№ 2-1995/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При секретаре Мартыновой А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Астрахани в интересах Целовальникова Алексея Владимировича, Целовальниковой Дианы Владимировны к администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения
У с т а н о в и л :
Прокурор города Астрахани, действуя в интересах Целовальникова А.В., Целовальниковой Д.В., обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования тем, что истцы зарегистрированы в муниципальном жилом помещении по ул. <адрес> 7. Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 18.03.2019 г. № 793-р- жилое помещение № 7 в указанном доме признано непригодным для проживания и подлежит использованию в качестве нежилого. В связи с чем Целовальникову А.В. на состав семьи два человека было предоставлено жилое помещение маневренного фонда,- <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 07.02.2020 г. многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежим сносу. Руководствуясь ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ прокурор просит предоставить Целовальникову А.В. на состав семьи два человека жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
В судебном заседании помощник прокурора Лаисцева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации МО «Город Астрахань» Вишнякова Н.Н. просила в иске отказать.
Целовальников А.В., Целовальникова Д.В. в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из материалов дела следует, что 29 марта 2001 года Целовальникову Владимиру Васильевичу (отцу истца) был выдан ордер на заселение в жилое помещение № <адрес>. В данный ордер были включены лица, въезжающие вместе с ним: ФИО10. (супруга), ФИО11. (дочь), Целовальников А.В. (сын).
18 марта 2019 года на основании распоряжения администрации МО «Город Астрахань» № 793-р жилое помещение <адрес> было признано непригодным для проживания и подлежащим использованию в качестве нежилого.
19 ноября 2019 на основании распоряжения администрации МО «Город Астрахань» № р-04-03-1184 Целовальникову А.В,, ФИО12. была предоставлена комната № <адрес>.
22 ноября 2019 года с Целовальниковым А.В. был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда на указанную выше комнату № 52. Совместно с ним вселялась его мать ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО14. умерла.
В настоящее время в комнате № <адрес> зарегистрированы Целовальников А.В. и Целовальникова Д.В.
На основании заключения межведомственной комиссии от 07.02.2020 г. многоквартирный дом литер А по ул. Ляхова, 8 был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Из технического заключения № 23-02/20-1 СТЭ Техническое состояние фундаментов можно оценить как ограниченно-работоспособное.
2) Техническое состояние стен оценивается как аварийное.
3) Техническое состояние перекрытия в целом оценивается как ограниченно-работоспособное.
4) Техническое состояние крыши и кровли в целом оценивается как ограниченно-работоспособное.
5) Техническое состояние дверей, окон, оценивается как неудовлетворительное.
6) Техническое состояние лестничных маршей и площадок оценивается как ограниченно-работоспособное.
Также сделан вывод о том, что эксплуатация здания опасна, имеется возможность внезапного обрушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
С учетом изложенного, установив, что жилое помещение, в котором зарегистрирован истец и член его семьи по настоящее время, не может быть использовано по назначению, так как дом признан не пригодным для проживания и подлежащей сносу, проживание истца в данной квартире создает угрозу жизни и здоровью, а также принимая во внимание положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения иска и возложения обязанности на администрацию предоставить иное жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление прокурора города Астрахани в интересах Целовальникова Алексея Владимировича, Целовальниковой Дианы Владимировны к администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Город Астрахань» предоставить Целовальникову Алексею Владимировичу на состав семьи 2 человека (Целовальникова Д.В.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: