Решение по делу № 2-403/2023 от 26.06.2023

Дело № 2-403/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ленинск                                        05 сентября 2023 года

Ленинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,

при секретаре Степухиной О.М.,

с участием истца Л.А.И.,

представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.И. к Муниципальному бюджетному учреждению городского поселения <адрес> «Городское хозяйство» о взыскании убытков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда,

установил:

    Л.А.И. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению городского поселения <адрес> «Городское хозяйство» (далее – МБУ «Городское хозяйство») о взыскании убытков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, указывая, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>, мкр. 3, <адрес>. Многоквартирный дом обслуживается МБУ «Городское хозяйство» с декабря 2019 года. В феврале 2022 года из квитанций ООО «Ленинские теплосети» ему стало известно о доначислении оплаты за отопление в сумме 15.006,34 рублей как недоплаты за 2020-2021 годы. В последующем ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ прибор учета тепловой энергии в их доме признан неисправным, согласно акту обследования МБУ «Городское хозяйство». Новый прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию только ДД.ММ.ГГГГ. Предъявленный ему счет к оплате он смог погасить только в рассрочку до января 2023 года, однако ему была начислена пеня в размере 1.986,68 рублей. Истец считает, что ответчик оказал ему некачественные услуги по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, что причинило ему убытки в сумме 16.993,02 рублей. Направленная ответчику претензия о возмещении убытков оставлена без удовлетворения.

Истец Л.А.И. просил взыскать в его пользу с МБУ «Городское хозяйство» убытки в размере 16.993,02 рублей, неустойку за просрочку удовлетворения требования потребителя в размере 16.993,02 рублей, штраф и компенсацию морального вреда в размере 2.000 рублей.

В судебном заседании истец Л.А.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнив, что тарифы на тепловую энергию и расчеты по начислению оплаты за тепловую энергию им не оспариваются, однако он понес убытки в результате того, что до выхода из строя прибора учета тепловой энергии он оплачивал услуги за отопление по счетчику в гораздо меньших суммах, а в течение длительного периода (с февраля 2020 года по декабрь 2021 года включительно), пока не был установлен новый прибор учета, он вынужден был оплачивать за отопление по нормативам потребления этой коммунальной услуги, и размер оплаты по нормативу значительно превысил размер оплаты по счетчику. Разница между фактически оплаченной суммой за отопление по нормативу и суммой, которую бы он оплатил, если бы происходило начисление по счетчику, составила, по его расчетам, 15.006,34 рублей. Кроме того, на сумму перерасчета оплаты за отопление была начислена пеня в размере 1.986,68 рублей. Считает, что в данном случае управляющей компанией МБУ «Городское хозяйство» были нарушены его права потребителя коммунальных услуг на получение услуг надлежащего качества, поэтому МБУ «Городское хозяйство» должно возместить ему эти убытки, а также произвести выплаты, предусмотренные законом о защите прав потребителей, то есть неустойку за просрочку удовлетворения его требования как потребителя, штрафа и компенсации морального вреда.

В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Городское хозяйство» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования Л.А.И. не признал, суду показал, что в <адрес> мкр. 3 в <адрес> был установлен прибор учета тепловой энергии. Обслуживанием счетчика тепловой энергии занимается МБУ «Городское хозяйство». В феврале 2020 года этот прибор вышел из строя и, как было установлено, ремонту не подлежал. Возможность установить новый прибор учета теплоэнергии появилась только в конце 2021 года. ДД.ММ.ГГГГ новый счетчик был установлен и допущен в эксплуатацию. Л.А.И. обращался в МБУ «Городское хозяйство» с заявлением о возмещении убытков, причиненных ему, как следует из заявления, в результате несвоевременной замены прибора учета, однако оснований для удовлетворения его заявления не имелось, поэтому в данном требовании Л.А.И. было отказано. Представил также письменный отзыв на иск, в котором изложено, что собственники многоквартирного дома (МКД) по адресу: <адрес>, мкр. 3, <адрес>, заключили прямой договор с ресурсоснабжающей организацией ООО «Ленинские тепловые сети» на поставку тепловой энергии, согласно которому оплату за отопление собственники производят в ООО «Ленинские тепловые сети». МБУ «Городское хозяйство» не имеет отношения к суммам начислений и перерасчетам платы за поставленную тепловую энергию. Предположение истца об оказании некачественных услуг по управлению МБУ «Городское хозяйство» ничем не подтверждено, обращений не поступало и акты на некачественные услуги не составлялись. Прибор учета тепловой энергии вышел из строя в процессе эксплуатации не по вине МБУ «Городское хозяйство», а возможно при наличии заводских недоработок, в результате чего данную марку прибора сняли с производства и управляющая организация лишилась возможности произвести его ремонт, вынуждена была заменить теплосчетчик на другую модель. Истцом не представлен обоснованный расчет понесенных им убытков. Ответчик просит в исковых требованиях Л.А.И. отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Ленинские тепловые сети» ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования Л.А.И. не признал, суду показал, что ООО «Ленинские тепловые сети» является поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, мкр. 3, <адрес>. Начисление оплаты за отопление всем потребителям тепловой энергии в данном доме производилось согласно показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии до его выхода из строя в 2020 году, а после этого – по утвержденным тарифам и нормативам, равномерно в течение 12 календарных месяцев. После установки нового прибора учета с ДД.ММ.ГГГГ начисление оплаты за отопление вновь стало производиться согласно показаниям счетчика. Ответственность за исправное состояние теплосчетчика ООО «Ленинские тепловые сети» не несет.

В судебное заседание представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> не явился, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В пунктах 1 и 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред (убытки) являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между, наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей).

Подп. «е» п. 4 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга отопления, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения к настоящим Правилам.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату тепловую энергию.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с указанными Правилами, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

,

где

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения,

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

    Плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пункт 59(1) Правил).

    По истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил (пункт 60(1) Правил).

    В соответствии с пунктом 3 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

    Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15 данных Правил).

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги возникает у собственника при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В судебном заседании установлено, что Л.А.И. является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>, мкр. 3, <адрес>. Указанный дом оборудован системой централизованного теплоснабжения с внутридомовой инженерной системой отопления и общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, в соответствии со ст. 153 ЖК РФ, собственники жилых помещений данного дома обязаны вносить плату за коммунальную услугу по отоплению.

Поставщиком коммунального ресурса теплоэнергии (ресурсоснабжающей организацией) в указанный дом является ООО «Ленинские тепловые сети», обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии производится управляющей организацией МБУ «Городское хозяйство».

Общедомовой прибор учета тепловой энергии в данном доме вышел из строя ДД.ММ.ГГГГ, новый узел учета тепловой энергии принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период оплата за потребленную тепловую энергию начислялась потребителям многоквартирного дома исходя из утвержденных тарифов и нормативов равномерно в течение календарного года, в соответствии с пунктом 59(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ООО «Ленинские тепловые сети» от ДД.ММ.ГГГГ , письмом ООО «Ленинские тепловые сети» от ДД.ММ.ГГГГ , ответом инспекции Госжилнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № Ж-5794, письмом ООО «Ленинские тепловые сети» от ДД.ММ.ГГГГ , письмом МБУ «Городское хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ , актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ; письмом МБУ «Городское хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ ; и сторонами не оспариваются, как не оспаривается и тот факт, что тепловая энергия в течение указанного периода поступала в многоквартирный дом беспрерывно и надлежащего качества.

Согласно пунктам 3, 75 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" неисправность средств измерений узла учета - это состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях). Узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированное вмешательство в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

В соответствии с пунктом 81(12) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Таким образом, законодательством не установлен предельный срок замены общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов в случае их неисправности и выхода из строя.

С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм права, суд приходит к выводу как об отсутствии оснований для перерасчета платы за отопление, так и об отсутствии оснований для возмещения убытков, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о начислении платы за спорный период не в соответствии с указанными положениями, судом не установлено, соответствующих доказательств не предоставлено, доводы истца о возникновении убытков вследствие несвоевременной замены прибора учета, основаны на предположениях и не свидетельствуют о неверном исчислении платы за период отсутствия прибора учета.

Учитывая изложенное, в удовлетворении искового требования Л.А.И. о взыскании убытков в размере 16.993,02 рублей следует отказать.

Поскольку при рассмотрении данного спора нарушений прав Л.А.И. как потребителя коммунальной услуги отопления не установлено, а другие заявленные требования – о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, являются производными от основного требования, то удовлетворению они также не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

определил:

В удовлетворении исковых требований Л.А.И. к Муниципальному бюджетному учреждению городского поселения <адрес> «Городское хозяйство» о взыскании убытков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 11 сентября 2023 года.

Судья: Тельбухов В.С.

Копия верна. Судья:

2-403/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ламерт Андрей Иванович
Ответчики
МБУ городское поселение г.Ленинск Волгоградской области "Городское хозяйство"
Другие
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
ООО "Ленинские тепловые сети"
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Тельбухов В.С.
Дело на сайте суда
lenin.vol.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее