Судья Алексеев И.Г. УИД 16RS0025-01-2022-002188-54
дело № 2-2054/2023
№ 33-8554/2024
Учет № 070 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 мая 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Прытковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Арутюняна Ш.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ – Рахмановой О.В. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2023 года, которыми иск Зиятдинова М.М. удовлетворен частично и постановлено:
Признать решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по РТ № 3-14373-029144171 от 29 августа 2022 года об отказе в перерасчете ФИО1 пенсии незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 2 августа 2022 года в установленном законом порядке.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зиятдинов М.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан о признании решения незаконным.
В обоснование требований указывается, что он имеет стаж работы более 30 лет, в связи с чем, обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку ему не выплачивается 25% прибавка к пенсии в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года. Однако, 29 августа 2022 года ему было отказано.
Им осуществлялась трудовая деятельность в сельском хозяйстве в период с 18 июля 1969 года по 23 января 1970 года, с 20 октября 1970 года по 23 апреля 1971 года, с 31 августа 1971 года по 25 февраля 1972 года, с 15 марта 1972 года по 31 июля 1981 года в должности слесаря шофера в Пестречинском объединении «Сельхозтехника» и с 7 августа 1981 года по 15 декабря 1982 года - в должности шофера в Пестречинском райобъединении «Селъхозхимия».
В связи с вышеизложенным истец просил суд признать данный отказ незаконным, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды работы в страховой стаж работы в сельском хозяйстве в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости на начало срока действия закона.
Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, в письменных возражениях с иском не согласился.
Решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года было отказано в удовлетворении исковых требований Зиятдинова М.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан о признании решения незаконным.
Определением кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года указанные судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Пестречинский районный суд Республики Татарстан.
Обжалуемым судебным постановлением иск был удовлетворен частично, решение принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное в удовлетворенной части требований. Указывается, что ответом на обращение Зиятдинова М.М. была дана правовая оценка материалам пенсионного дела, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан обязанности повторно рассмотреть заявление Зиятдинова М.М. от 2 августа 2022 года.
Лица, участвующие по делу, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
До 1 января 2019 года право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30 (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).
С 1 января 2019 года ч. 1 ст. 8 Закона №400-ФЗ была изменена Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
На основании части 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 года право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как подтверждается материалами по делу Зиятдинов М.М. с октября 2006 года является получателем страховой пенсии по старости.
2 августа 2022 года он обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда России по РТ с заявлением о разъяснении порядка применения в отношении него положений ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии сельским пенсионерам с 1 января 2019 года на 25%.
Письмом ГУ Отделение Пенсионного фонда России по РТ от 29 августа 2022 года Зиятдинову М.М. были даны соответствующие разъяснения. При этом, указано на отсутствие оснований для включения в страховой стаж работы в сельском хозяйстве периодов его трудовой деятельности с 18 июля 1969 года по 23 января 1970 года, с 20 октября 1970 года по 23 апреля 1971 года, с 31 августа 1971 года по 25 февраля 1972 года, с 15 марта 1972 года по 31 июля 1981 года в должности слесаря, шофера в Пестречинском объединении «Сельхозтехника» и с 7 августа 1981 года по 15 декабря 1982 года - в должности шофера в Пестречинском райобъединении «Селъхозхимия» и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Зиятдинова М.М. от 2 августа 2022 года, признав решение пенсионного органа от 29 августа 2022 года об отказе в перерасчете Зиятдинову М.М. пенсии незаконным.
При этом, суд исходил из того, что заявление истца ответчиком не рассмотрено, отказ в его рассмотрении не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку принят без учета вышеуказанных положений законодательства, а следовательно, требование истца о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным является обоснованным.
Поскольку материалы дела не позволяют без проведения мероприятий, полномочия на которые имеют органы пенсионного фонда, установить, подлежат ли включению в страховой стаж спорные периоды трудовой деятельности, суд возложил на ответчика обязанность по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав Зиятдинова М.М. путем повторного рассмотрения и принятия по его заявлению решения в порядке ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
На основании части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В рассматриваемом случае, как следует из ответа ГУ Отделение Пенсионного фонда России по РТ № 3-14373-029144171 от 29 августа 2022 года, пенсионным органом рассмотрено заявление Зиятдинова М.М. и указано, что периоды его работы с 18 июля 1969 года по 23 января 1970 года, с 20 октября 1970 года по 23 апреля 1971 года, с 31 августа 1971 года по 25 февраля 1972 года, с 15 марта 1972 года по 31 июля 1981 года в должности слесаря шофера в Пестречинском объединении «Сельхозтехника» и с 7 августа 1981 года по 15 декабря 1982 года в должности шофера в Пестречинском райобъединении «Селъхозхимия» не могут быть включены в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку основным видом деятельности указанных организаций сельское хозяйство не является, следовательно отсутствуют правовые основания для включения данных периодов работы при определении продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. Поскольку стаж работы в сельском хозяйстве составляет менее 30 требуемых календарных лет, отсутствуют и правовые основания для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. (л.д. 5)
Таким образом, заявление Зиятдинова М.М. ответчиком было рассмотрено по существу, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по его рассмотрению повторно.
Обращаясь в суд в защиту нарушенного права, Зиятдинов М.М. просил зачесть спорные периоды в сельскохозяйственный стаж, не соглашаясь с пенсионным органом об отсутствии у него права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обращаясь к заявленным истцом требованиям, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Списке N 1440 в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" указано: 1. растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация), в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" поименованы относящиеся к растениеводству соответствующие профессии, должности, специальности, в числе которых указа водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство); в разделе 2. животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами, в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" указан водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
В силу положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.
В соответствии с пунктом 4 Списка работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Следовательно, работа до 1 января 1992 года засчитывается в указанный стаж независимо от наименования профессии, специальности, занимаемой должности, начиная же с 1 января 1992 года необходимо подтверждение выполнения такой работы в должностях, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 сентября 2019 г. N 2202-О, определении от 29 сентября 2020 г. N 2097-О, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что не все работники сельского хозяйства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, чьи должности прямо предусмотрены Списком N 1440, по ним начислялись страховые взносы, и которые непосредственно осуществляли свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства. При этом растениеводство - это выращивание однолетних, многолетних культур и рассады, а животноводство - выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных.
Согласно ОКВЭД 01.61 предоставление услуг в области растениеводства (в том числе подготовка полей, посев, уборка урожая, мелиорация, поддержание сельскохозяйственных угодий в хорошем состоянии с аграрной и экологической сторон) относится к вспомогательной деятельности в области растениеводства и не относится к основному понятию "производство сельскохозяйственной продукции".
Рассматривая положения Списка и ОКВЭД во взаимосвязи и взаимозависимости, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, для целей пенсионного обеспечения к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделениям растениеводческого и животноводческого направления) следует относить организации (структурные подразделения), созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.
В этой связи работа, вспомогательная по отношению к сельскому хозяйству, в том числе предусмотренная Списком, дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, если основным видом деятельности организации (структурного подразделения) является производство сельскохозяйственных культур и (или) животных.
При этом, указанные организации могут заключать с другими организациями, основным видом деятельности которых является предоставление услуг в растениеводстве и животноводстве, договоры о предоставлении услуг.
В рассматриваемые периоды районные объединения «Сельхозтехника» и «Селъхозхимия» относились к специализированным организациям, занимающимся ремонтом и техническим обслуживанием сельскохозяйственной техники и агрохимическое обслуживание и не относились к организациям - сельхозпроизводителям, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственное производство.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что названные организации относились к колхозам, машинно-тракторным станциям, межколхозным предприятиям (организациям), совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, артелям (сельскохозяйственным), истцом не представлено.
Учитывая, что деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства не является тождественной деятельности по производству продукции растениеводства, период работы истца с 18 июля 1969 года по 23 января 1970 года, с 20 октября 1970 года по 23 апреля 1971 года, с 31 августа 1971 года по 25 февраля 1972 года, с 15 марта 1972 года по 31 июля 1981 года в должности слесаря шофера в Пестречинском объединении «Сельхозтехника» и с 7 августа 1981 года по 15 декабря 1982 года - в должности шофера в Пестречинском райобъединении «Селъхозхимия» не проходил в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных в постановлении Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440, а потому, не может быть зачтен в его специальный стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, проработавшему в сельском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда в части признании решения пенсионного органа об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным и обязании ответчика повторно рассмотреть заявление Зиятдинова М.М. от 2 августа 2022 года в установленном законом порядке нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2023 года по данному делу отменить в части признания незаконным решения ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по РТ .... от 29 августа 2022 года об отказе в перерасчете ФИО1 пенсии незаконным и обязании Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 2 августа 2022 года в установленном законом порядке и вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 мая 2024 года
Председательствующий
Судьи