ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7466/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Цыкуренко А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Гоцкалюка В.Д., Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 09 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Климовой Виктории Александровны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов работы в общий трудовой и специальный стаж, о возложении обязанности по перерасчету пенсии,
по апелляционной жалобе Климовой Виктории Александровны на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 03 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Климова В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым. С учетом уточнённых исковых требований просила о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный (педагогический) стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периода учебы в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша по специальности учитель черчения и рисования с 01.09.1977 г. по 25.06.1981 г., периода военной службы в Вооруженных силах СССР с 10.07.1981 по 24.09.1981 г., период работы преподавателем изостудии в Каменноручьевском Доме офицеров с 13.11.1981 г. по 12.02.1984 г., период работы учителем и библиотекарем по совместительству в школе-интернат №40 с 01.02.1988 г. по 30.04.1989 г., период работы руководителем кружка изостудии в Доме офицеров Войсковой части 62047 с 03.10.1989 г. по 28.07.1993 г., период работы учителем ИЗО в средней школе №4 Няндомский отдел образования с 25.08.1993 г. по 31.10.1996 г., работы учителем ИЗО в средней школе №4 г. Мирный Архангельской области с 20.01.1997 г. по 22.02.1997 г., работы лаборантом кабинета физики в средней школе №4 г. Мирный Архангельской области с 25.03.1997 г. по 01.09.1997 г., работы учителем черчения в средней школе №4 г. Мирный Архангельской области с 01.09.1997 г. по 26.08.1999 г., работы учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе №34 г. Симферополя с 01.09.2000 г. по 01.11.2005 г., период отпуска по уходу за ребенком с 25.09.1982 г. по 25.03.1984 г. и с 14.09.1990 г. по 14.02.1992 г., периоды учебного отпуска с 01.06.1995 г. по 10.07.1995 г., с 05.06.1996 г. по 12.07.1996 г.. с 04.05.1997 г. по 03.06.1997 г., период работы с 16.09.1998 г. по 31.05.1999 г. по срочному трудовому договору с почасовой оплатой в Мирнинском вечернем электромеханическом техникуме, периоды проживания с супругом военнослужащим в местностях, где Климова В.А. не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства: с 18.08.1985 г. по 27.01.1986 г., с 30.04.1989 г. по 02.10.1989 г., с 31.10.1996 г. по 19.01.1997 г., в льготном исчислении периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 13.11.1981 г. по 17.08.1985 г. (Хабаровский край, Ванинский район) и с 20.01.1997 г. по 22.02.1997 г. (Няндомский район, Архангельская область). Также Климова В.А. просила обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения с заявлением- с 28.07.2016 года, исчислить размер страховой пенсии с учетом величины коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента как 1,07 и с учетом величины коэффициента повышения размера фиксированной выплаты, о взыскании расходов на оплату госпошлины и на проведение бухгалтерской экспертизы.
В обоснование требований истец указала, что с 12.11.2016 года она является получателем страховой пенсии по старости, вместе с тем при расчете пенсии не были учтены периоды ее работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, предусмотренные п. п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периоды ее работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении и периоды проживания с супругом военнослужащим в местностях, где не имела возможности трудоустроиться. Считает, что с учетом спорных периодов на 31.12.2015 года специальный стаж составил 25 лет 10 месяцев 00дней, общий трудовой стаж составил 41 год 08 месяцев 26 дней, не включение в специальный стаж спорных периодов, а также периодов работы в районах Крайнего Севера рассчитанный в полуторном размере, является незаконным. В связи с этим Климова В.А. обратилась в суд с иском.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 апреля 2019 года в удовлетворении требований Климовой В.А., отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Климова В.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении ее требований. Ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка представленным ею доказательствам, подтверждающим её специальный педагогический стаж, продолжительность стажа.
В судебном заседании Климова В.А. и ее представитель Юрышова В.В., настаивали на доводах апелляционной жалобы, полагая решение суда незаконным.
Представитель ответчика –Парфенова А.О., Лыхина Е.А. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав судью–докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к служующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
28.07.2016 года Климова В.А.(12.11.1961 года рождения) обратилась в УПФР в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Перечень N 1397).
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Как следует из трудовой книжки серии АТ-II № Климова В.А. с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года работала преподавателем изостудии Каменноручьевского Дома офицеров; с 20.02.1984 года по 17.08.1985 года работала художником Военторга 369; с 28.01.1986 года по 28.01.1988 года работала художником-шрифтовиком 3 разряда; с 01.02.1988 года по 30.04.1989 года работала учителем ИЗО в школе-интернат № 40 - с 01.03.1988 года библиотекарем по совместительству; 03.10.1989 года по 28.07.1993 года руководителем кружка изостудии и на о,5 ставки художником в Доме офицеров войсковой части 62047; 25.08.1993 года по 31.10.1996 года учителем ИЗО в средней школе № 4 Няндомского района Архангельской области; с 20.01.1997 года по 22.02.1997 года учителем ИЗО Мирнинской средней школы № 4 Архангельской области; 25.03.1997 года по до 01.09.1997 года работала лаборантом кабинета физики, по 26.08.1999 года работала учителем черчения Мирнинской средней школы № 4 Архангельской области; с 01.09.2000 года по 01.11.2005 года учителем ИЗО школы № 34 г. Симферополя.
Архивной справкой № 850 от 06.03.2017 года Министерства Обороны РФ ФГКУ Центрального архива на Тихоокеанском флоте г. Владивостока, справкой № 77 от 10.09.1997 года, выданной Каменноручьевским домом офицеров подтверждается, что Климова В.А. в период с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года работала преподавателем изостудии.
Справкой № 15 от 31.10.1996 года, выданной администрацией Няндомского района Управление образования и социальной защиты детей, подтверждается период работы Климовой В.А. с 25.08.1993 года по 31.10.1996 года.
Справкой, выданной администрацией Мирного МКОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Мирного Архангельской области подтверждена работа Климовой В.А. в период с 20.01.1997 года по 24.03.1997 года в должности учителя изобразительного искусства, с 25.03.1997 года по 01.09.1997 года в должности лаборанта кабинета физики, с 01.09.1997 года по 26.08.1999 года в должности учителя черчения. В период с 04.05.1997 года по 03.06.1997 года находилась в дополнительном учебном отпуске, с 01.07.1997 года по 24.08.1997 года в отпуске без сохранения содержания.
Также в данной справке отмечено, что г. Мирный Архангельской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Архивной справкой, выданной муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «средняя общеобразовательная школа 34» архивной справкой № 1091 от 03.10.2016 года подтвержден период работ Климовой В.А. с 01.09.2000 года по 01.11.2005 года в должности учителя изобразительного искусства.
Разделом I Перечня N 1397, предусмотрены преподаватели, учителя и педагоги школ-интернатов и школьных интернатов всех наименований.
В разделе "Наименование учреждений" Списка N 463, указаны школы, школы- интернаты всех типов и наименований, внешкольные учреждения, в разделе "Наименование должностей" - преподаватели. Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР N 463 было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должности преподавателя.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что до 01 сентября 2000 года законодатель для зачета в специальный стаж педагогических работников, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не предъявлял требования о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Учитывая приведенное, период работы Климовой В.А. 01.02.1988 года по 30.04.1989 года в должности учителя в школе-интернат № 40, с 25.08.1993 года по 31.10.1996 года в должности учителя ИЗО в средней школе № 4 Няндомского отдела образования, с 20.01.1997 года по 22.02.1997 года в должности учителя ИЗО в средней школе № 4 г. Мирный Архангельской области, с 01.09.1997 года по 26.08.1999 года в должности учителя черчения в средней школе № 4 г. Мирный Архангельской области, выполняемые истцом до 01 сентября 2000 года подлежат включению в специальный стаж без предъявления справок, уточняющих отработку педагогической нагрузки.
Вместе с тем, периоды работы Климовой В.А. с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года преподавателем в Кменноручьевском доме офицеров и с 03.10.1989 года по 28.07.1993 года руководителем кружка изостудии в Доме офицеров войсковой части № 62047 не могут быть включены в специальный стаж, поскольку дом офицеров не является образовательным учреждением для детей, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является необходимым условием назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Следовательно, периоды нахождения Климовой В.А. в отпусках по уходу за ребенком в период с 25.09.1982 года по 25.03.1984 года и с 14.09.1990 года по 14.02.1992 года также не могут быть включены в специальный стаж. Данные периоды трудовой деятельности истца обоснованно включены пенсионным органом в общий трудовой стаж.
Требования истца о включении в педагогический стаж, периодов учебы в художественном училище с 01.09.1977 года по 25.06.1981 года, службы в Вооруженных Силах СССР в период с 10.07.1981 года по 24.09.1981 года обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
В соответствии с абз. 5 п. 2 ранее действовавшего Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
На основании подп. "г" п. 1 Положения N 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 названного Положения служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, судебная коллегия пришла к выводу о том, что возможность включения периода службы в Вооруженных Силах в специальный стаж обусловлена наличием у лица, претендующего на назначение пенсии, не менее 2/3 стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.
Из материалов дела следует, что Климова В.А. как перед поступлением в училище и перед службой в составе Вооруженных Сил СССР, так и после этих периодов педагогическую деятельность не осуществляла.
На дату обращения истца в Управление Пенсионного фонда педагогический стаж, принятый к зачету пенсионным органом, составил менее 2/3 стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.
В связи с этим оснований для включения в специальный стаж периодов учебы с 01.09.1977 года по 25.06.1981 года, службы в Вооруженных Силах СССР в период с 10.07.1981 года по 24.09.1981 года, не имеется.
Период работы Климовой В.А. с 25.03.1997 года по 01.09.1997 года в должности лаборанта кабинета физики также не может быть включен в специальный стаж, поскольку учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, указанную в постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, ни действующим Списком N 781 от 29.10.2002 г., ни ранее действовавшими Списками N 1397 от 17.12.1959 г., N 463 от 06.09.1991 г. и N 1067 от 22.09.1999 г., должность лаборанта не поименована, что также исключает возможность включения периода учебного отпуска Климовой В.А. с 04.05.1997 года по 03.06.1997 года в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2000 года по 01.11.2005 года в должности учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе № 34 г. Симферополя, судебная коллегия исходит из отсутствия доказательств выработки нормы рабочего времени, таких сведений материалы дела не содержат, следовательно, оснований для удовлетворения требований о включении данного периода в специальный стаж судебная коллегия не усматривает.
Требования истца о включении периодов ее проживания с супругом военнослужащим в местностях, где Климова В.А. не могла трудиться в связи с отсутствием возможность трудоустройства в период с 18.08.1985 г. по 27.01.1986 г., с 30.04.1989 г. по 02.10.1989 г., с 31.10.1996 г. по 19.01.1997 г., также не могут быть удовлетворены, исходя из следующего.
Согласно пп. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих закреплены были в п. "г" ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с п. 35 данных правил период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4.
Вместе с тем в материалы дела не представлена справка из воинской части об отсутствии возможности трудоустройства, что является основанием для отказа в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов ее проживания с супругом военнослужащим в районах, где она не мела возможности трудоустроиться с 18.08.1985 г. по 27.01.1986 г., с 30.04.1989 г. по 02.10.1989 г., с 31.10.1996 г. по 19.01.1997 г.
Учитывая, что педагогический стаж составил менее необходимых 25 лет, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика по исчислению специального стажа на 31.12.2015 года как 25 лет 10 месяцев 00 дней и назначению досрочной пенсии с 28.07.2016 года.
В связи с этим УПФР в г. Симферополе обоснованно назначил Климовой В.А. страховую пенсию по старости с даты достижению определенного законом возраста – 55 лет, то есть с 12.11.2016 года по заявлению от 17.10.2016 года о назначении страховой пенсии.
Назначение истцу страховой пенсии по возрасту подтверждается решением УПФР в г. Симферополе от 20.11.2016года. Размер пенсии по старости составил 7 367 рублей 60 копеек: 4 558 рублей - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленный ст. 16 Закона №400-ФЗ; 2 808 рублей 67 копеек - размер страховой пенсии, исчисленный по нормам Закона № 173- ФЗ. Для исчисления размера страховой пенсии применен страховой стаж на 01.01.2002 - 24 года 8 месяцев 22 дня.
В силу ч. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 105 также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки серии АТ-II № Климова В.А. с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года работала преподавателем изостудии Каменноручьевского Дома офицеров; с 20.02.1984 года по 17.08.1985 года работала художником Военторга 369; с 28.01.1986 года по 28.01.1988 года работала художником-шрифтовиком 3 разряда; с 01.02.1988 года по 30.04.1989 года работала учителем ИЗО в школе-интернат № 40 - с 01.03.1988 года библиотекарем по совместительству; 03.10.1989 года по 28.07.1993 года руководителем кружка изостудии и на о,5 ставки художником в Доме офицеров войсковой части 62047; 25.08.1993 года по 31.10.1996 года учителем ИЗО в средней школе № 4 Няндомского района Архангельской области; с 20.01.1997 года по 22.02.1997 года учителем ИЗО Мирнинской средней школы № 4 Архангельской области; 25.03.1997 года по до 01.09.1997 года работала лаборантом кабинета физики, по 26.08.1999 года работала учителем черчения Мирнинской средней школы № 4 Архангельской области; с 01.09.2000 года по 01.11.2005 года учителем ИЗО школы № 34 г. Симферополя.
Кроме этого в период с 01.09.1977 года по 25.06.1981 года обучалась в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша, что подтверждено дипломом серии Р №.
Справкой ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» № 1057 от 14.09.2016 года подтвержден период прохождения Климовой В.А. с 10.07.1981 года по 24.09.1981 года военной службы в Вооруженных силах СССР, что также подтверждается военным билетом серии НО №.
Согласно предоставленной информации УПФР в г. Симферополе Республики Крым от 06.09.2019 года № 1769/04-19, в расчет стажа Климовой В.А. включены следующие периоды: с 01.09.1977 по 25.06.1981 — период учебы; с 13.11.1981 по 12.02.1984 – период работы преподавателем изостудии в Каменноручьевском ДОФ; с 20.02.1984 по 17.08.1985 — в военторге-369; 28.01.1986 по 28.01.1988 — в академии им. Ф.Э. Дзержинского; с 01.02.1988 по 30.04.1989 — в школе-интернате №40; с 03.10.1989 по 28.07.1993 - в воинской части № 62047; с 25.08.1993 по 31.10.1996 — в средней школе (на основании уточняющей справки №520 от 22.05.2015 как местность, приравненная к Районам Крайнего Севера- 4 года 5 месяцев 16 дней); с 20.01.1997 по 22.02.1997 — в средней школе №4 (на основании уточняющей справки №273 от 08.09.2016 как местность, приравненная к Районам Крайнего Севера — 1 месяц 20 дней); с 25.03.1997 по 26.08.1999 - в средней школе №4 (на основании уточняющей справки №273 от 08.09.2016 как местность, приравненная к Районам Крайнего Севера — 3 года 3 месяца 13 дней); с 01.09.2000 по 31.12.2001 — в средней школе, на основании трудовой книжки.
Оценивая представленные материалы, а также сведения пенсионного органа, периоды работы указанные в трудовой книжке, а также уточняющих справках, учтены ответчиком и обоснованно включены в общий трудовой стаж, в том числе за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера
Вместе с тем, судебная коллегия полагает незаконным не включение ответчиком периода работы Климовой В.А. с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года в Каменноручьевском доме офицеров и с 20.02.1984 года по 17.08.1986 года в военторге № 369 как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку Климовой В.А. представлены справки № 254/10 от 13.10.1986 года, выданной военторгом № 369 и № 77 от 10.09.1993 года, выданной Каменноручьевским домом офицеров, подтверждающие расположение данных учреждений в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера.
Ссылки ответчика на то, что документы, представленные истцом в суд, не были представлены в пенсионный орган, в связи с этим не могут быть основанием для включения спорных периодов в стаж, несостоятельны.
Из пенсионного дела Климовой В.А. следует, что ответчиком не выполнена обязанность, предусмотренная частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Согласно п. 25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю (п. 30 Правил).
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 Правил (п. 31).
Уведомление о предоставлении дополнительных документов УПФР в г.Симферополе не вручал Климовой В.А., разъяснительную работу не проводил.
Кроме этого, как установлено в суде апелляционной инстанции в материалах пенсионного дела отсутствует ряд документов, предоставляемых истцом при подаче заявления, а также отсутствуют ответы на запросы пенсионного органа, подтверждающие спорные периоды работы Климовой В.А.
Учитывая то, что материалы пенсионного дела предоставлены не в полном объеме, судебная коллегия полагает возможным согласиться с пояснениями истца Климовой В.А., которая указала, что при обращении к ответчику она представила все необходимые документы, в том числе справки, подтверждающие периоды ее работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера.
В связи с этим, представленные истцом дополнительные документы, полученные из компетентных органов, подлежат учету при рассмотрении исковых требований.
Судебная коллегия, полагает верным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Климовой В.А. о возложении обязанности сделать перерасчет пенсии с учетом величины коэффициента повышения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости определяется исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента умноженного на стоимость одного пенсионного коэффициента.
Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае: назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию; отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (с ч. 4, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Учитывая, что на дату обращения в пенсионный орган – 28.07.2016 года у Климовой В.А. отсутствовал специальный стаж для назначения досрочной пенсии и истец не достигла пенсионного возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ для назначении страховой пенсии по старости, что нашло свое подтверждение в судебном заседании, следовательно, оснований для применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не имелось.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика суммы за расходы по оплате судебной бухгалтерской экспертизы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Учитывая, что истцу было отказано в удовлетворении требования о назначении пенсии в соответствии с выводами бухгалтерской экспертизы, следовательно, отсутствуют основания для взыскания расходов по оплате данной экспертизы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 03 апреля 2019 года отменить в части отказа во включении периодов работы Климовой Виктории Александровны с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года в Каменноручьевском Доме офицеров, с 20.02.1984 года по 17.08.1986 года в Военторге № 369 в льготном исчислении.
Возложить обязанность на Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым включить период работы Климовой Виктории Александровны с 13.11.1981 года по 12.02.1984 года в Каменноручьевском Доме офицеров и с 20.02.1984 года по 17.08.1986 года в Военторге № 369 как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в льготном исчислении.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Климовой Виктории Александровны, без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Мотина
Судьи: В.Д. Гоцкалюк
И.А. Харченко