Решение от 06.07.2021 по делу № 8Г-13398/2021 от 21.05.2021

Дело № 88-14767/2021

Уникальный идентификатор дела 76RS0003-01-2020-001003-26

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 июля 2021 г. г. Москва

    

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Патронова Р.В.,

судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июля 2021 г. по кассационной жалобе Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 15 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 марта 2021 г.

гражданское дело № 2-1429/2020 по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Харчиковой Евгении Николаевне, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Ярославская центральная районная больница», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании недействительным договора, применении последствий недействительности сделки, взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент агропромышленного комплекса) обратился в Гаврилов-Ямской районный суд Ярославской области, с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Харчиковой Е.Н., Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Ярославская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ Ярославской области «Ярославская центральная районная больница), Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просил признать незаконным включение Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области Харчиковой Е.Н. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 год; признать недействительным договор от 24 мая 2018 г. № 9 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильём в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса Ярославской области, ГБУЗ ЯО «Ярославская центральная районная больница» и Харчиковой Н.Н., применить последствия недействительности сделки, взыскав с Харчиковой Е.Н. социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 236 343 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании сводного списка, утвержденного главой Ярославского муниципального района от 31 августа 2017 г., Харчикова Е.Н. составом семьи три человека включена в состав участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 г.

24 мая 2018 г. между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ГУЗ Ярославской области «Ярославская центральная районная больница» и Харчиковой Е.Н. заключен трёхсторонний договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильём в сельской местности с использованием социальной выплаты, предметом которого является реализация направления (программы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. № 222-п.

Согласно условиям федеральной целевой программы и условиям заключенного трёхстороннего договора Харчиковой Е.Н. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 24 мая 2018 г. № 2.

В ходе проведенной Контрольно-счётной палатой Ярославской области проверки от 17 января 2019 г. № 3 целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию государственной программы Ярославской области «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2020 гг. по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выявлено неправомерное включение КУМИ Администрации Ярославского муниципального района в Списки участников Ярославского муниципального района семьи Харчиковой Е.Н, не соответствующей условиям Правил предоставления социальных выплат в части возможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района и как следствие неправомерное использование средств на предоставление социальной выплаты в размере 1 236 344 руб.

Полагая действия Администрации Ярославского муниципального района по включении семьи Харчиковой Е.Н. в сводный список участников, а также получение социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья, незаконными Департамент агропромышленного комплекса Ярославской области обратился в суд с настоящим иском.

Харчикова Е.Н. обратилась в суд со встречным иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля о признании семьи молодого специалиста в составе четырёх человек, включая супруга ответчика – Харчикова К.С., дочери Харчиковой К.К., сына Харчикова Д.К. нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 24 мая 2018 г., ссылаясь на то, что на момент предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности они являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Определением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 5 февраля 2020 г. гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области было передано для рассмотрения по подсудности в Дзержинский районный суд города Ярославля.

Решением Дзержинского районного суда города Ярославля от 15 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 марта 2021 г., исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворены. Признаны незаконными действия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Харчиковой Е.Н. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2018 год, признан недействительным договор от 24 мая 2018 г. № 9 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильём в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ГУЗ ЯО «Ярославская центральная районная больница» и Харчиковой Е.Н. С Харчиковой Е.Н. в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области взысканы денежные средства предоставленной социальной выплаты в размере 1 236 343 руб. 50 коп. Встречные исковые требования Харчиковой Е.Н. оставлены без удовлетворения. С Харчиковой Е.Н. в доход бюджета города Ярославля взыскана государственная пошлина в размере 14 381 руб. 72 коп.

В кассационной жалобе Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области в лице его представителя Криницыной А.В., действующей на основании доверенности, ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что, удовлетворяя исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области о признании действий по включению семьи ответчика Харчиковой Е.Н. в сводный список, суды не учли, что исполнителем областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы и главным распорядителем бюджетных средств в отношении субсидии является Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, на который возлагается обязанность принять решение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области. Администрация Ярославского муниципального района таким органом не является, она лишь формирует списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в программе. Полагает, что суд не установил все юридически значимые обстоятельства. Не принял во внимание, что Департамент формирует и утверждает свой Сводный список, а также уведомляет о принятом решении органы местного самоуправления. Суды не запросили у истца сводный список и личное дело Харчиковой Е.Н. Указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о ненадлежащем способе защиты Департаментом нарушенного права, поскольку Администрацией Ярославского муниципального района не принимались акты, нарушающие права Департамента. Кроме того считает, что Харчикова Е.Н. соответствовала требованиям закона для получения социальной выплаты. Представленные ею документы давали ей право на получение спорной социальной выплаты.

На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны представитель Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ответчик Харчикова Е.Н., представители ГУЗ Ярославской области «Ярославская центральная районная больница», Администрации Ярославского муниципального района, Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, территориальной администрации Дзержинского района мэрии Ярославля, Контрольно-счетной палаты Ярославской области, мэрии города Ярославля, КУМИ администрации Ярославского муниципального района, Харчиков К.С. не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 6 июля 2021 г., извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, представленный Федеральной службы по труду и занятости РФ отзыв, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее также - федеральная целевая программа), положения которой рекомендовано учитывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 в Ярославской области разработана областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. № 222-п (абзац четвертый раздела I областной целевой программы; далее также - областная целевая программа, нормы которой приводятся в редакции, действовавшей на день обращения Харчиковой Е.Н. в Администрацию Ярославского района).

В Приложении № 2 к областной целевой программе приводятся Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (Приложение № 2 областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. № 222-п) (далее – Правила предоставление социальных выплат).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат право на получение социальной выплаты имеют молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в агропромышленном комплексе (основное место работы) в сельской местности, а именно: молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности нескольким условиям, в числе которых: - переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой молодой специалист работает в агропромышленном комплексе, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района).

Пунктом 4 раздела III Правил предоставления социальных выплат предусмотрено, что молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением необходимых документов, в частности, подтверждающих соответствие условиям, установленным в подпункте 1.4 пункта 1 этого раздела Правил (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности).

Пунктом 6 раздела III Правил предоставления социальных выплат закреплено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 4 данного раздела Правил, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району.

В соответствии с пунктами 1 и 3 раздела IV Правил предоставления социальных выплат право граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на получение социальной выплаты подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, оформляемым Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

Из приведенных положений следует, что право на получение такой меры социальной поддержки как социальная выплата на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, имеют молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в агропромышленном комплексе (основное место работы) в сельской местности и при этом их переезд в эту местность должен быть осуществлен из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района). Для этого молодые специалисты предоставляют в органы местного самоуправления необходимые документы. Правильность оформления поданных молодым специалистом документов, достоверность содержащихся в них сведений проверяют органы местного самоуправления. Право молодых специалистов на получение социальной выплаты подтверждается выданным им Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области свидетельством.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Харчикова Е.Н., 1985 года рождения, зарегистрированная по месту пребывания по адресу: Ярославская область, Ярославский район, дер. Полесье, ул. 1-ый Сиреневый проезд, д. 25, кв.11, с 5 сентября 2016 г. работает в Государственном учреждении здравоохранения Ярославской области «Ярославская центральная районная больница» в должности заведующей терапевтического отделения – врача терапевта поликлиники № 1 (т.1 л.д. 136, 145, 139-141).

22 ноября 2016 г. Харчикова Е.Н. обратилась в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» по категории «молодой специалист» (т.1 л.д. 178).

22 ноября 2016 г. Харчикова Е.Н. также обратилась с заявлением к главе Ярославского муниципального района, в котором просила признать её и членов её молодой семьи, постоянно (преимущественно) проживающими по адресу: Ярославская область, Ярославский район, дер. Полесье, ул. 1-ый Сиреневый проезд, д. 24, кв.11 (т.1 л.д. 179).

К поданным заявлениям Харчинкова Е.Н. приложила необходимые документы.

Протоколом рабочей комиссии Администрации Ярославского муниципального района от 23 ноября 2016 г. № 8 Харчикова Е.Н. включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» по Ярославскому муниципальному району, категория – молодой специалист (не имеющая жилья в сельской местности) (т.1 л.д. 176).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ярославского муниципального района (протокол от 23 ноября 2016 г. № 9) Харчикова Е.Н. признана не имеющей жилья в сельской местности Ярославского муниципального района (т.1 л.д. 177).

По результатам рассмотрения заявлений Харчикова Е.Н. составом семьи три человека была включена в Сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и период до 2020 г.» по Ярославскому муниципальному району на 2018 г. (т.1 л.д. 120-125).

24 мая 2018 г. Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области выдал Харчиковой Е.Н. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 236 343 50 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета – 877 803 руб. 86 коп., за счет средств областного бюджета в размере 358 539 руб. 64 коп. (т.1 л.д. 14).

24 мая 2018 г. между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, ГУЗ Ярославской области «Ярославская центральная районная больница» (работодатель Харчиковой Е.Н.) и Харчиковой Е.Н. был заключен трёхсторонний договор № 9 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильём в сельской местности с использованием социальной выплаты (т.1 л.д. 11-13).

30 мая 2018 г. Харчикова Е.Н. и Харчиков К.С. заключили с обществом с ограниченной ответственностью «Светлояр» договор участия в долевом строительстве № КБ-75-Ж, в соответствии с которым Харчиковы приобретают в долевую собственность двухкомнатную квартиру по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Пестрецовский сельский округ, пос. Красный Бор, площадью 57,16 кв.м. Оплата производится частично в сумме 1 236 343 руб. 50 коп. за счет средств социальной выплаты в рамках реализации социальной целевой программы, частично в размере 1 678 516 руб. 50 коп. за счет средств банковского кредита (т. 1 л.д. 15-22).

18 июня 2018 г. денежные средства в размере 1 236 343 руб. 50 коп. были перечислены Харчиковой Е.Н. в качестве субсидии на строительство жилья молодым специалистам по договору от 24 мая 2018 г. № 9 и свидетельства о предоставлении социальной выплаты от 24 мая 2018 г. № 12 (т.1 л.д. 23).

Согласно акту от 12 апреля 2019 г. по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию государственной программы Ярославской области, установлены факты неправомерного включения Администрацией Ярославского муниципального района 11 молодых семей и молодых специалистов, в том числе Харчиковой Е.Н., как не соответствующей условиям Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района, в виду чего были неправомерны использованы средства на приобретение Харчиковой Е.Н. социальной выплаты в размере 1 236 344 руб. (т.1 л.д. 24, 29-30).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области требования о признании действий администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включении Харчиковой Е.Н. в сводный список участников мероприятий незаконными, а также о признании недействительным заключенного 24 мая 2018 г. трёхстороннего договора № 9, суд первой инстанции исходил из того, что у администрации Ярославского муниципального района Ярославской области отсутствовали основания для включения Харчиковой Е.Н. составом семьи три человека в сводный список, и как следствие у Харчиковой Е.Н. не имелось правовых оснований для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной и областной целевой программы, поскольку Харчиков К.С. не соответствовал условию, предусмотренному пунктом 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат, имел регистрацию по месту жительства в г. Ярославле.

Установив отсутствие у Харчиковой Е.Н. права на получение социальной выплаты, суд со ссылкой на положения статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признал договор № 9 от 24 мая 2018 г. об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильём в сельской местности с использованием социальной выплаты ничтожным, как заключенным с нарушением требований закона.

Признав договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) в сельской местности от 24 мая 2018 г. № 9 ничтожным, суд, руководствуясь требованиями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал с Харчиковой Е.Н. неосновательное обогащение в виде полученной социальной выплаты в размере 1 236 343 руб. 50 коп. При этом суд не усмотрел оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что выплаченная Харчиковой Е.Н. субсидия не является денежной суммой, предоставленной в качестве средств существования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может, находит их основанными на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.

Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определён перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, из поведения которой явствует её воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

Согласно пункту 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Вместе с тем, приведенные положения норм материального права суды при разрешении спора не применили и не учли, что выплата, предоставленная Харчиковой Е.Н. является социальной, предоставлена в качестве поддержки на основании федеральной и областной целевых программ.

РЎСѓРґС‹ оставили без правовой оценки то обстоятельство, что право РЅР° данную выплату было признано как СЃРѕ стороны администрации Ярославского муниципального района, которая проверяла правильность оформления, представленных Харчиковой Р•.Рќ. документов, так Рё СЃРѕ сторо░Ѕ░‹ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ђ“ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░°░і░Ђ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░ј░‹░€░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ј░ї░»░µ░є░Ѓ░° ░░ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░‹░Ѕ░є░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░µ ░І░‹░ґ░°░»░ѕ ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ ░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░‹ ░Ѕ░° ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ (░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ) ░¶░░░»░Њ░Џ ░І ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 1 236 343 50 ░є░ѕ░ї., ░° ░‚░°░є░¶░µ ░·░°░є░»░Ћ░‡░░░»░ѕ ░‚░Ђ░‘░…░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░Ѕ░░░№ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ ░ѕ░± ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¶░░░»░Њ░‘░ј ░ѕ░‚ 24 ░ј░°░Џ 2018 ░і. ░„– 9 ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░џ░Ђ░°░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░‚ 14 ░░░Ћ░»░Џ 2012 ░і. ░„– 717, ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░џ░Ђ░°░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ 17 ░ј░°░Ђ░‚░° 2014 ░і. ░„– 222-░ї, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░ґ░░░І░€░µ░і░ѕ ░†░µ░»░µ░І░ѓ░Ћ ░ї░Ђ░ѕ░і░Ђ░°░ј░ј░ѓ ░«░Ј░Ѓ░‚░ѕ░№░‡░░░І░ѕ░µ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░µ ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░… ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░№ ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░».

░Ј░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░Џ░Џ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░є ░░ ░І░·░‹░Ѓ░є░░░І░°░Џ ░Ѓ ░Ґ░°░Ђ░‡░░░є░ѕ░І░ѕ░№ ░•.░ќ. ░Ѕ░µ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░ѕ░і░°░‰░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 1102 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░‹, ░░░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ ░Ѕ░µ ░ґ░°░»░░ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ ░‚░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ, ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ ░»░░ ░І ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ░… ░Ґ░°░Ђ░‡░░░є░ѕ░І░ѕ░№ ░•.░ќ. ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░±░Ђ░ѕ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░‚░ѕ░і░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ґ░°░Ђ░‡░░░є░ѕ░І░ѕ░№ ░•.░ќ. ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░‹ ░Џ░І░»░Џ░»░░░Ѓ░Њ ░ї░Ђ░µ░ґ░ј░µ░‚░ѕ░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░░ ░░░Ѓ░‚░†░°. ░Ў░ѓ░ґ░‹ ░Ѕ░µ ░ѓ░‡░»░░, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░±░‹░»░░ ░Ђ░µ░°░»░░░·░ѕ░І░°░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░Џ ░¶░░░»░Њ░Џ ░І ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѕ░І░°░»░ѕ ░†░µ░»░µ░І░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ ░І░‹░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░░ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І.

░Ј░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░ѓ░‡░‚░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░░, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ░І░»░µ░є░»░ѕ ░·░° ░Ѓ░ѕ░±░ѕ░№ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░µ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№. ░’ ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░Ќ░‚░░░ј ░ї░Ђ░░ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░ј ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░»░° ░Ѓ░ѓ░ґ░ѓ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░░░‚░Њ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ ░ѕ ░ґ░ѕ░±░Ђ░ѕ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І ░ї░Ђ░░ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░… ░Ѓ░ґ░µ░»░ѕ░є.

░Ў ░ѓ░‡░‘░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ў░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░░░‚, ░‡░‚░ѕ ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░, ░ѕ░Ѕ░░ ░ї░ѕ░І░»░░░Џ░»░░ ░Ѕ░° ░░░Ѓ░…░ѕ░ґ ░ґ░µ░»░° ░░ ░±░µ░· ░░░… ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░‹ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░░ ░·░°░‰░░░‚░° ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░Џ░µ░ј░‹░… ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░”░·░µ░Ђ░¶░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░ѕ░‚ 15 ░ѕ░є░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2020 ░і. ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ 18 ░ј░°░Ђ░‚░° 2021 ░і. ░Ѕ░µ░»░Њ░·░Џ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░, ░ѕ░Ѕ░░ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░µ, ░° ░ґ░µ░»░ѕ - ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░° ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░.

░џ░Ђ░░ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░ј ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░»░° ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѓ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░ѓ░‡░µ░Ѓ░‚░Њ ░І░‹░€░µ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ, ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░░░‚░Њ ░ѕ░‚░ј░µ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░є░░ ░░ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░‚░Њ ░ґ░µ░»░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј░░ ░░ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°.

░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 379?, 379?, 390, 390? ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░

░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░°:

░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░”░·░µ░Ђ░¶░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░ѕ░‚ 15 ░ѕ░є░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2020 ░і. ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ 18 ░ј░°░Ђ░‚░° 2021 ░і. ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ, ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░░░‚░Њ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░µ ░ґ░µ░»░ѕ ░Ѕ░° ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ђ“ ░І ░”░·░µ░Ђ░¶░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ.

░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№

░Ў░ѓ░ґ░Њ░░

8Г-13398/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
Ответчики
Администрации Ярославского муниципального района
Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района
ГУЗ Ярославской области «Ярославская центральная районная больница»
Харчиковой Евгении Николаевне
Территориальной администрации Дзержинского района мэрии Ярославля
Администрации городского поседения Гаврилов-Ям Ярославской области
Другие
Харчиков Кирилл Сергеевич
Мэрия Ярославля
Контрольно-счетная Палата Ярославской области
КУМИ Администрации ЯМР
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее