Решение по делу № 33-840/2024 от 07.02.2024

Дело № 2-339/2023

УИД 32RS0011-01-2023-000375-31                                            Председательствующий - судья Чубченко А.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-840/2024

        г. Брянск                                              27 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

    председательствующего                   Мариной Ж.В.,

    судей                                           Катасоновой С.В., Денисюка О.Н.,

    при секретаре                       Немцевой Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Злынковского района Брянской области на решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Злынковского района Брянской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района, установлено наличие бесхозяйного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, на который право собственности не оформлено, в реестре муниципальной собственности этот объект не числится, на балансе администрации не состоит, в связи с чем не осуществляется контроль за его техническим состоянием.

Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию данного объекта водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и функционированием, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций. Отсутствие собственника шахтного колодца создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного рядом с домом <адрес> и обязать администрацию Злынковского района Брянской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества указанный шахтный колодец.

          Решением Злынковского районного суда Брянской области от                                       30 ноября 2023 года исковые требования прокурора Злынковского района Брянской области удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, и обязать администрацию Злынковского района Брянской области обратиться в соответствующий орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного рядом с домом <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В апелляционной жалобе глава администрации Злынковского района Брянской области Поддубный А.А. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом нарушены нормы процессуального права, так как поданное прокурором заявление не соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ, а также судом неправильно применены нормы материального права, не принято во внимание, что в населенном пункте имеется централизованная система водоснабжения. Кроме того, ссылается на то, что постановка бесхозяйных объектов на учет требует финансовых затрат бюджета Злынковского района.

       В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Злынковского района Брянской области Романченко А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

       Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали. От главы администрации Злынковского района Брянской области Поддубного А.А. имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя администрации.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

       Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Злынковского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации водоснабжения на территории Злынковского района, в результате которой установлено, что шахтный колодец, являющийся источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенный рядом с домом <адрес>, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу.

        По результатам проверки в адрес главы администрации Злынковского района Брянской области Поддубного А.А. вынесено представление                       от 06.09.2023 об устранении выявленных нарушений в сфере водоснабжения населения.

        По информации, представленной Управлением имущественных отношений Брянской области, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, объект недвижимого имущества – источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Брянской области и в реестре федерального имущества не значится.

        Согласно сведениям Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области выше указанный шахтный колодец в муниципальной собственности сельского поселения не находится, третьим лицам не принадлежит, споров о праве на него нет. Данный колодец действующий и является резервным источником водоснабжения населения в случае отсутствия централизованного водоснабжения.

            Как следует из отзыва Управления Росреестра по Брянской области объект недвижимости (шахтный колодец), расположенный по адресу: <адрес>, на кадастровом учете не состоит, права не зарегистрированы.

             Согласно сообщения филиала ППК «Роскадастр» по Брянской области в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – шахтном колодце, расположенном по адресу: <адрес>.

            Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, исходил из того, что статус шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, как бесхозяйного, не позволяет обеспечить его надлежащее содержание и безопасное использование по назначению, создаст угрозу санитарному благополучию граждан, в то время как администрация Злынковского района Брянской области, на которую возложены полномочия администрации муниципального образования «Злынковское городское поселение» Злынковского муниципального района Брянской области, то есть полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

            Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

            В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

            В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

        В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года            № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

       Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года            № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

       Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

       Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

       Согласно абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

        Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» регламентированы вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.

        В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

        Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных. В рассматриваемом случае данные обязанности возложены в силу закона на администрацию Злынковского района Брянской области, которая обладает правом подачи заявления о постановке на учет находящегося на его территории недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

        На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

        При этом судебная коллегия считает установленным судом первой инстанции шестимесячный срок для исполнения решения суда разумным.

        Довод апелляционной жалобы о том, что в населенном пункте имеется централизованное водоснабжения, судебная коллегия не принимает, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган органа местного самоуправления от возложенной на него, в силу ст. 225 ГК РФ, обязанности по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости в границах муниципального образования и принятие мер к их учету.

        Тем более, отсутствие собственника шахтного колодца создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности неопределенного круга лиц.

         Довод жалобы, что для постановки на учет бесхозяйного объекта требуются финансовые затрат из бюджета муниципального органа, является несостоятельным, поскольку исполнение законом возложенных на орган местного самоуправлений обязанностей по соблюдение прав граждан не может ставиться в зависимость от бюджетно-финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения суда и им дана надлежащая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

        Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права, не принимается, поскольку таких нарушений, которые бы в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, относятся к основаниям для отмены решения, судом не допущено, а правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Злынковского района Брянской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев, со дня вступления его в законную силу.

    Председательствующий     Ж.В. Марина
Судьи С.В. КатасоноваО.Н. Денисюк

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2024 года.

33-840/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Злынковского района Брянской области
Ответчики
Администрация Злынковского района
Другие
Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
07.02.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее