Дело №2-1883/2020
УИД 92RS0003-01-2020-002644-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 29 сентября 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием истца – Ящук Л.Л., представителя истца – Маренчук М.В., представителя ответчика – Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ящук Людмилы Леонидовны к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
10.07.2020 истец обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее 8 лет, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ; признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; включить в страховой стаж для исчисления страховых взносов периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ, ст. ст. 4, 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ; обязать ответчика засчитать в специальный стаж периоды работы, указанные в справках с места работы: в ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» в должности медицинской сестры палатной (постовой) стационарного психиатрического отделения № 3 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика засчитать в страховой стаж периоды работы, указанные в трудовой книжке и справках работодателя: в ГУ Национальный научный центр Радиационной медицины НАМН Украины - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика засчитать в страховой стаж и исчислить страховые взносы за периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст.ст. 4, 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 04.07.2019 года.
Исковые требования обоснованы тем, что истец осуществляет трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда в должности медицинской сестры палатной (постовой) стационарного психиатрического отделения № 3 Севастопольской городской психиатрической больницы более 9 лет, в связи с чем полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, досрочно, т.е. с 51 года.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нахимовском районе г. Севастополя с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Кроме того, принимая решение об отказе, ответчик принял к рассмотрению только часть предоставленных ею справок, подтверждающих характер работы истца, и не учел часть страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, а также исключил из подсчета часть общего страхового стажа.
Свое решение ответчик обосновал тем, что работодателем не были уплачены повышенные страховые взносы в органы ПФ РФ, а также тем, что органы ПФ РФ не получили ответы от компетентных органов Украины на направленные ими запросы о трудовой деятельности истца.
Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилась с настоящим иском за судебной защитой своих пенсионных прав.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, представила суду письменные возражения.
Заслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, цехов, профессий, должностей на работах тяжелыми и вредными условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР № 10 от 26.01.1991года.
Позицией 2260000-в раздела ХХІV «Учреждения здравоохранения и социального обслуживания» списка №2 производств, цехов, профессий, должностей на работах с особо вредными и опасными условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР № 10 от 26.01.1991года, предусмотрен средний медицинский персонал в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального Конституционного Закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального Конституционного Закона от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 12 Федерального Конституционного Закона от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие….. право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, выданные государственными и иными официальными органами Украины,… государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного Закона от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополь в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» связывает факт приобретения гражданства Российской Федерации для жителей Крыма и Севастополя только с одним обстоятельством - фактом постоянного проживания гражданина Украины в Крыму или Севастополе на момент подписания Конституционного договора, то есть на 18.03.2014 г.
С этим же фактом Федеральный закон № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» связывает возникновение права на включение в страховой стаж и исчисление страховых взносов за периоды работы на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым по 31.12.2014 года.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Определении КС РФ N 3279-О от 5 декабря 2019 г., факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ящук Л.Л. обратилась в ГУ-УПФРФ в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из материалов дела, в справке работодателя ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Ящук Л.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи справки работала в ГБУЗС «Севастопольской городской психиатрической больнице» в должности медицинской сестры палатной (постовой) стационарного психиатрического отделения № 3, что соответствует должностям раздела ХХІV «Учреждения здравоохранения и социального обслуживания» Списка №2 и согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ дает истцу право на досрочное назначение пенсии.
Доводы представителя ответчика о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отражен в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, а за период с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют начисления и уплата страховых взносам по соответствующим тарифам, в связи с чем они не могут быть включены в специальный стаж, являются несостоятельными, поскольку актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в указанный период истец работала в ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» в должности медицинской сестры палатной (постовой).
Также материалами дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ГУ Национальном научном центре радиационной медицины НАМН Украины. Довод представителя ответчика о том, что данные периоды трудовой деятельности не могут быть включены в страховой стаж истца, поскольку не нашли подтверждения документальной проверкой по предоставленному ответу из Украины, являются необоснованными, т.к. действующее законодательство не содержит положений о том, что отсутствие ответа организации на запрос ПФ является основанием для отказа в зачете страхового стажа и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Сомнения ответчика в обоснованности записей, сделанных в трудовой книжке, не могут ограничивать право работника на досрочное назначение пенсии.
Также суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что на Ящук Л.Л. не распространяется действие Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ, поскольку решением Нахимовского райсуда г. Севастополя от 09.09.2014, вступившим в законную силу 10.10.2014, установлен факт постоянного проживания Ящук Л.Л. в г. Севастополе с июня 2011 г., в том числе и по состоянию на 18.03.2014.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком незаконно не признается право Ящук Л.Л. на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с чем считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Поскольку территориальные органы Пенсионного фона Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, с учетом положений ст. 98 ГПК РФ и удовлетворения исковых требований, судебные расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб., подлежат возмещению за счет бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ящук Людмилы Леонидовны к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать за Ящук Людмилой Леонидовной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, как лицу, проработавшему на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее 8 лет.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Ящук Людмиле Леонидовне досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ незаконным.
Признать за Ящук Людмилой Леонидовной право на включение в страховой стаж и исчисление страховых взносов за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ, ст. ст. 4, 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе засчитать в специальный стаж периоды работы Ящук Людмилы Леонидовны, указанные в справках с места работы, в ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» в должности медицинской сестры палатной (постовой) стационарного психиатрического отделения № 3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе засчитать в страховой стаж периоды работы Ящук Людмилы Леонидовны, указанные в трудовой книжке и справках работодателя, в ГУ Национальный научный центр Радиационной медицины НАМН Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе засчитать в страховой стаж и исчислить страховые взносы за периоды трудовой деятельности Ящук Людмилы Леонидовны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст. ст. 4, 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 года № 208-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе назначить Ящук Людмиле Леонидовне страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, с ДД.ММ.ГГГГ.
Возместить Ящук Людмиле Леонидовне из средств бюджета г. Севастополя расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 06.10.2020 года.
Судья –