ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4218/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 июля 2020 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 января 2019 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» г.о. Сызрань (далее – МУП «<данные изъяты>», предприятие) ФИО2,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 января 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2020 г., ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО2 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Пунктом 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 (далее - Положение), определено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 данного Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой названным Фондом.
Обязанность представлять реестр сведений в электронной форме предусмотрена для страхователей, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел (пункт 4 Положения).
Основанием для привлечения ФИО2, к административной ответственности на основании приведенной выше нормы, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что страхователем МУП «<данные изъяты>» несвоевременно представлен в филиал № 20 государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации электронный реестр сведений для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (данный реестр представлен в филиал № 20 ГУ- Самарского РО Фонда социального страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в то время как застрахованное лицо – ФИО3 представил страхователю - МУП «<данные изъяты>» документы для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, являясь главным бухгалтером предприятия имела возможность проконтролировать своевременность внесения ведущим бухгалтером сведений в программу «1C Бухгалтерия».
Однако с выводами судебных инстанций и принятыми судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Субъектом правонарушения являются должностные лица организаций страхователей, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С субъективной стороны административное правонарушение, может быть совершено только умышленно.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении ФИО2 последовательно заявляла о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по предоставлению реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, возложена на главного бухгалтера МУП «<данные изъяты>». Реестр сведений в ФСС предоставляется в электронной форме полномочным лицом, имеющим электронную подпись для работы в системе электронного взаимодействия. Обязанность по внутреннему контролю за бухгалтерским учетом и отчетностью МУП «<данные изъяты>» была возложена внешним управляющим на иное лицо, на основании заключенного договора.
Как следует из материалов дела определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МУП «<данные изъяты>» введено внешнее управление, внешним управляющим утверждена ФИО4
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ внешний управляющий, в том числе обязан вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность.
Частью 1 и 3 статьи 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.
Внешним управляющим ФИО4 на основании договора на оказание бухгалтерских услуг от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ обязанности по ведению внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и отчетностью МУП «<данные изъяты>» возложены на ФИО1
Согласно справке ООО «Компьютерные технологии» для подписания документооборота в том числе с Фондом социального страхования в электронном виде на имя ФИО4 был выпущен сертификат электронной подписи, который был установлен в реестре сервера, содержащего программу «1C Бухгалтерия». Сертификат был установлен в личное хранилище учетной записи сервера «ФИО1». Использовать электронный сертификат подписи может только пользователь, в чье личное хранилище данный сертификат был установлен (л.д. 36).
Данных о том, что сведения в Фонд социального страхования МУП «<данные изъяты>» в отношении застрахованного лица ФИО3 были представлены и подписаны с нарушенным сроком ФИО2 материалы дела не содержат.
Признавая ФИО2 виновной в совершении правонарушения, судебные инстанции руководствуясь положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу о ненадлежащим исполнением указанным лицо своих служебных обязанностей, ввиду неосуществления контроля за своевременным внесением ведущим бухгалтером данных о застрахованном лице в программу «1C Бухгалтерия».
Вместе с тем объектом правонарушения по части 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
При рассмотрении дела не учтено, что на момент совершения правонарушения контроль за ведением бухгалтерского учета и отчетностью МУП «<данные изъяты>» были возложены на ФИО1, ей же было предоставлено право электронной подписи реестра сведений по листам нетрудоспособности в электронной форме, предоставляемым в Фонд социального страхования.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Также необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 января 2020 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2020 г., состоявшиеся в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты (пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 января 2019 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.А. Набиев