РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июня 2018 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Шиляевой С.Г., при секретаре Минигазимовой А.И.,
с участием: административного истца Астаховой И.А., представителя административного ответчика Юртаевой Е.А., представителя заинтересованного лица Ильиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Астаховой И.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании действий незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Астахова И.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что она была зарегистрирована МИФНС № 4 по Оренбургской области с 08.09.2005 г. в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку предпринимательская деятельность у нее не сложилась, она обратилась в Инспекцию с заявление о прекращении предпринимательской деятельности, представив все необходимые документы. МИФНС № 10 по Оренбургской области 16.02.2009 г. ей выдана справка о том, в базе данных ЕГРИП Оренбургской области сведения о ней как об индивидуальном предпринимателе не числятся. Аналогичные сведения были представлены и по состоянию на 02.03.2018 г. при использовании электронного сайта ФНС РФ. Вместе с тем, МИФНС № 4 по Оренбургской области 13.02.2018 г. в ее адрес направлено решение о взыскании с нее налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, а также электронных денежных средств в пределах суммы 28062,31 руб. Из ответа налогового органа от 06.04.2018 г. ей стало известно, что по состоянию на 19.03.2018 г. у Инспекции отсутствуют сведения о прекращении ей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в учетном деле не имеется сведения об исключении ее из базы ЕГРИП. Полагает, что ИФНС № 10 по Оренбургской области она незаконно была восстановлена в статусе индивидуального предпринимателя. Во избежание дальнейшего начисления страховых взносов, он 10.04.2018 г. обратилась в налоговый орган с заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с чем, 17.04.2018 г. данная запись была внесена в ЕГРИП. Просит суд признать действия МИФНС № 10 по Оренбургской области по восстановлению в ЕГРИП записи о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, обязать устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем исключения записи из ЕРГИП, признать ее прекратившим деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании административный истец поддержала административные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Юртаева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала. В обоснование возражений на иск ссылается на то, что МИФНС № 10 по Оренбургской области полномочия по постановке на учет индивидуальных предпринимателей, снятии их с учета были переданы с 23.06.2006 г. В связи с чем, в адрес Инспекции МИФНС № 4 по Оренбургской области передано регистрационное дело в отношении ИП Астаховой И.А., в котором отсутствовали сведения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. После передачи полномочий Управления Пенсионного фонда РФ Инспекции по взысканию недоимки по страховым взносам в пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, были установлено, что сведения об Астаховой И.А. не внесены в ЕГРИП. Поэтому Инспекция устранило данное разночтение с информацией, имеющейся на бумажном носителе, и внесла сведения об Астаховой И.А. как об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП. На основании поданного Астаховой И.А. заявления, последняя 17.03.2018 г. была исключена из ЕГРИП. Полагает, что никаких нарушений действующего законодательства со стороны налогового органа не имелось. Просила суд в удовлетворении административного искового заявления Астаховой И.А. отказать.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 4 по Оренбургской области Ильина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Астаховой И.А. не признала. Поддержала позицию, изложенную представителем административного ответчика. Просила суд в удовлетворении административного иска Астаховой И.А. отказать.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».
В силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования административного истца о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и, в случае признания таких требований обоснованными, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Статьей 5 федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу ст.8 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент регистрации Астаховой И.А. в качестве индивидуального предпринимателя) государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст.11 Федерального закона).
В силу ст.22.3 Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины.
Аналогичные документы, а также документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 140-ФЗ) должны быть представлены в регистрационный орган индивидуальным предпринимателем при принятии им решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в силу положений указанной статьи в редакции, действующей на момент рассмотрения дела по существу.
Таким образом, из анализа указанных положений закона следует, что регистрация и прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер и осуществляется на основании поданного индивидуальным предпринимателем заявления в регистрирующий орган.
Статьей 4 Федерального закона установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Аналогичные положения содержались и в ст.4 федерального закона в редакции на момент регистрации Астаховой И.А. в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что на основании заявления Астаховой И.А. МИФНС № 4 08.09.2005 г. принято решение № 704 о государственной регистрации Астаховой И.А. в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании установлено, что в нарушении требований указанного Федерального закона сведения об Астаховой И.А. как об индивидуальном предпринимателе в установленный законом срок в ЕГРИП внесены не были.
Из материалов дела также следует и установлено в судебном заседании, что в результате проведенной МИФНС № 10 по Оренбургской области проверки 07.03.2018 г. проведены мероприятия по восстановлению в ЕРГИП сведений об Астаховой И.А. как об индивидуальном предпринимателе.
При этом в регистрационном деле Астаховой И.А. не содержится сведений о подаче ей заявления в регистрирующий орган о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Доказательства обращения с таким заявлением в регистрирующий орган не было представлено административным истцом и в ходе судебного следствия по делу.
Довод административного истца о том, что МИФНС № 10 по Оренбургской области она была восстановлена в качестве индивидуального предпринимателя, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они опровергаются представленными административным ответчиком в деле доказательствами.
Внесение записи в ЕГРИП об Астаховой И.А. на основании данных, содержащихся на бумажном носителе, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушают, а являются актуализацией данных базы ЕГРИП.
Доводы административного истца о том, что МИФНС № 10 по Оренбургской области 12.02.2009 г. ей была выдана справка о том, что она не является индивидуальным предпринимателем, суд также находит несостоятельным, поскольку из буквального толкования сведений, содержащихся в указанной справке, следует, что Астахова И.А. не числиться в базе данных ЕГРИП Оренбургской области в качестве индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны МИФНС № 10 по Оренбургской области не имелось, никаких действий по восстановлению Астаховой И.А. в качестве индивидуального предпринимателя не производилось. В связи с чем, в удовлетворении административного иска Астаховой И.А. в этой части должно быть отказано.
Разрешая требования Астаховой И.А. о признании ее прекратившей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, суд находит их также не подлежащими удовлетворению, поскольку на основании заявления Астаховой И.А. от 09.04.2018 г. МИФНС № 10 по Оренбургской области 17.04.2018 г. принято решение № 6605А о государственной регистрации прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесены соответствующие сведения в ЕГРИП.
Поэтому в удовлетворении иска Астаховой И.А. о признании ее прекратившим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2018 ░░░░.