Решение по делу № 3а-162/2022 от 03.02.2022

Дело № 3а-162/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000042-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                                           31 марта 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горячёва Александра Николаевича, Смирнова Александра Викторовича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Горячёв Александр Николаевич, Смирнов Александр Викторович обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: вид – здание, назначение – нежилое, наименование – здание торговой базы, площадью 2 189,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 140 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Заявление обосновано тем, что Горячёв А.Н., Смирнов А.В. являются собственниками указанного объекта недвижимости и плательщиками налога на имущество физических лиц, в качестве налоговой базы для которого применяется кадастровая стоимость данного объекта.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила и составила 51 415 750,02 рублей.

Административными истцами проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно Отчету, выполненному частнопрактикующим оценщиком ФИО1 (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 140 000 рублей.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административные истцы просят установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административных истцов Степанова И.Л. административный иск поддержала.

Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направил, в письменном отзыве на административный иск его не признал в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Управление Росреестра по Ярославской области в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», администрация Брейтовского сельского поселения Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.

Заслушав представителя административного истца Степанову И.Л., допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО1, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление Горячёва А.Н., Смирнова А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что Горячёв А.Н., Смирнов А.В. являются собственниками объекта недвижимости: вид – здание, назначение – нежилое, наименование – здание торговой базы, площадью 2 189,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус"), помимо прочего имущества, также здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 N 74-з в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.

Решением муниципального Совета Брейтовского сельского поселения Брейтовского муниципального района от 21.11.2014 года N 48 на территории Брейтовского сельского поселения введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области, решения муниципального Совета Брейтовского сельского поселения Брейтовского муниципального района, суд приходит к выводу о том, что Горячёв А.Н., Смирнов А.В. являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Размер данного налога определяется на основании сведений о кадастровой стоимости принадлежащего им на праве собственности объекта недвижимости. Следовательно, права и законные интересы Горячёва А.Н., Смирнова А.В. затрагиваются установленной в отношении объекта с кадастровым номером кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, они имеют право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что объект недвижимости административных истцов с кадастровым номером вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.

Согласно приложению 1 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Ярославской области по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составила 51 415 750,02 рублей.

Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 4 140 000 рублей.

Исследование Отчета с учетом возражений, принесенных на него административным ответчиком, дополнительных пояснений оценщика ФИО1 дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Рыночная стоимость объекта недвижимости рассчитана оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектами оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

От использования в рамках оценки сравнительного и доходного подходов Отчет содержит обоснованный отказ.

В соответствии с требованиями пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщиком произведен анализ рынка, по итогам которого отобраны объекты, наиболее сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим характеристикам.

Процесс отбора аналогов в Отчете полно и подробно изложен.

В возражениях на Отчет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указывает, что оценщиком для объекта-аналога №1 и объекта-аналога №3 использована корректировка на наличие железнодорожной ветки. По мнению Департамента наличие рядом проходящих железнодорожных путей не является ценообразующим фактором. Кроме того, железнодорожная ветка не заходит на объекты, а является транзитной, расположена на расстоянии от указанных объектов-аналогов без оборудованных постов разгрузки-погрузки.

Вместе с тем, требования федеральных стандартов оценки о доказанности выводов относительно ценообразующих характеристики объекта оценки и аналогов, их последовательности, однозначности оценщиком выполнены. Отчет содержит подробное изложение оснований, по которым оценщиком определены характеристики объекта оценки и аналогов, их сопоставимость и установлена необходимость применения тех или иных видов корректировок к ценам аналогов и их величина.

Вывод оценщика о расположении железнодорожной ветки вблизи объектов-аналогов достаточно и убедительно обоснован имеющимися в составе Отчета фотографиями данных объектов недвижимости – аналогов, сведениями общедоступных карт города Ярославля в сети Интернет. Вывод оценщика о необходимости применения корректирующего коэффициента в размере 0,93 в Отчете также обоснован.

В связи с этим, оснований не доверять выводам Отчета на основании возражений административного ответчика, выражающих несогласие с приведенной в Отчете характеристикой объекта оценки и аналогов, у суда не имеется.

Иных возражений относительно достоверности выводов Отчета лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Исследование представленного административными истцами Отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в Отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика логичны и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объекта недвижимости административных истцов у суда нет.

Доказательств иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости административным ответчиком не представлено.

В связи с этим, рыночная стоимость объекта недвижимости административных истцов подлежит установлению в размере, определенном Отчетом, 4 140 000 рублей.

Таким образом, учитывая, что административные истцы обладают правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения его кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Горячёва А.Н., Смирнова А.В. подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения Горячёва А.Н., Смирнова А.В. с настоящим административным иском в суд – 3 февраля 2022 года.

Требование административного иска об определении даты начала применения оспоренных результатов государственной кадастровой оценки является излишним и не относится к предмету настоящего административного спора.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Горячёва Александра Николаевича, Смирнова Александра Викторовича удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: вид – здание, назначение - нежилое, наименование – здание торговой базы, площадью 2 189, 5 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 140 000 (четыре миллиона сто сорок тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 3 февраля 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 14 апреля 2022 года

3а-162/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Александр Викторович
Горячев Александр Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Степанова Ирина Львовна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы»
Администрация Брейтовского сельского поселения Ярославской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра»
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
03.02.2022Регистрация административного искового заявления
04.02.2022Передача материалов судье
08.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее