Дело 2-849/2018 24RS0057-01-2018-001021-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 26 сентября 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием ст. помощника Шарыповского межрайонного прокурора - Вундер Н.Г. (по поручению прокурора от 21.09.2018), истца Кудрицкий И.Д., представителя ответчика - Ансаров Я.Я. (по доверенности от 06.07.2018), представителя третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Литвиненко Н.П. (по доверенностям от 23.03.2018, от 10.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кудрицкий И.Д. к МАУ «Центр физкультурно-спортивной подготовки» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Кудрицкий И.Д. указанным иском, обосновывая исковые требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кудрицкий И.Д. о выплате заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, по результатам которой установлено, что Кудрицкий И.Д. работал в МАУ «ЦФСП» дворником (6-дневная рабочая неделя). В период с июня 2017 года по декабрь 2017 года включительно Кудрицкий И.Д. отработано: в июне – 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в июле – 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в августе – 27 рабочих дней (при норме 27 рабочих дней), в сентябре – 2 рабочих дня (при норме 26 рабочих дней), в октябре – 19 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в ноябре – 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в декабре – 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней). В 2018 году Кудрицкий И.Д. отработано: в январе - 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в феврале - 23 рабочих дня (при норме 23 рабочих дня), в марте - 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в апреле - 25 рабочих дня (при норме 25 рабочих дня), в мае - 24 рабочих дня (при норме 24 рабочих дня), в июне – 10 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней). Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Минимальный размер оплаты труда в центральных и южных районах Красноярского края составляет с 01.01.2017 – 12 000 руб., с 01.07.2017 – 12 480 руб., с 01.01.2018 - 15182, 4 руб., с 01.05.2018 – 17 860,8 руб. Однако, в нарушение норм трудового законодательства МАУ «ЦФСП» выплачена заработная плата Кудрицкий И.Д. ниже МРОТ. Недоплата причитающихся Кудрицкий И.Д. сумм составляет: за июнь – декабрь 2017 года – 10 484,92 рубля, за январь – июнь 2018 года – 26 042,52 рубля. В общей сложности за период работы с июня 2017 по июнь 2018 года включительно Кудрицкий И.Д. недоначислено 36 527,44 рублей. Всего недоначисленна заработная плата в размере 36 527 рублей 44 копейки, которую прокурор просит взыскать с МАУ «ЦФСП» в пользу Кудрицкий И.Д.
Определением Шарыповского городского суда от 10 сентября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Финансовое управление Администрации г. Шарыпово и МКУ «Центр бухгалтерского учета и технического обслуживания Управления образованием Администрации г. Шарыпово» (л.д.77-78).
В судебном заседании ст. помощник Шарыповского межрайонного прокурора Вундер Н.Г. (полномочия проверены, л.д.87), истец Кудрицкий И.Д. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МАУ «ЦФСП» - Ансаров Я.Я. (полномочия проверены, л.д.64) возражал относительно удовлетворения исковых требований, поскольку МРОТ начислялся истцу, исходя из письма Министерства финансов о минимальной заработной плате, произведенный прокурором расчет недоначисленной заработной платы, не оспаривал.
Представитель Администрации города Шарыпово Красноярского края и отдела спорта и молодежной политики Администрации г. Шарыпово - Литвиненко Н.П. (полномочия проверены, л.д.65,83-84,106) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований за 2017-й год, возражений по расчету исковых требований не представила.
Представитель Финансового управления Администрации г. Шарыпово в судебном заседании не присутствовала, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставила письменные пояснения, согласно которым в связи с внесением изменений в части установления размеров заработной платы, применяемых в целях расчёта региональной выплаты с учетом дифференциации по территориям края в муниципальном образовании город Шарыпово с января 2018 в размере 11 016 рублей, с мая 2018 года в размере 11 163 рубля, были внесены изменения в Постановления Администрации города Шарыпово утверждающие Положения о новой системе оплаты труда работников в части установления МРОТ размере 11 016 рублей, а в дальнейшем размере 11 163 рубля. В соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» указанные размеры обеспечивались путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края в рамках соответствующей персональной выплаты, определяемой как разница между размером заработной платы, применяемой для целей региональной выплаты, установленной в Красноярской крае с 1 января и с 1 мая 2018 года, и величиной заработной платы конкретного работника за соответствующий период времени. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на частичное финансирование (возмещение) расходов на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже МРОТ утвержден постановлением Правительства Красноярского края № 654-п. В связи с чем, Администрацией г. Шарыпово было заключено соглашение с Министерство Финансов Красноярского края от 07.06.2018 № 289/14-18 о предоставлении субсидий муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета. Для обеспечения МРОТ в размере 17 861 руб. с 01 сентября 2018 г. муниципальному образованию город Шарыпово будет предоставляться субсидия, при условии обеспечения софинансирования за счет средств бюджета города Шарыпово в размере 30 % (л.д.85, 89, 90-92,105).
Представитель МКУ «Центр бухгалтерского учета и технического обслуживания Управления образованием Администрации г. Шарыпово» в судебном заседании не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя и уважительных причин неявки в суд не представил. возражений по расчету исковых требований не представил (л.д. 86).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от 26.08.2018, Кудрицкий И.Д. обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать иск в суд в его интересах о взыскании задолженности по заработной плате (л.д. 88).
С учетом изложенного, суд полагает, что прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав Кудрицкий И.Д.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада, базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории города Шарыпово, относящегося к южным районам Красноярского края.
Разъяснением от 11.09.1995 № 3, утвержденного Постановлением Министра труда РФ от 11.09.1995 № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются, в том числе, южные районы Красноярского края, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Как следует из Устава МАУ «Центр физкультурно-спортивной подготовки», утвержденного распоряжением Отдела спорта и молодежной политики Администрации г. Шарыпово от 10.04.2018 №, Центра является некоммерческой организацией; функции и полномочия учредителя, осуществляет Отдела спорта и молодежной политики Администрации города Шарыпово (л.д. 29-42).
В судебном заседании установлено и следует из трудового договора № от 15 апреля 2013, Кудрицкий И.Д. с 15.04.2013 состоит с ответчиком МАУ «ЦФСП» в трудовых отношениях, работает дворником, за выполнение трудовых обязанностей работнику установлена заработная плата, состоящая из оклада – 3 814,99 рублей, а также выплат компенсационного характера: районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 30% (л.д.9-10).
Дополнительными соглашениями: № от 01 октября 2013 года к трудовому договору № от 15.04.2013, оклад дворника был изменен до 1940 рублей (л.д.11), № от 01 октября 2014 – до 2 231,00 рубля (л.д.12), № от 27 декабря 2016 –до 2 454,00 рублей (л.д.13), а дополнительным соглашением от 13 февраля 2018 года - до 2 552 рублей (л.д.14).
Как следует из расчетных листков, Кудрицкий И.Д. за 2017 год начислена заработная плата в размере: за июнь – 10 592 руб., за июль – 10 592 руб., за август – 10 592 руб., за сентябрь – 814,77 руб., за октябрь – 7 740,31 руб., за ноябрь 10 592 руб., за декабрь – 10 592 руб.; за 2018 год начислена заработная плата в размере: за январь - 11 016 руб., за февраль – 11 016 руб., за март – 11 016 руб., за апрель – 11 016 руб., за май– 11 163 руб., за июнь – 4462,20 руб. (л.д.15-27).
Размер заработной платы истца за спорный период с июня 2017 года по июнь 2018 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Так, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться, сверх установленного законодательством МРОТ.
Согласно Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 января 2017 года составлял 7 500 рублей (ред. от 02.06.2016), с 01 июля 2017 года – 7 800 рублей (ред. от 19.12.2016), с 01 января 2018 составляет 9 489 рублей (ред. 28.12.2017), с 01 мая 2018 - в сумме 11 163 рублей в месяц (ред.07.03.2018), в связи с чем, процессуальный истец верно определил, что заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента 30% и надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края 30%: с 01.01.2017 - не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 - не менее 12 480 рублей, с 01.01.2018 не менее 15 182,4 рублей, а с 01.05.2018 - не менее 17 860,8 рублей.
Как следует из писем Министерства финансов Красноярского края № от 21.12.2017 и № от 22.06.2018 размеры заработной платы в крае, применяемые для целей расчета региональной выплаты, с учетом дифференциации по территориям края: с 1 января 2018 года составляют (в остальных территориях края, в том числе в Шарыповском районе), – 11 016 рублей, а с 1 сентября 2018 года - 17 861 рубль. Средства бюджетам муниципальных образований края в 2018 году на индексацию заработной платы муниципальных служащих и на обеспечение повышения размера региональной выплаты с 1 сентября 2018 года будут предоставляться в виде субсидий (л.д.105-106, 100-102).
Согласно письма Министерства финансов Красноярского края № от 20.04.2018, Федеральным законом от 7 марта 2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 руб. Таким образом, с 1 мая 2018 года месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В этой связи работникам учреждений, расположенных в центральной и южной группе территорий, заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего' времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже установленного на территории Российской Федерации МРОТ, с 1 мая 2018 года необходимо производить доплату в виде персональной выплаты, обеспечивающей уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже МРОТ, рассчитываемой как разница между МРОТ и величиной заработной платы конкретного работника учреждения за соответствующий период времени (л.д.98-99).
07 июня 2018 года между Министерством финансов Красноярского края и Администрацией г. Шарыпово заключили соглашение № о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета, предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2018 году бюджету города Шарыпово субсидии на частичное финансирование (возмещение) расходов на региона выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) (л.д.93-97).
Пунктами 9.1., 9.2 трудового договора установлено, что работник работает по графику работы обслуживающего персонала, с нормой рабочего времени – 40 часов в неделю.
Из графиков работы обслуживающего персонала, табелей учета использования рабочего времени следует, что Кудрицкий И.Д. в 2017 году отработал: в июне – 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в июле – 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в августе – 27 рабочих дней (при норме 27 рабочих дней), в сентябре – 2 рабочих дня (при норме 26 рабочих дней), в октябре – 19 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в ноябре – 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в декабре – 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней); в 2018 году отработал в январе - 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в феврале - 23 рабочих дня (при норме 23 рабочих дня), в марте - 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в апреле - 25 рабочих дня (при норме 25 рабочих дня), в мае - 24 рабочих дня (при норме 24 рабочих дня), в июне – 10 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней) (л.д.43-55,56-57).
Шарыповским межрайонным прокурором произведен расчет недоплаченной причитающейся Кудрицкий И.Д. за июнь 2017 года: 12000 – 10592 = 1408 руб., за июль 2017 года: 12480 – 10592 = 1888 руб., за август 2017 года: 12480 – 10592 = 1888 руб., за сентябрь 2017 года: 960 – 814,77 = 145,23 руб., за октябрь 2017 года: 9120 – 7740,31 = 1379,69 руб., за ноябрь 2017 года: 12480 – 10592 = 1888 руб., за декабрь 2017 года: 12480 – 10592 = 1888 руб., за январь 2018 года: 15182,40 – 11016 = 4166,4 руб., за февраль 2018 года: 15182,40 - 11016 = 4166,4 руб.; за март 2018 года: 15182,40 - 11016 = 4166,4 руб.; за апрель 2018 года: 15182,40 - 11016 - 4166,4 руб.; май 2018 года: 17860,8 - 11163 = 6697,8 руб., за июнь 2018 года: 7144,32 – 4465,20 = 2679,12 руб
Суд находит данный расчет верным, соответствующим правовым нормам, обстоятельствам дела. Данный расчет ответчиком и третьими лицами на стороне ответчика, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспорен.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кудрицкий И.Д. к МАУ «Центр физкультурно-спортивной подготовки» о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 36 527 рублей 44 копейки подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Шарыпово Красноярского края, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, от которой истец освобожден в силу закона.
Размер государственной пошлины согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет размер 1 259 рублей 82 копейки, исходя из следующего расчета: 3 % от 16 527 руб. 44 коп. + 800 руб. =1 259 рублей 82 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кудрицкий И.Д. удовлетворить.
Взыскать с МАУ «Центр физкультурно-спортивной подготовки» в пользу Кудрицкий И.Д. недоначисленную заработную плату за период с июня 2017 года по июнь 2018 года в размере 36 527 (Тридцать шесть тысяч пятьсот двадцать семь) рублей 44 копейки.
Взыскать с МАУ «Центр физкультурно-спортивной подготовки» в доход бюджета муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» госпошлину в размере 1 259 (Одна тысяча двести пятьдесят девять) рублей 82 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: