Дело №
УИД 23RS0№-58
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июля 2022 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Наумова С.Н.,
при секретаре Шатохиной А.С.,
с участием представителя администрации муниципального образования Апшеронский район Букатарь Е.И., по доверенности и представителя ответчика Терещенко С.В. – Хатхоху Ф.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Апшеронский район к Терещенко Светлане Сергеевне о признании строения самовольной постройкой и об обязании ее снести,
установил:
Администрация муниципального образования Апшеронский район обратилась в суд с иском к ответчику о признании строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, самовольной постройкой и обязании снести демонтировать строение. В обоснование исковых требований указала, что рабочей группой администрацией муниципального образования Апшеронский район проведено визуальное обследования объектов земельных отношений в рамках наблюдения за исполнением требований земельного законодательства РФ. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок имеет площадь 600+/-17 кв.м, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности Терещенко С.В. В ходе визуального осмотра земельного участка, с кадастровым номером №, было установлено, что на территории земельного участка ответчик возводит садовый дом, без разрешительной документации, а также с нарушением градостроительных регламентов, земельный участок используется не в соответствии с видом разрешенного использования. Согласно имеющимся сведениям у администрации, разрешительная документация на данное сооружение не выдавалась, в связи с чем, объект имеет признаки самовольной постройки, поэтому просит признать строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, самовольной постройкой и обязать ответчика устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) строения расположенного на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Апшеронский район Букатарь Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель Терещенко С.В. – Хатхоху Ф.Н., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования Апшеронский район и просила отказать, пояснив, спорный объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район принадлежащий на праве собственности ответчику не является капитальным сооружением, в связи с чем, к нему не могут быть применены нормы ст. 222 ГК РФ, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования Апшеронский район не имеется.
Терещенко С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в деле имеются данные об извещении, о причинах неявки суд не располагает, заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало.
Глава Тверского сельского поселения Апшеронского района Гончаров С.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в его отсутствие, в рассмотрении исковых требований администрации муниципального образования Апшеронский район полагается на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации муниципального образования Апшеронский район обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Как установлено в судебном заседании, постановлением главы Тверского сельского поселения Апшеронского района от 22.05.2017 г. № 52 изменен вид разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования для садоводства.
На основании внесенного представления прокурора Апшеронского района от 27.11.2020 г., постановлением администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Гончарова С.О. от 22.12.2020 г. за № 88, отменено постановление администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района от 22.05.2017 г. № 52 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>
Терещенко С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600+/-17 кв.м, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район. Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из акта № 43 визуальной фиксации использования земельного участка, составленного отделом муниципального контроля администрации муниципального образования Апшеронский район от 29.04.2022 г. следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, Терещенко С.В. возвела садовый дом по проекту «Classic», без разрешительной документации, а также с нарушением градостроительных регламентов, земельный участок используется не в соответствии с видом разрешенного использования, в нарушении требований ст. 42 ЗК РФ, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Как следует из служебной записки отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Апшеронский район от 19.04.2022 г., а также ответа администрации Тверского сельского поселения от 20.04.2022 г., разрешение на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, градостроительные планы земельных участков планировочной организации земельного участка с кадастровым номером №, выполненные в соответствии с градостроительными планами с обозначением мест размещения объектов капитального строительства, проектной документации, не выдавалась.
Пунктом 2 статьи 260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территорий для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.Согласно ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительным кодексом Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Строения, вспомогательные постройки будут считаться созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, если они возведены с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412 содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание, что объект недвижимости, а именно строение возведено без разрешительной документации на земельном участке, целевое использование которого не предполагает строительство на нем данного объекта, что является основанием для признания спорного строения самовольным и его сноса (демонтажа).
Доводы представителя ответчика о назначении строительно-технической, почвоведческой экспертизы судом отклонены в связи с тем, что согласно ч.3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 названного Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
С учетом того, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно только строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и размещение как указывает ответчик садового дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрено, целесообразности назначения вышеуказанных экспертиз: о том, что создает ли он угрозу жизни или здоровью граждан, принесет ли он вред окружающей среде, является ли он объектом недвижимости, а также является ли почва на данном земельном участке табакопригодной и относится ли земельный участок к особо ценным землям, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования администрации муниципального образования Апшеронский район удовлетворить и признать строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, самовольной постройкой и обязать ответчика устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) строения расположенного на спорном земельном участке.
Из положений ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования Апшеронский район удовлетворить.
Признать садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадь 600+/-17 кв.м, по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, самовольной постройкой.
Обязать Терещенко Светлану Сергеевну, ..., за счет собственных средств, устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район.
Взыскать с Терещенко Светланы Сергеевны в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда составлено 20 июля 2022 г.
Судья
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов