Решение от 08.05.2019 по делу № 2-3111/2019 от 28.03.2019

Дело №2-3111/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2019 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Кутузовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой И. Е. к Министерству здравоохранения Республики Карелия об оспаривании дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

установил:

Волкова И.Е. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Карелия по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимала должность генерального директора ГУП Республики Карелия «Карелфарм». ДД.ММ.ГГГГ до сведения истца был доведен приказ Министра здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о применении в отношении истца дисциплинарного взыскания в виде <данные изъяты>, с которым она не согласна. ДД.ММ.ГГГГ на имя истца, как руководителя ГУП РК «Карелфарм», и на имя главного врача ГБУЗ <данные изъяты> поступило письмо за подписью заместителя Министра здравоохранения Республики Карелия, в котором предлагалось представить объяснительную записку по факту нецелевого использования лекарственного препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>, раствор для подкожного введения), централизованно закупленного Министерством здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1155, для обеспечения детей (программа ВЗН). Указанный лекарственный препарат отпущен по льготному рецепту в МУП «Аптека №<данные изъяты>» пациенту, не включенному в региональный сегмент Федерального регистра ВЗН, то есть не имеющему право на получение указанного лекарственного препарата по программе ВЗН. На данное письмо ГУП РК «Карелфарм» подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось на то, что МУП «Аптека №<данные изъяты>» не является структурным подразделением ГУП РК «Карелфарм», в связи с чем отсутствует возможность предоставить объяснительную записку по фактам выдачи препарата <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ на имя истца вновь поступил запрос, в котором истцу указывалось, что ранее отправленный ответ не содержит информации о дате и количестве лекарственного препарата, пациенту, а также отсутствуют сведения о дате и количестве неиспользованного лекарственного препарата, возвращенного на склад предприятия и о мерах принятых истцом с целью недопущения подобных случаев. Ответ на повторный запрос был подготовлен работником предприятия <данные изъяты>, направлен в адрес министерства за подписью истца. Таким образом, по движению лекарственного препарата <данные изъяты> была лишь переписка между Министерством здравоохранения Республики Карелия и ГУП «Карелфарм». Какая-либо служебная проверка в отношении истца, других работников предприятия не проводилась, объяснение в соответствии с трудовым законодательством от истца не истребовалось и его истец не давала, каким документом установлена вина истца ей не известно. По изложенным в иске основаниям, ссылаясь на положения ст.ст.192, 193 Трудового кодекса РФ, разъяснения, содержащиеся в п.53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2, ст.237 Трудового кодекса РФ, ст.151 Гражданского кодекса РФ, указывая, что неправомерными действиями работодателя истцу причинены нравственные страдания, которые она ценила в сумму 50000 рублей, истец просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на нее приказом Министра здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, в виде <данные изъяты>; взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 50000 рублей, в возмещение расходов истца на оплату услуг представителя – 30000 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель адвокат Аскерова Е.А., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили также о возмещении истцу расходов на проезд к месту рассмотрения дела, предоставив в материалы дела проездные документы.

Представители ответчика Семенова О.В., Куракова О.В., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, поддержали доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, указали, что при определении вида взыскания, подлежащего применению в отношении истца, учитывалась тяжесть совершенного проступка, наличие иного действующего взыскания, степень вины истца.

Представитель третьего лица ГУП РК «Карелфарм» Кузнецов М.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, указал на обоснованность примененного в отношении истца взыскания.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в должности генерального директора ГУП РК «Карелфарм» (приказы Министерства здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

В соответствии с условиями трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, руководитель предприятия является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия (п.3); самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия (п.4); руководитель обязуется добросовестно и разумно руководить предприятием (п.7.1); при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться действующим законодательством, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором (п.7.2); руководитель обязан обеспечивать выполнение всех договоров и обязательств предприятия (п.7.5); обеспечивать использование по целевому назначению выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств (п.7.19).

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что в реализацию положений постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Российской Федерации заключен государственный контракт №<данные изъяты> на поставку лекарственного препарата <данные изъяты>. В соответствии с упомянутым государственным контрактом в Республику Карелия осуществлялась поставка данного лекарственного препарата для лиц, включенных в региональный сегмент Федерального регистра ВЗН, получателем лекарственного препарата являлось предприятие «Карелфарм».

Из представленных в материалы дела сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в региональном сегменте Федерального регистра ВЗН значилось <данные изъяты> человек.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУП РК «Карелфарм» и МУП «Аптека №<данные изъяты>» был заключен контракт №<данные изъяты> на оказание услуг по приемке, хранению, отпуску и учету лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, приобретаемых за счет средств бюджета Республика Карелия для обеспечения граждан, проживающих на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия в рамках ведомственных целевых программ и лекарственных препаратов, поставляемых за счет средств федерального бюджета по семи высокозатратным нозологиям (ВЗН) в <данные изъяты> году. Согласно положениям упомянутого контракта исполнитель (МУП «Аптека №<данные изъяты>») оказывает услуги по приемке, хранению, учету, сохранности поставленных заказчиком (ГУП РК «Карелфарм») лекарственных препаратов, и отпуску их гражданам в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ, согласно накладной на перемещение №<данные изъяты> ГУП РК «Карелфарм» в адрес МУП «Аптека №<данные изъяты>» было отпущено <данные изъяты> упаковок препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> упаковок препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>) (накладная на перемещение № <данные изъяты>, в накладной в качестве примечания указано «для <данные изъяты>»), а ДД.ММ.ГГГГ еще <данные изъяты> упаковок (накладная на перемещение № <данные изъяты>). Указанный препарат поставлялся ГУП РК «Карелфарм» в МУП «Аптека №<данные изъяты>» на основании рецептов, выписанных ГБУЗ <данные изъяты> и заявки МУП «Аптека №<данные изъяты>» для пациента <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая в региональный сегмент Федерального регистра ВЗН не включена, то есть права на получение препарата в рамках программы ВЗН не имела.

В результате возникло нецелевое использование препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>), поставленного в адрес ГУП РК «Карелфарм» во исполнение положений постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1155 (государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Министерства здравоохранения Российской Федерации) в количестве <данные изъяты> упаковок (<данные изъяты> упаковок возвращены в адрес ГУП РК «Карелфарм» по товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ данный факт был выявлен сотрудниками Министерства здравоохранения Республики Карелия, о чем служебной запиской был проинформирован и.о. Министра здравоохранения Республики Карелия, согласно резолюции предписано истребовать объяснения, в том числе, у генерального директора ГУП РК «Карелфарм» Волковой И.Е.

ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя Министра здравоохранения Республики Карелия, направленным в адрес генерального директора ГУП РК «Карелфарм» и главного врача ГБУЗ <данные изъяты>, запрошены объяснительные записки по факту нецелевого использования лекарственного препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>), срок предоставления объяснительных записок установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Генеральный директор ГУП РК «Карелфарм» ДД.ММ.ГГГГ письмом (исх.№<данные изъяты>) сообщила, что отсутствует возможность представить объяснительную записку по данному факту, поскольку МУП «Аптека №<данные изъяты>» не является структурным подразделением предприятия.

Повторным требованием от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Республики Карелия предложило истцу доработать объяснительную записку в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На повторное требование ДД.ММ.ГГГГ за подписью истца в Министерство здравоохранения Республики Карелия была предоставлена информация, отражающая движение препарата <данные изъяты> (<данные изъяты>), а также указаны мероприятия, которые, по мнению предприятия, необходимо провести для недопущения таких ситуаций впредь.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 27 декабря 2018 года №326-ок «О применении дисциплинарного взыскания Волковой И.Е.», в связи с нецелевым использованием лекарственного препарата <данные изъяты>, централизованно закупленного Министерством здравоохранения Российской Федерации, грубыми нарушениями при отпуске лекарственного препарата, с учетом объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было объявлено <данные изъяты> за ненадлежащее исполнение обязанностей. Данный приказ доведен до сведения истца ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст.ст.192, 193 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

При этом днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка (п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

Подвергнув анализу установленные по делу обстоятельства, представленные сторонами доказательства и положения Трудового кодекса РФ, суд не усматривает оснований для отмены дисциплинарного взыскания, примененного к истцу оспариваемым приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия.

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелфарм» находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Карелия (п.1 Перечня государственных унитарных предприятий Республики Карелия и хозяйственных обществ с долей Республики Карелия в уставном капитале, находящихся в ведении органов исполнительной власти Республики Карелия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 08.02.2007 №38р-П).

В силу положений п.61 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 №260-П, министерство по поручению Правительства Республики Карелия осуществляет права собственника имущества в отношении подведомственных государственных унитарных предприятий, в установленном порядке назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей подведомственных государственных унитарных предприятий.

ГУП РК «Карелфарм» является коммерческой организацией (фармацевтической организацией), созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей (п.3 Устава).

Учредителем предприятия в соответствии с действующим законодательством является Республика Карелия. Функции и полномочия учредителя, в том числе права собственника имущества унитарного предприятия, от имени Республики Карелия осуществляют: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и орган исполнительной власти Республики Карелия, на который возложены функции по координации и регулирования деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) – Министерство здравоохранения Республики Карелия (п.5 Устава).

Предприятие возглавляет руководитель (генеральный директор), назначаемый и освобождаемый от должности органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Республики Карелия) по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Права и обязанности руководителя…, регламентируются трудовым договором (п.40 Устава).

Руководитель действует на принципе единоначалия и несет персональную ответственность перед органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Республики Карелия) … за последствия своих действий в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом (п.41 Устава).

Таким образом, руководитель предприятия, подведомственного ответчику, уполномоченного учредителем на организацию работы по хранению, отпуску и учету лекарственных препаратов, действуя на принципе единоначалия, должен был организовать работу предприятия таким образом, чтобы не допустить факта нецелевого использования препарата, поставляемого в Республику Карелия целевым назначением.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что препарат <данные изъяты> был показан <данные изъяты>, однако в рамках иной программы, поэтому оснований для отпуска в <данные изъяты> район Республики Карелия препарата, поставленного в рамках постановления Правительства РФ от 26.11.2011 №1155, у ГУП РК «Карелфарм» не имелось.

В ходе рассмотрения дела стороной истца не оспаривалось, что у сотрудника предприятия, в компетенцию которого входит отпуск препаратов в рамках целевых программ, имеется доступ к региональному сегменту Федерального регистра ВЗН, куда он обязан был заглянуть при решении вопроса об отпуске целевого препарата в соответствующий район республики. Также истец в ходе судебного разбирательства подтвердила факт того, что у МУП «Аптека №<данные изъяты>» доступа к региональному сегменту Федерального регистра ВЗН не имеется. Однако ГУП РК «Карелфарм» осуществил отпуск лекарственного препарата <данные изъяты> в адрес МУП «Аптека №<данные изъяты>» трижды (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) и при осуществлении указанных действий с данными содержащимися в Федеральном регистре ВЗН не сверился.

Утверждения истца о том, что она организовала работу на предприятии должным образом и ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в рассматриваемом случае должен нести исполнитель, который и допустил отпуск лекарственного препарата со склада предприятия, судом отклоняются. Результатом надлежащей организации работы на предприятии является отсутствие нарушений в применении нормативных правовых актов и финансовой дисциплины, поскольку в рассматриваемом случае предприятием допущено нецелевой отпуск лекарственного препарата, утверждение истца является голословным. Верная организация работы в данном направлении входила в компетенцию руководителя и поскольку руководитель предприятия перед представителем учредителя несет персональную ответственность за вверенный ему участок работы, примененное в отношении истца взыскание является обоснованным.

Утверждение стороны истца о том, что основанием для отмены оспариваемого приказа является факт отсутствия ущерба здоровью лиц, для которых указанный препарат был предназначен, судом во внимание не принимается. Данный довод, по мнению суда, основан на неверной оценке правовых последствий, которые могли бы возникнуть в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью лиц, включенных региональный сегмент Федерального регистра ВЗН, в связи с отсутствием необходимого количества лекарственного препарата <данные изъяты>.

Доводы стороны истца относительно того, что ответчиком были допущены нарушения положений ст.ст.192, 193 Трудового кодекса РФ судом отклоняются. Трудовое законодательство предусматривает обязанность работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать у работника объяснение, что было осуществлено ответчиком, посредством направления соответствующих требований ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Анализируя содержание данных писем, суд полагает, что использованные ответчиком формулировки ясны и понятны для восприятия, содержат информацию о предоставлении объяснительных записок, что не противоречит положениям ст.193 Трудового кодекса РФ.

Проведение служебной проверки в рассматриваемом случае законом не предусмотрено. Фабула приказа от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, содержащая указание на нецелевое использование лекарственного препарата <данные изъяты>, которое вменяется истцу, в полной мере соответствует факту, изложенному в письмах Министерства здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, по которому предлагалось представить объяснительную записку.

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены.

Анализируя сам проступок, последствия, которые наступили в результате его совершения (ущерб, причиненный бюджету Республики Карелия, ввиду восстановления препарата, отпущенного по нецелевому назначению), суд полагает, что примененное к истцу дисциплинарное взыскание соответствует принципам юридической ответственности, таким как справедливость, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

При изложенных обстоятельствах, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска в части отмены дисциплинарного взыскания, наложенного приказом Министра здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, в виде <данные изъяты>.

Поскольку основное требование истца судом признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению, не подлежит удовлетворению и производное от него требование о компенсации морального вреда.

В силу положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для возмещения истцу, понесенных по делу судебных расходов, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2019 ░░░░.

2-3111/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волкова Инна Евгеньевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Другие
Адвокат Коллегии адвокатов "Канон" Аскерова Елена Алексеевна
ГУП РК "Карелфарм"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Курчавова Н.Л.
Дело на сайте суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
28.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2019Судебное заседание
07.05.2019Судебное заседание
08.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
08.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее