Судья: Рябова Т.Н. Дело №33а-87/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Нижний Новгород 11 января 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.
при секретаре судебного заседания ФИО7
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 01 ноября 2016 года по административному делу по административному иску прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования к администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района о признании бездействия незаконными и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального правового акта.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района, в ходе которой установлено, что администрацией Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района принято постановление от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области». В нарушении вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта, а после его принятия и действующего нормативного правового акта, не проведена. В прокуратуру Сосновского района проект данного нормативного акта для проведения антикоррупционной экспертизы также не направлялся. Полагая, что выявленные нарушения в действиях администрации Елизаровского сельсовета препятствует реализации государственной антикоррупционной политики, что также нарушает законные интересы Российской Федерации, прокурор Сосновского района просил признать бездействия Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального районе незаконными и обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области».
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 01 ноября 2016 года административное исковое заявление прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц постановлено удовлетворить.
Признать бездействие администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровский сельсовет Сосновского муниципального района» и действующего постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области» незаконным.
Обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района» в течении месячного срока со дня вступления решения в законную силу.
О принятых мерах сообщить в Сосновский суд и административному истцу в течении месячного срока.
В апелляционной жалобе глава администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области просит решение суда изменить, поскольку считает, что предоставлен слишком маленький срок для исполнения решения суда. Просит установить срок два месяца. В остальной части решение не обжалует.
Согласно ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями(включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции- это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ - профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Статьей 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проект нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключение, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Статьей 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-3 органы местного самоуправления устанавливают порядок проведения и проводят антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.
Решением Елизаровского сельсовета № 21 от 16.12.2009 (с изменениями or 19.02.2013 № 6-р) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправленя Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов.
Согласно данному Порядку атикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, который повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района, подведомственных им учреждений и предприятий, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района. (п. 1.2) п.3 Порядка предусматривает порядок проведения антикоррупционный экспертизы действующих нормативно правовых актом, п.4 предусматривает порядок проведения атикоррупционной экспертизы проектов правовых актов. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок не более 30 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом (должностным лицом) поручения главы сельской администрации, если решением главы сельской администрации не установлен иной срок ее проведения. (п.3 Порядка), общий срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта правовых актов не должен превышать 30 дней со дня получения проекта правового акта уполномоченным органом (п.4 Порядка).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Сосновского района Нижегородской области проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что администрацией Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района принято постановление от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области».
В нарушении вышеуказанных требований законодательства, установленного Порядка проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов, утвержденного решением Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района от 16.12.2009 г. №21 (с изменен, от 19.02.2013 г. за №6-р) антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта, а после его принятия и действующего нормативного правового акта - постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области» не проведена. В прокуратуру Сосновского района проект данного нормативного акта для проведения антикоррупционной экспертизы также не направлялся.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что выявленные в ходе проверки нарушения препятствуют реализации государственной антикоррупционной политики, что также нарушает законные интересы Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области» в течение месячного срока со дня вступления решения в законную силу.
Не оспаривая решение в части бездействия, административный ответчик просит изменить решение суда в части установления срока для проведения антикоррупционной экспертизы, указывая на слишком маленький срок.
В соответствии порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправленя Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов: антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок не более 30 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом (должностным лицом) поручения главы сельской администрации, если решением главы сельской администрации не установлен иной срок ее проведения. (п.3 Порядка), общий срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта правовых актов не должен превышать 30 дней со дня получения проекта правового акта уполномоченным органом (п.4 Порядка).
С учетом данного порядка судом первой инстанции правомерно установлено проведение антикоррупционной экспертизы постановления от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района» в течении месячного срока со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия читает, что оснований для изменения решения суда в указанной части не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, представленным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, нарушения требований норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 01 ноября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: