Дело № 2-1293/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                           28 июня 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре Дейбус А.А.,

с участием помощника прокурора г. Салехарда Румянцева Д.А.,

представителя ответчика Хабибулина Л.Р.,

представителя третьего лица Синдюкова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании оборудовать дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007,

установил:

    прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности в срок до 31.12.2023 оборудовать дорогу по улице Канева в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также СП 42-13330.2016.

        В обоснование требований указано, что прокуратурой города Салехарда установлено, что в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007, п. 5.1.2 ГОСТ 50597-2017, п. 11.7 СП 42-13330.2016 проезжая часть дороги по улице Канева не оборудована тротуарами и разъездными площадками и имеет загрязненное покрытие (грунтом, грязью и песком). Постановлением Администрации МО город Салехард от 15.02.2022 №285 указанный участок улично-дорожной сети включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и объектов улично-дорожной сети муниципального образования.

    Помощник прокурора Румянцев Д.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Уточнил требования, просит обязать Администрацию МО город Салехард в срок до 31.12.2023 оборудовать дорогу по улице Канева в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также СП 42-13330.2016 тротуарами и организовать одностороннее движение, либо оборудовать дорогу разъездными площадками шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 метров одна от другой.

    Представитель ответчика Хабибулина Л.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения требования иска. Пояснила, что бюджет Администрации г. Салехарда является дотационным. На реализацию истребованных прокурором мероприятий требуется дополнительное финансирование.

    Представитель МКУ «СДЕЗ» с исковыми требования не согласились, в своих возражениях отметили, что в настоящее время подготавливается документация для запроса финансирования на проведения капитального ремонта объекта «Автомобильная дорога ул. Канева», со сроками реализации в 2024 году. При проектировании объекта будет рассмотрена возможность устройства пешеходного тротуара. Между МКУ СДЕЗ и АО Салехарддорстрой по результатам электронного аукциона заключён муниципальный контракт от 31.12.2020 №017/21Б «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения». Срок выполнения работ определен с 01.01.2021 по 31.12.2023. В настоящее время в рамках муниципального контракта от 31.12.2020 №017/21Б «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения». Подрядчиком произведено профилирование с добавлением щебня проезжей части улицы Канева.

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании пунктов 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения.

Статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. ст. 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских и сельских поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.

    Статьей 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Как следует из положений ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 21 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно ч.ч.3,9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статьей 10 Закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленных собственниками данных дорог.     Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 реестра включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр вносятся, в том числе сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

    Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

    Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам выездного обследования сотрудниками ОМВД России по г. Салехарду 02.05.2023 составлен акт №1, выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 п. 4.5.1.3 при содержании дороги по ул. Канева в г. Салехарде

    Постановлением Администрации МО город Салехард от 15.02.2022 №285 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Салехард», дорога по улице Канева является дорогой общего пользования местного значения МО город Салехард.

    Ссылка на запланированные мероприятия по благоустройству спорной дороги не свидетельствует об отсутствии у Администрации МО г Салехарда обязанности в настоящее время исполнения полномочий собственника дорог и не является основанием для отказа в исковых требованиях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска прокурора.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суд принимает во внимание существо требования, требования разумности и справедливости, действия, которые необходимо совершить для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, в том числе проведения мероприятий по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, сезонный характер данных работ, возможности органа местного самоуправления, и руководствуясь принципом исполнимости судебного решения, суд находит возможным установить для исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в срок до 31.12.2023, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Заявленный прокурором срок до 01.09.2023 является недостаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора города Салехарда к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании оборудовать дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007, удовлетворить в части.

    Обязать администрацию муниципального образования город Салехард в срок до 31.12.2023 оборудовать дорогу по улице Канева в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также СП 42-13330.2016 тротуарами и организовать одностороннее движение, либо оборудовать дорогу разъездными площадками шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 метров одна от другой.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                                                  М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме составлено 05 июля 2023 года.

2-1293/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Салехарда
Ответчики
Администрация МО г. Салехарда
Другие
МКУ СДЕЗ
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее