Дело № 2а-3599/2020
УИД: 21RS0023-01-2020-004025-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2020 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием представителя административного истца – Степанова П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск СХПК «Авангард» к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании акта проверки и предписания об устранении нарушений трудового законодательства незаконным,
установил:
СХПК «Авангард» Аликовского района Чувашской Республики обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании акта проверки ----- и предписания ----- от дата об устранении нарушений трудового законодательства незаконными, указав в нем, что в акте указано на нарушение СХПК «Авангард» требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что акт о расследовании несчастного случая на производстве не соответствует установленным требованиям; на предприятии не ведется учет выдачи средств индивидуальной защиты; отсутствует Положение системы управления охраны труда; не проведена оценка труда рабочего места механизатора и на СХПК «Авангард» возложена обязанность устранить перечисленных в акте нарушения в указанные в предписании сроки. Оспариваемые акты, полагает заявитель, нарушают его права и подлежат признанию незаконными, поскольку механизатор ФИО3 получил бытовую травму, а сообщение о производственной травмы было ложным. Однако по данному факту СХПК «Авангард» привлечен Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения и по ч. 2 данной статьи в виде административного штрафа в сумме 60 000 руб., которые в настоящее время обжалуются в судебном порядке. Совокупность указанных обстоятельств, полагает заявитель, служит основанием для признания акта проверки и предписания об устранении нарушений трудового законодательства от дата незаконными в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.
От представителя административного ответчика поступило заявление о рассмотрении данного спора без его участия и письменный отзыв, в котором он приводит мотивы, по которым истцу следует отказать в удовлетворении данного иска, в том числе и по мотивам пропуска срока для обращения в суд.
Суд считает возможным рассмотреть данное заявление при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная инспекция труда (ГИТ) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом инспектору ГИТ предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Так, статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлены основные полномочия федеральной инспекции труда, реализуемые ею в связи с возложенными на нее задачами, а именно осуществлять федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; вести прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимать меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В силу статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных упомянутой статьей. Основанием для проведения внеплановой проверки является в числе прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Таким образом, исходя из приведенных норм трудового законодательства Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных требований являются: истечение срока исполнения работодателем выданного уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан; поступление в Роструд или его территориальный орган: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации; обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации; наличие приказа (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно п. 91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2019 N 56195), возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено следующими фактами: невыплата работникам заработной платы, ее отдельных составных частей; непредставление оплачиваемых отпусков; нарушение режима труда и отдыха; уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление; необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; допуск к работе лиц, не прошедших в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29, обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования; отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование; непроведение специальной оценки условий труда; непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
При решении вопроса об организации проведения проверки по основанию, указанному в абзаце 8 пункта 90 Административного регламента, следует учитывать, что работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, независимо от их прекращения. Мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов оформляется в виде служебной записки с изложением установленных обстоятельств. Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки в порядке, установленном пунктами 47 - 64 Административного регламента, за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки 9п.п. 92- 94 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, поводом для проведения внеплановой проверки послужило поступившее в государственную инспекцию труда по Чувашской Республике извещение о несчастном случае на производстве, произошедшим с механизатором СХПК «Авангард» ФИО3 дата.
По результатам данной проверки дата Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в отношении СХПК «Авангард» был составлен акт о выявленных нарушениях и этой же датой в его адрес вынесено предписание ----- об устранении указанных в нем нарушений, с установлением срока по каждому пункту предписания.
Указанные акты были оспорены СХПК «Авангард» в порядке административного судопроизводства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) в порядке административного судопроизводства оспариваются решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Организация может оспаривать решения, действия (бездействие) вышеуказанных органов и лиц, если полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по правилам административного судопроизводства рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
КАС РФ в главе 8 нормативно закрепил институт процессуальных сроков, в которые совершаются процессуальные действия в рамках административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 КАС РФ).
Статья 94 КАС РФ предусматривает, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением процессуального срока.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом, согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работодателя обжаловать (оспорить) вынесенное ГИТ предписание в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, и подлежит применению судом при разрешении данной категории споров.
Поскольку законом установлен специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный ранее нормами главы 25 ГПК РФ, применению не подлежит. Такое разъяснение дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006.
Вывод о том, что к такой категории споров не применяются сроки, установленные частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержится в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 42-КГ17-5.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из содержания иска, о принятии акта проверки и вынесения предписания об устранении указанных в данном акте недостатков, истцу стало известно дата.
Таким образом, истец, достоверно зная о наличии принятых в отношении него органом государственного контроля актах, не был лишен права оспорить их в судебном порядке в установленный законом срок.
Однако данное административное исковое заявление направлено в адрес суда посредством почтовой связи дата, т.е. за пределами установленного законом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
При этом на уважительность причин пропуска срока административный истец не ссылается, полагая, что обращение в суд последовала в установленные сроки.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска СХПК «Авангард» о признании акта проверки и предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ----- от дата незаконными, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 31 июля 2020 года.