Дело № 2а-107-2021
(№ 2а- 479-2020)
УИД 18RS0007-01-2020-000851-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пос. Балезино 11 января 2021 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием
административного истца помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Артемьевой Т.М.,
административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королевой О.П., действующей на основании доверенности,
при секретаре Емельяновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР к МБОУ «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа», Управлению образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, обязании выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Балезинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в МБОУ «Быдыпиевская ООШ» выявлены нарушения. Установлено, что МБОУ «Быдыпиевская ООШ» присвоена третья категория опасности, разработан и утвержден паспорт безопасности.
Вместе с тем, в нарушение ч.3 ст.28, ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.22012 года № 273-ФЗ, ст.2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пп.б, г п.22, пп. д п.28 Требований МБОУ «Быдыпиевская ООШ» не оснащено инженерно-техническими средствами, необходимыми для бесперебойного осуществления контроля за периметром учреждения, а также не организован пропускной и внутриобъектовый режим объекта.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, в нарушение п.33 Требований, не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца не производится.
В нарушение пп.б п.25, пп.а п.28 Требований не разработан порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму не налажена.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожения имущества.
Таким образом, указанные нарушения свидетельствуют о невыполнении со стороны должностных лиц МБОУ «Быдыпиевская ООШ» требований законодательства об образовании, противодействия терроризму, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.l.4 Устава образовательного учреждения учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Балезинский район» в лице Администрации муниципальное образование «Балезинский район», чьи функции и полномочия переданы Управлению образования Администрации муниципальное образование «Балезинский район», с учетом требований, содержащихся в ст.210 ГК РФ, п.l.4, 7.1 Устава следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму.
Невыполнение Администрацией муниципальное образование «Балезинский район» обязанностей по содержанию имущества МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму влечет реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников, иных лиц, круг которых определить не представляется возможным, нарушает их право на безопасные условия жизнедеятельности. Указанные нарушения способствуют проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа», администрации Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрации муниципального образования «Балезинский район» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. Обязать администрацию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2021 года:
- обеспечить надлежащее функционирование систем видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, в том числе путем непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца;
- разработать порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
- оборудовать объект системами (средствами) оповещения и управления доступом либо автономными средствами (системами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрацию муниципального образования «Балезинский район» в срок до <дата> профинансировать МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в целях выполнения указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора Артемьева Т.М. требования, изложенные в заявлении, уточнила, отказавшись от требований в части обязания разработать порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королева О.П., требования не признала.
Представители административных ответчиков МБОУ «Быдыпиевская ООШ», Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены.
В соответствии с ч.2 ст. 150 КАС РФ, ч.4 ст. 263 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Заслушав административного истца, доводы административного ответчика, иисследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом МБОУ «Быдыпиевская ООШ» является муниципальным бюджетным учреждением образования, что подтверждается п.1.4. Устава.
В соответствии с п. 1.5. Устава МБОУ «Быдыпиевская ООШ» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Балезинский район» в лице Администрация муниципального образования «Балезинский район».
Согласно паспорту безопасности МБОУ «Быдыпиевская ООШ» данное учреждение относится к третьей категории опасности объекта.
В акте обследование и категорирования МБОУ «Быдыпиевская ООШ» на предмет антитеррористической деятельности, указаны мероприятия по устранению выявленных недостатков в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
Согласно справке по исполнению антитеррористического законодательства от <дата> МБОУ «Быдыпиевская ООШ» не оснащено инженерно-техническими средствами, необходимыми для бесперебойного осуществления контроля за периметром учреждения, а также не организован пропускной и внутриобъектовый режим объекта. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожения имущества.
Из Плана по устранению замечаний, выявленных в ходе проверок надзорных органов и ходатайств руководителей на <дата> следует, что имеется план мероприятий, необходимых для проведения в МБОУ «Быдыпиевская ООШ» согласно акту категорирования и антитеррористического паспорта.
Из Плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Балезинского района на 2019-2020 годы следует, что МБОУ «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа», Управлению образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрацию муниципального образования «Балезинский район» в срок до <дата> необходимо выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в МБОУ «Быдыпиевская ООШ».
Согласно приказу <номер>-ТБ от <дата> утвержден Порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или совершения террористического акта в МБОУ «Быдыпиевская ООШ».
В МБОУ «Быдыпиевская ООШ» директором школы <дата> утвержден Порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или совершения террористического акта в дошкольной группе МБОУ «Быдыпиевская ООШ».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие оборудования комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п.5 ч.1 ст.9 ФЗ от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ №131-ФЗ от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пп. а, б п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
<дата> Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Установлено, что в соответствии с пп.б, г п.22, пп. д п.28 Требований МБОУ «Быдыпиевская ООШ» не оснащено инженерно-техническими средствами, необходимыми для бесперебойного осуществления контроля за периметром учреждения, а также не организован пропускной и внутриобъектовый режим объекта.
В нарушение п.33 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца не производится.
В нарушение пп.б п.25, пп.а п.28 Требований не разработан порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму не налажена.
Невыполнение Администрацией муниципальное образование «Балезинский район» обязанностей по содержанию имущества МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму влечет реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников, иных лиц, круг которых определить не представляется возможным, нарушает их право на безопасные условия жизнедеятельности. Указанные нарушения способствуют проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР к МБОУ «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа», Управлению образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, обязании выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа», Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрации муниципального образования «Балезинский район» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. Обязать администрацию МБОУ «Быдыпиевская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2021 года:
- обеспечить надлежащее функционирование систем видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, в том числе путем непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца;
- оборудовать объект системами (средствами) оповещения и управления доступом либо автономными средствами (системами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район», Администрацию муниципального образования «Балезинский район» в срок до <дата> профинансировать МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в целях выполнения указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья С.В. Гафурова