дело № 2а-967/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре Мирзабековой Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Каякентского района М.А.Д, к Собранию депутатов МО «сельсовет <адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязании внести изменения и дополнения в Устав МО «сельсовет <адрес>» <адрес>,
установил:
<адрес> обратился в суд с указанным административным иском, указав, что ходе проведенной прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» проверки соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, установлено, что Устав МО «<адрес>» <адрес>, принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ).
В нарушение требований ч. 9 ст. 44, п. 1 ч. 10 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ Устав МО «<адрес>» в установленный законом срок не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, вследствие чего положения Устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, не соответствуют указанной норме ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
В связи с изложенным просит признать бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет <адрес>», выразившееся в не приведении устава МО «сельсовет <адрес>» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении МФ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), незаконным.
Обязать Собрание депутатов МО «сельсовет <адрес>» <адрес> привести Устав муниципального образования «сельсовет <адрес>» в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), путем внесения в Устав МО «сельсовет <адрес>» <адрес> соответствующих изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.
Представитель административного истца Н.А.М., будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, не явился. Прокурор Каякентского района через канцелярию суда обратился с ходатайством, в котором просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры района.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов МО «сельсовет <адрес>» <адрес>, будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, не явился, не известил суд о причинах неявки.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, то есть Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы принятие устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 43 вышеприведенного Федерального закона, в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения, нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствия в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.
Как следует из представленных материалов, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и поручения прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, прокуратурой <адрес> проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что устав муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес>, принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), которая дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Согласно ч. 9 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федераций осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Как следует из справки старшего помощника прокурора <адрес> Н.А.М. от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки соответствия закону уставов муниципальных образований <адрес>», устав МО «сельсовет Алходжакентский» в установленный законом срок не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), вследствие чего положения устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, не соответствуют указанным нормам.
Исследование Устава МО «сельсовет <адрес>» указывает на то, что изменения и дополнения, на которые административный истец ссылается в своем административном исковом заявлении, в устав МО «сельсовет Алходжакентский» не внесены.
Таким образом, доводы административного истца о том, что Устав МО «сельсовет <адрес>» <адрес> не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, вследствие чего отдельные его положения находятся в противоречии с федеральным законодательством, нашли свое подтверждение в исследованных в судебном заседании письменных доказательствах, в связи с чем административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан М.А.Д, удовлетворить.
Административные исковые требования о признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в не приведении Устава муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении МФ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), удовлетворить.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес> Республики Дагестан привести Устав муниципального образования «сельсовет <адрес>», принятый решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет <адрес>» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 148-ФЗ), путем внесения в Устав МО «сельсовет <адрес>» <адрес> соответствующих изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.Г.Абдулхаликов
Решение в окончательной форме отпечатано в совещательной комнате и оглашено 16.12.2020 года.