УИД 05RS0029-01-2023-001711-12
Дело № 2-1361/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 октября 2023 г. с.Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Мусаева Б.А., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца –ФИО7, представителя ответчика - главы МО «<адрес>-су» <адрес> РД ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главе МО «<адрес>-су» <адрес> РД ФИО8 об обязании предоставить земельный участок,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что в 2005 году она вышла замуж за ФИО3. Брак зарегистрировали в МО «<адрес>-су». От совместного брака у них родились трое детей: ФИО11 ФИО11-Магомед ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11 Муртуз-Али ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вместе с детьми и мужем проживали и зарегистрированы в <адрес>-су, <адрес> доме у родителей мужа. Своего дома у них нет, и не было. В 2014 году она развелась с мужем. Дети остались проживать с ней. Место жительство ее мужа неизвестно, он без вести пропал, он не общается ни с ними, ни со своими родственниками, и в связи с этим, решением Карабудахкентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО3 признан без вести отсутствующим.
ФИО2 является многодетной одинокой матерью, и как ей известно, по действующему земельному законодательству, она имеет права на получение одного земельного участка бесплатно. Она имеет официальный статус многодетной матери.
Для реализации своего конституционного права на получение земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением на имя главы администрации МО «<адрес> РД» ФИО5 как многодетная мать для предоставления ей земельного участка как матери одиночке, нуждающейся в жилье. Ей отказано в предоставлении земельного участка по надуманным причинам.
ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка на имя главы МО «<адрес>» ФИО6 Ей также отказано в предоставлении земельного участка с формулировкой, что она внесена в список очередников для получения земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ году, она вновь обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома главе администрации <адрес> ФИО6, вновь получила отказ о предоставлении ей земельного участка с формулировкой об отсутствии земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ году она снова обратилась с заявлением на имя нынешнего главы администрации МО «<адрес>» ФИО10 Ответ не последовал. Её неоднократные обращения с заявлением о предоставлении земельного участка руководителям соответствующих служб района не увенчались успехом. Все занимаются отписками и утверждают, что земельного участка для предоставления многодетной матери, не имеются. Рядом с <адрес>, вдоль Федеральной автодороги «Кавказ», неизвестным ей лицам выделены земельные участки гектарами. Они огородили их шлакоблочными высокими заборами и выставили на продажу. Им руководство района нашел земельные участки выделить гектарами, а ей, многодетной матери, не нашло и 10 сотых земли. Согласно ст. 39.5. Земельного кодекса РФ, многодетная семья может получить бесплатный участок из муниципального фонда.
Полагает, что это не правильно и не справедливо. Вышеуказанными руководителями нарушаются ее право на получение земельного участка, закрепленного Конституции РФ, ЗК, РФ, ГК РФ.
На основании вышеизложенного просит суд, обязать ответчика МО «<адрес>-су» <адрес> Республики Дагестан предоставить в собственность многодетной матери ФИО2 земельный участок для строительство жилого дома.
Истец ФИО2 на судебное заседание не явилась будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, обеспечила в суд своего представителя.
Представитель истца - ФИО7 в судебном заседании заявленные исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по тем основаниям изложенным в иске.
Ответчик - глава администрации МО «<адрес>» ФИО8, в судебном заседании в части удовлетворения иска пояснил, что не возражает, представил возражение на исковое заявление, из которого следует, что выделить многодетным семьям земельные участки не представляется возможным, так как на территории МО «<адрес>-Су» нет свободных земель.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно копии паспорта - ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> ДАССР, место жительство: РД, <адрес>, ул.50 лет октября, <адрес>.
Из справки администрации МО «<адрес>» <адрес> РД следует, что истица действительно проживает в <адрес>, ул.50 лет октября, <адрес>.
Согласно справки из администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, доход семьи, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ул.50 лет октября, <адрес>, ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно ниже прожиточного минимума.
Согласно решению Карабудахкенсткого районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан без вести отсутствующим.
Неоднократные обращения с заявлением о предоставлении земельного участка руководителям соответствующих служб района истицы подтверждаются следующими документами: от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 39.5. Земельного кодекса РФ, многодетная семья может получить бесплатный участок из муниципального фонда.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся земельное законодательство и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья7 часть1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-прававого статуса личности в Российской Федерации (статья 38 часть1, статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 часть 2, 36 части 1 и2, 40 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельного участка бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9- П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П и др.).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ №-Ф3), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
С учетом изложенного, исковое заявление иску ФИО2 к Главе МО «<адрес>-су» <адрес> РД ФИО8 об обязании предоставить земельный участок, следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО2 к Главе МО «<адрес>-су» <адрес> РД ФИО8 об обязании предоставить земельный участок удовлетворить в полном объеме.
Обязать Главу администрации МО «<адрес>» <адрес> РД предоставить в установленном законом порядке в собственность многодетной матери ФИО2 земельный участок для строительство жилого дома.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Б.А. Мусаев