Решение по делу № 3а-63/2018 от 14.03.2018

                        

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 3а-63/2018

17 апреля 2018 года                             г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.,

при секретаре Черепановой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Калипсо» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

... ООО «Калипсо» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.

Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Калипсо» является собственником земельного участка, площадью <...> с кадастровым номером <...> расположенного по адресу <...>. На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ... определена в размере <...>, что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна <...>. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Лобыкин С.В. уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на ... равной его рыночной стоимости в размере <...>

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. пояснила, что замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка не имеет.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ Абидуева Д.А., поддержала письменный отзыв на иск, из которого следует, что отчет об оценке не является объективным доказательством рыночной стоимости земельного участка. Считает, что при определении рыночной стоимости земельного участка целесообразнее применение доходного метода. Выбранные объекты-аналоги отличаются по своим характеристикам от оцениваемого объекта.

Представители Правительства Республики Бурятия в суд не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО «Калипсо» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>., категория земель – земли населенных пунктов – для строительства выставочного зала.

Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13 января 2016 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.

Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере <...> по состоянию ...

Досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что ... истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ и решением данной комиссии от ... ООО «Калипсо» отказано в таком пересмотре

В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Согласно ч.1 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В соответствии с ч.4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч.1 ст.24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке (далее - отчет), выполненный ООО «Агентство оценки собственности».

Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.

Оценщик использовал информацию газет «Все для Вас», газеты «Из рук в руки», базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru, www.ruads.org).

В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован в отчетах.

Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога – земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.

По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 июня 2015 года равна <...>.

Оценивая отчет по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включен в реестр оценщиков.

Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Довод о том, что следовало применить доходный подход к оценке, подлежит отклонению, поскольку согласно статье 14 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Аналогичное положение содержит пункт 24 ФСО № 1, в соответствии с которым оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

Проанализировав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что оценщиком были выбраны объекты-аналоги, наиболее сходные с объектом оценки по качественным характеристикам. Применение оценщиком корректировок на торг, на дату продаж научно обоснованно, в связи с чем довод представителя заинтересованного лица о некорректно подобранных объектов-аналогов нельзя признать состоятельными.

Иные доводы не опровергают правильность и обоснованность отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков.

Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

    Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения ООО «Калипсо» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Бурятия – 26 декабря 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Калипсо» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1 288 кв.м., имеющего категорию – земли населенных пунктов – для строительства выставочного зала, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной <...>, по состоянию на ....

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать ....

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                  Е.И. Захаров

3а-63/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Калипсо"
Ответчики
Правительство РБ
Управление Росреестра по РБ
Другие
Администрация г.Улан-Удэ
Лобыкин С.В.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
14.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2018[Адм.] Судебное заседание
19.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее