Дело №2а-3942/2021
39RS0002-01-2021-003851-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стефанской Н.В.,
при секретаре Моздыган М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Леднёва Сергея Анатольевича к Министерству Финансов РФ, ФСИН РФ, УФСИН РФ по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Леднёв С.А. обратился в адрес суда с названным административным иском, указав, что в период с 27 апреля 1997 года по 26 июля 1999 года содержался в СИЗО г. Калининграда. Условия содержания были ненадлежащими, что нарушало его права. Так, камеры, в которых содержался истец, были чрезмерно перенаселены, на каждого заключенного приходилось менее 2 кв.м площади, отсутствовало индивидуальное спальное место, в связи с чем истец был лишен положенного 8-ми часового сна, из-за чего плохо чувствовал себя, не мог готовиться к судебным заседаниям. Кроме того, отсутствовала механическая вентиляционная система, имеющиеся в камере жалюзи закрывали доступ воздуха, из-за чего он не мог нормально дышать и спать. Туалет не соответствовал требованиям приватности, освещение было недостаточным и тусклым. Не проводилась дезинфекция и санитарная уборка камер, в связи с чем были частые случаи заражения педикулезом и туберкулезом. Стены камер были обработаны «под шубу», в которых жили клопы, тараканы, пауки и блохи; не выдавались предметы личной гигиены; в камерах отсутствовали умывальники и горячая вода. Питание было плохого качества, поэтому болел желудок. Полы в камерах были каменные без деревянного покрытия, очень холодные. Помывка производилась два раза в месяц в антисанитарных условиях. Кроме того, не выдавались настольные игры, радиоточка в камерах отсутствовала, как и тумбочка для туалетных принадлежностей, светильник дневного освещения, уборочный инвентарь. Допущенные нарушения условий содержания под стражей в целом подтверждаются постановлениями ЕСПЧ, докладами уполномоченного по правам человека, результатами проверки прокуратуры. Указанные нарушения причинили истцу моральные и нравственные страдания, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1500000 рублей.
В дополнение к иску истец также указал на недостаточное медицинское обслуживание, нехватку постельных принадлежностей, отсутствие телевизора и холодильника, необходимого количества спальных мест, перелимитспецконтингента, сокращение время прогулок до одного часа в день, плохое питание и освещение, нарушение санитарных норм.
В судебном заседании, проведенном по видеоконференц-связи, административный истец Леднёв С.А. заявленные требования поддержал, на удовлетворении административного иска настаивал.
Представители административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в судебное заседание не явились. От представителей Берестенко А.С., Васянович И.М. поступили письменные отзывы на иск в которых возражали против удовлетворения иска, полагали требования необоснованными.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющие в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» применяется на территории РФ с 05 мая 1998 года и распространяется на правоотношения, возникающие с данной даты.
Судом установлено, что Леднёв С.А. содержался в СИЗО-1 г. Калининграда в следующие периоды времени: с 27 апреля по 08 августа, с 17 сентября по 12 октября 1997 года, 19 октября 1997 года по 09 марта 1998 года, с 22 марта по 14 июня, с 21 июня по 04 октября, с 21 октября по 15 ноября, с 25 ноября 1998 года по 26 июля 1999 года.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о взыскании компенсации, Леднёв С.А. ссылается на ненадлежащие условия его содержания в следственном изоляторе г. Калининграда, нарушение прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, данные факты не нашли своего подтверждения, ввиду отсутствия каких-либо допустимых и бесспорных доказательств.
В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции РФ).
Согласно п. 14 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Порядок и условия содержания под стражей регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, ранее – Инструкцией о порядке содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных в следственных изоляторах МВД СССР, утвержденной приказом МВД СССР от 27.03.1985 № 0100.
В соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
В силу ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право: на личную безопасность в местах содержания под стражей; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми; получать посылки, передачи.
Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых, осужденные к смертной казни содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
Доказательств того, что указанные требования закона были нарушены административным ответчиком в период нахождения в СИЗО-1 Леднёва С.А., не указано и в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
В соответствии с приказом МВД от 19.11.1996 № 615 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел РФ» документация, содержащая информацию об условиях содержания, в частности, соответствия помещений ФКУ СИЗО-1 нормам СанПин, за период 1997-1998 гг. уничтожена, в связи с истечением установленных сроков ее хранения.
По запросу суда Уполномоченный по правам человека в Калининградской области указал на то, что аппарат Уполномоченного начал свою работу с марта 2001 года, представил доклад за 2001 год.
Прокуратурой Калининградской области представить сведения об обращениях истца, а также об условиях содержания в СИЗО за 1997-1998 гг. также не представляется возможным, ввиду истечения предельных сроков хранения документации.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о ненадлежащих условиях содержания административного истца в следственном изоляторе в период 1997-1998 гг. не имеется и помимо собственных утверждений Леднёва С.А. в административном иске, никаких бесспорных и допустимых доказательств того, что в период его нахождения в определенных камерах следственного изолятора эти камеры были переполнены и общие условия его содержания являлись ненадлежащими, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Ссылка административного истца на постановление Европейского Суда 21.12.2010 "Дело "Гладкий против Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку в указанном деле рассматривался период с 15 декабря 1999 года по 28 января 2002 года.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено, доводы Леднёва С.А. о ненадлежащих условиях содержания и о нарушении его прав в условиях изоляции не нашли своего подтверждения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в определении от 29.01.2015 № 155-О, исполнение наказания в виде лишения свободы изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц, В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия.
Таким образом, учитывая все изложенные выше обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Леднёва Сергея Анатольевича к Министерству Финансов РФ, ФСИН РФ, УФСИН РФ по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2021 года.
Судья