Решение по делу № 2-396/2023 от 13.03.2023

Дело № 2-396/2023

УИД № 24RS0006-01-2023-000258-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Гусевой И.В.,

при секретаре Бикеевой А.А.,

с участием представителя истца Морозовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко Юрия Александровича к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко Ю.А. обратился с иском к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности на администрацию г. Боготола заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от 06.07.2020 г. принадлежит квартира, расположенная по адресу: г<адрес>м с кадастровым номером .

На основании постановления администрации г. Боготола от 14.10.2022 № 1168-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, а так же все жилые помещения, находящиеся в вышеуказанном многоквартирном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд в целях сноса указанного многоквартирного дома, признанного постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п аварийным и подлежащим сносу. В целях реализации вышеуказанных мероприятий по изъятию жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме истцу был предоставлен для подписания проект соглашения «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения» от 07.12.2022г. Согласно отчету от 02.12.2022 г. № 544-2022 размер возмещения за изымаемое вышеуказанное жилое помещение определен по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и составляет 2280 000 рублей. Однако, с учетом требований ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кв.7 подлежащий выплате собственнику в соответствии с п. 2 настоящего соглашения составляет 350 000 рублей, что соответствует стоимости приобретенного собственником изымаемого жилого помещения по договору купли-продажи от 06.07.2020г.

Он не согласен с применением указанных поправок, считает, что предложенный в проекте соглашения от 13.10.2021 г. размер возмещения в сумме 350 000 рублей нарушает его права, на предложенное администрацией возмещение он не имеет возможности приобрести равноценное жилое помещение.

Просит суд обязать администрацию г. Боготола заключить с Шевченко Ю.А. соглашение «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, путем выплаты возмещения» на предложенных истцом условиях, определив размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество по адресу: <адрес> принадлежащее Шевченко Ю.А. согласно отчету от 02.12.2022 № 544-2022 на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ в сумме 2280 000 рублей.

Истец Шевченко Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель истца Морозова Т.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что указанное жилое помещение было приобретено ее доверителем 06.07.2020 года за 350000 рублей. На момент покупки данного жилого помещения Шевченко Ю.А. не было известно, что дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истец до 2020 года проживал в г. Минусинске, договор купли-продажи заключался в нотариальной конторе г. Назарово. О том, что дом признан аварийным, истцу стало известно, когда начались мероприятия по переселению, и ему было предложено заключить соглашение, согласно которому был предложен способ возмещения за изымаемый объект в виде выкупной стоимости в размере 350000 рублей, что соответствует стоимости квартиры при заключении сделки купли-продажи, с чем он не согласен. После приобретения жилого помещения истец его отремонтировал, привел в состояние пригодное для проживания, понес затраты. На предложенную выкупную стоимость и истец не сможет приобрести себе жилье, в связи с чем он отказался заключать соглашение.

Представитель ответчика администрации г. Боготола в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о том, что администрация г. Боготола не признает заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6).

Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п.3 ст.2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Шевченко Ю.А. на основании договора купли-продажи квартиры от 06.07.2020г., зарегистрированного в Управлении Росреестра 17.07.2020г., номер регистрации <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м (л.д. 11, 25).

Согласно договору купли-продажи цена приобретаемой квартиры составляет 350 000 рублей (п. 2.1 договора).

В силу п. 2.2 договора указанную сумму покупатель уплатил продавцу до подписания настоящего договора.

На основании заключения межведомственной комиссии № 153 от 05.12.2013 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21).

Постановлением администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23).

Указанный многоквартирный жилой дом вошел в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.

В Разделе 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п., определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приложением № 1 к Региональной адресной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными до 01.01.2017г., включая <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025г.

Администрацией города Боготола 19.10.2022 г. Шевченко Ю.А. направлено требование о сносе дома своими силами до 21 ноября 2022 г.

Постановлением администрации г. Боготола от 14.10.2022 г. № 1168-п земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом <адрес>, а также жилые помещения в данном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

19.10.2022 года Шевченко Ю.А. направлено требование о сносе, совместно с собственниками других жилых помещений, жилого дома, признанного аварийным в срок до 11.11.2022 года.

29.11.2022 г. жителям многоквартирного жилого дома по ул. Иркутская, д. 60, направлены уведомления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Администрацией г. Боготола 08.12.2022 г. Шевченко Ю.А. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выплаты возмещения по адресу: <адрес>, согласно которому размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ составляет 350 000 рублей.

Согласно отчету об оценке от 02.12.2022 г. № 544-2022 ООО «Практик Комфорт» размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 7, определен по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и составляет 2 280 000 рублей.

До настоящего времени соглашение между сторонами об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения не подписано, при этом Шевченко Ю.А. сохраняет регистрацию в спорном жилом помещении.

С учетом требований ст. 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что ответчиком в установленном законом порядке принято решение о признании жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в этом доме, направлены уведомления собственникам изымаемых квартир.

29.12.2022 г. Шевченко Ю.А. обратился в администрацию г. Боготола с заявлением о предоставлении в собственность равнозначной квартиры взамен аварийной, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 30).

Согласно ответу администрации г. Боготола от 13.01.2023 № 180, направленному в адрес Шевченко Ю.А., в котором разъяснено, что у него отсутствует право на предоставление ему взамен изымаемого иного жилого помещения, также разъяснено, что в случае несогласия размера возмещения он вправе обратиться с исковым заявлением в суд с указанием избранного способа обеспечения своих жилищных прав в порядке ст. 32 ЖК РФ в связи с изъятием для муниципальных нужд принадлежащего ему по праву собственности жилого помещения (л.д. 31).

Разрешая исковые требования истца, суд исходит из следующего.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Вместе с тем, в ч. 3 ст. 6 ЖК РФ законодатель установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 г.

Частью 8.2. статьи 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различия в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном порядке аварийными. При этом законодатель в качестве единственного правоизменяющего юридического факта определил именно время приобретения жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Материалами дела подтверждается, что приобретение Шевченко Ю.А. спорного жилого помещения произошло 17.07.2020 г., т.е. после ведения в действие Федерального закона № 473-ФЗ.

На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцом и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права,

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06 следует, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

И как следствие, вопреки доводам искового заявления ответчик не имеет права на выплату ему возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, превышающем стоимость его приобретения.

Доводы истца Шевченко Ю.А. о том, что ему не было известно о том, что жилое помещением признано аварийным и подлежит сносу, не могут быть основанием для заключения с ним соглашения о выкупе жилого помещения за выкупную цену 2280000 рублей. На момент приобретения спорного жилого помещения истцом в собственность, жилой дом уже находился в аварийном состоянии, спорное жилое помещение приобреталось истцом с учетом существовавшего на тот период технического состояния жилого дома.

На основании п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В рассматриваемом случае обязанность у ответчика заключить договор не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другим законом, ни добровольно принятым обязательством, в связи с чем правовых оснований для понуждения ответчика к заключению соглашения о выкупе не имеется, поскольку вопросы выкупа и его условий в связи с наличием спора разрешаются судом. В данном случае такой способ разрешения спора как понуждение к заключению соглашения не соответствует закону, предусматривающему право лица обратиться в суд с иском о выкупе, но не с иском о понуждении к заключению договора (соглашения).

Исходя из установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что требования Шевченко Ю.А. к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шевченко Юрия Александровича к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, на предложенных Шевченко Ю.А. условиях, в сумме 2280000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2023 г.

Дело № 2-396/2023

УИД № 24RS0006-01-2023-000258-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Гусевой И.В.,

при секретаре Бикеевой А.А.,

с участием представителя истца Морозовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко Юрия Александровича к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко Ю.А. обратился с иском к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности на администрацию г. Боготола заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от 06.07.2020 г. принадлежит квартира, расположенная по адресу: г<адрес>м с кадастровым номером .

На основании постановления администрации г. Боготола от 14.10.2022 № 1168-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, а так же все жилые помещения, находящиеся в вышеуказанном многоквартирном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд в целях сноса указанного многоквартирного дома, признанного постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п аварийным и подлежащим сносу. В целях реализации вышеуказанных мероприятий по изъятию жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме истцу был предоставлен для подписания проект соглашения «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения» от 07.12.2022г. Согласно отчету от 02.12.2022 г. № 544-2022 размер возмещения за изымаемое вышеуказанное жилое помещение определен по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и составляет 2280 000 рублей. Однако, с учетом требований ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кв.7 подлежащий выплате собственнику в соответствии с п. 2 настоящего соглашения составляет 350 000 рублей, что соответствует стоимости приобретенного собственником изымаемого жилого помещения по договору купли-продажи от 06.07.2020г.

Он не согласен с применением указанных поправок, считает, что предложенный в проекте соглашения от 13.10.2021 г. размер возмещения в сумме 350 000 рублей нарушает его права, на предложенное администрацией возмещение он не имеет возможности приобрести равноценное жилое помещение.

Просит суд обязать администрацию г. Боготола заключить с Шевченко Ю.А. соглашение «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, путем выплаты возмещения» на предложенных истцом условиях, определив размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество по адресу: <адрес> принадлежащее Шевченко Ю.А. согласно отчету от 02.12.2022 № 544-2022 на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ в сумме 2280 000 рублей.

Истец Шевченко Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель истца Морозова Т.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что указанное жилое помещение было приобретено ее доверителем 06.07.2020 года за 350000 рублей. На момент покупки данного жилого помещения Шевченко Ю.А. не было известно, что дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истец до 2020 года проживал в г. Минусинске, договор купли-продажи заключался в нотариальной конторе г. Назарово. О том, что дом признан аварийным, истцу стало известно, когда начались мероприятия по переселению, и ему было предложено заключить соглашение, согласно которому был предложен способ возмещения за изымаемый объект в виде выкупной стоимости в размере 350000 рублей, что соответствует стоимости квартиры при заключении сделки купли-продажи, с чем он не согласен. После приобретения жилого помещения истец его отремонтировал, привел в состояние пригодное для проживания, понес затраты. На предложенную выкупную стоимость и истец не сможет приобрести себе жилье, в связи с чем он отказался заключать соглашение.

Представитель ответчика администрации г. Боготола в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о том, что администрация г. Боготола не признает заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6).

Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п.3 ст.2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Шевченко Ю.А. на основании договора купли-продажи квартиры от 06.07.2020г., зарегистрированного в Управлении Росреестра 17.07.2020г., номер регистрации <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м (л.д. 11, 25).

Согласно договору купли-продажи цена приобретаемой квартиры составляет 350 000 рублей (п. 2.1 договора).

В силу п. 2.2 договора указанную сумму покупатель уплатил продавцу до подписания настоящего договора.

На основании заключения межведомственной комиссии № 153 от 05.12.2013 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21).

Постановлением администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23).

Указанный многоквартирный жилой дом вошел в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.

В Разделе 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п., определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приложением № 1 к Региональной адресной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными до 01.01.2017г., включая <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025г.

Администрацией города Боготола 19.10.2022 г. Шевченко Ю.А. направлено требование о сносе дома своими силами до 21 ноября 2022 г.

Постановлением администрации г. Боготола от 14.10.2022 г. № 1168-п земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом <адрес>, а также жилые помещения в данном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

19.10.2022 года Шевченко Ю.А. направлено требование о сносе, совместно с собственниками других жилых помещений, жилого дома, признанного аварийным в срок до 11.11.2022 года.

29.11.2022 г. жителям многоквартирного жилого дома по ул. Иркутская, д. 60, направлены уведомления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Администрацией г. Боготола 08.12.2022 г. Шевченко Ю.А. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выплаты возмещения по адресу: <адрес>, согласно которому размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ составляет 350 000 рублей.

Согласно отчету об оценке от 02.12.2022 г. № 544-2022 ООО «Практик Комфорт» размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 7, определен по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и составляет 2 280 000 рублей.

До настоящего времени соглашение между сторонами об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения не подписано, при этом Шевченко Ю.А. сохраняет регистрацию в спорном жилом помещении.

С учетом требований ст. 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что ответчиком в установленном законом порядке принято решение о признании жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в этом доме, направлены уведомления собственникам изымаемых квартир.

29.12.2022 г. Шевченко Ю.А. обратился в администрацию г. Боготола с заявлением о предоставлении в собственность равнозначной квартиры взамен аварийной, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 30).

Согласно ответу администрации г. Боготола от 13.01.2023 № 180, направленному в адрес Шевченко Ю.А., в котором разъяснено, что у него отсутствует право на предоставление ему взамен изымаемого иного жилого помещения, также разъяснено, что в случае несогласия размера возмещения он вправе обратиться с исковым заявлением в суд с указанием избранного способа обеспечения своих жилищных прав в порядке ст. 32 ЖК РФ в связи с изъятием для муниципальных нужд принадлежащего ему по праву собственности жилого помещения (л.д. 31).

Разрешая исковые требования истца, суд исходит из следующего.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Вместе с тем, в ч. 3 ст. 6 ЖК РФ законодатель установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 г.

Частью 8.2. статьи 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различия в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном порядке аварийными. При этом законодатель в качестве единственного правоизменяющего юридического факта определил именно время приобретения жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Материалами дела подтверждается, что приобретение Шевченко Ю.А. спорного жилого помещения произошло 17.07.2020 г., т.е. после ведения в действие Федерального закона № 473-ФЗ.

На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцом и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права,

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06 следует, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

И как следствие, вопреки доводам искового заявления ответчик не имеет права на выплату ему возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, превышающем стоимость его приобретения.

Доводы истца Шевченко Ю.А. о том, что ему не было известно о том, что жилое помещением признано аварийным и подлежит сносу, не могут быть основанием для заключения с ним соглашения о выкупе жилого помещения за выкупную цену 2280000 рублей. На момент приобретения спорного жилого помещения истцом в собственность, жилой дом уже находился в аварийном состоянии, спорное жилое помещение приобреталось истцом с учетом существовавшего на тот период технического состояния жилого дома.

На основании п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В рассматриваемом случае обязанность у ответчика заключить договор не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другим законом, ни добровольно принятым обязательством, в связи с чем правовых оснований для понуждения ответчика к заключению соглашения о выкупе не имеется, поскольку вопросы выкупа и его условий в связи с наличием спора разрешаются судом. В данном случае такой способ разрешения спора как понуждение к заключению соглашения не соответствует закону, предусматривающему право лица обратиться в суд с иском о выкупе, но не с иском о понуждении к заключению договора (соглашения).

Исходя из установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что требования Шевченко Ю.А. к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шевченко Юрия Александровича к администрации г. Боготола о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, на предложенных Шевченко Ю.А. условиях, в сумме 2280000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2023 г.

2-396/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ШЕВЧЕНКО ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Администрация г. Боготола (Администрация города Боготола Красноярского края)
Другие
Морозова Татьяна Викторовна
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Гусева Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
bogotol.krk.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.04.2023Предварительное судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее