исполнено.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Статьей 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Глава городского округа - глава администрации Чусовского городского округа Белов С.В. привлечен к административной ответственности в связи со следующим.
По результатам проверки, проведенной Чусовской городской прокуратурой по обращению К. о нарушении жилищных прав, в адрес главы городского округа - главы администрации Чусовского городского округа Белова С.В. внесено представление № 2-20-21/459ж-18 от 06.09.2021, которое получено Беловым С.В. 08.09.2021.
Представлением прокурора глава городского округа – глава администрации Чусовского городского округа обязан безотлагательно рассмотреть акт прокурорского реагирования с участием представителя Чусовской городской прокуратуры Пермского края и принять меры к устранению указанных в нем нарушений, а также причин и условий, им способствовавших, о результатах рассмотрения указанного представления и принятых мерах сообщить в Чусовскую городскую прокуратуру Пермского края в установленный законом месячный срок со дня получения представления.
10.10.2021 в городскую прокуратуру из администрации Чусовского городского округа поступил ответ на вышеуказанное представление № 2-20-21/459ж-18 от 06.09.2021, из текста которого следует, что по состоянию на 26.07.2022 жилое помещение К. не предоставлено.
Судья городского суда пришел к выводу, что глава городского округа - глава администрации Чусовского городского округа Белов С.В. проигнорировал законные требования прокурора, изложенные в представлении № 2-20-21/459ж-18 от 06.09.2021, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за исполнением федерального законодательства, а именно: в течение месяца со дня внесения представления не принял конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Вместе с тем, судьей городского суда допущены процессуальные нарушения, влекущие отмену обжалуемого постановления.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела судьей городского суда выполнены не были.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет особенности организации и правового регулирования муниципальной службы в Пермском крае, для целей настоящего Закона применяются следующие термины: 1) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта); 2) муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета; 5) лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими.
Настоящим законом не определяется статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Согласно статье 20 Устава Чусовского городского округа, принятого решением Думы Чусовского городского округа от 05.11.2019 № 47, в структуру органов местного самоуправления Чусовского городского округа Пермского края входит глава городского округа - глава администрации Чусовского городского округа Пермского края (далее по тексту Устава - глава администрации, глава Чусовского городского округа Пермского края, глава городского округа).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Устава Чусовского городского округа глава Чусовского городского округа Пермского края является высшим должностным лицом Чусовского городского округа Пермского края и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Чусовского городского округа Пермского края возглавляет администрацию Чусовского городского округа Пермского края. Глава Чусовского городского округа Пермского края осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Глава Чусовского городского округа Пермского края избирается Думой Чусовского городского округа Пермского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу части 3 статьи 24 Устава Чусовского городского округа администрацией руководит глава Чусовского городского округа Пермского края на принципах единоначалия.
Решением Думы Чусовского городского округа от 09.12.2019 № 67 Белов С.В. избран главой городского округа - главой администрации Чусовского городского округа Пермского края и вступил в должность.
В Реестр должностей муниципальной службы в Чусовском городском округе, утвержденный решением Думы Чусовского городского округа от 11.12.2019 № 71 должность главы городского округа - главы администрации Чусовского городского округа Пермского края не входит.
Учитывая изложенное, должность главы городского округа - главы администрации Чусовского городского округа Пермского края является выборной. Следовательно, административное наказание в виде дисквалификации в данном случае не может быть применено.
Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 23 Устава Чусовского городского округа. Их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дисквалификация в их числе отсутствует.
Согласно части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями.
Исходя из абзаца 6 части 3 названной статьи, по общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются мировыми судьями.
Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (абзац 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В данном случае критерием отнесения дела к подсудности судьи районного суда является предусмотренное санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
В рассматриваемом случае постановление об административном правонарушении вынесено в отношении главы городского округа - главы администрации Чусовского городского округа Белова С.В., который является выборным должностным лицом местного самоуправления.
Как следует из материалов административного дела, административное расследование по настоящему делу не проводилось.
Таким образом, условия, предусмотренные абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отнесения данного дела к компетенции судьи районного суда, отсутствуют.
Соответственно дело подлежало рассмотрению мировым судьей в течение трех месяцев (по 10.01.2022 включительно), несмотря на это, дело рассмотрено судьей районного суда, постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности 16.08.2022.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чусовского городского суда Пермского края от 16.08.2022, вынесенное в отношении главы городского округа - главы администрации Чусовского городского округа Белова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Пермском краевом суде жалобы защитника срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, что исключает возможность устранения допущенных процессуальных нарушений, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Чусовского городского суда Пермского края от 16.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении главы городского округа – главы администрации Чусовского городского округа Белова Сергея Владимировича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья – подпись