Судья Копин С.А. |
№ 21-275/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
14.09.2022 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующей в интересах акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром", на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 22.03.2022, решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 11.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром",
установил:постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия (...) от 22.03.2022 № 228/22л, оставленным без изменения решением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 11.07.2022, АО "ЛХК "Кареллеспром" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 260000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласна защитник Дронова Л.А., в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что в деле отсутствуют задания о проведении мониторинга безопасности, которые являются обязательными согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ. В нарушение ст.ст. 88 и 21 данного закона Обществу не направлен акт контрольно-надзорного мероприятия (далее - КНМ). Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 24.03.2022 № Д24и-8436 привлечение к административной ответственности возможно только по результатам КНМ с взаимодействием с контролируемым лицом. В деле нет сведений о времени и месте выявления правонарушения, день поступления в административный орган отчета по форме № 1-ВЛ за 2021 г. (26.01.2022) не совпадает с указанной в протоколе об административном правонарушении датой выявления правонарушения - 17.01.2022.
Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.
Согласно положений ст. 64 ЛК РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534 (далее - Правила), уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов РФ, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
Уход за лесами осуществляется, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка (п. 4 Правил).
Согласно п.п. 6 и 10 Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок ухода за лесами, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 17.01.2022 при изучении представленного в ГКУ РК "Пудожское центральное лесничество" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (форма 1- ВЛ) за январь-декабрь 2021 г. следующие обстоятельства. Общество, являясь по договору аренды № 20-з от 03.12.2008 арендатором лесного участка, расположенного на территории Пудожского центрального лесничества, в нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства, п. 4.4.15 договора аренды и Проекта освоения лесов по состоянию на 01.01.2022 не выполнило на лесных делянках, расположенных на территории Авдеевского, Шальского, Рагнукского. Пудожского, Гакугского, Коловского, Кривецкого, Кубовского и Водлинского участковых лесничеств, предусмотренные Проектом освоения лесов рубки прореживания в объеме 73,4 тыс. куб.м. на площади 3086 га, проходные рубки на площади 2461 га в объеме 64,9 тыс. куб.м.
Указанные обстоятельства и вина лесопользователя в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; договором аренды лесного участка; проектом освоения лесов, содержащим расчет объемов заготовки древесины при уходе за лесами; приказом об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов; отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении от 17.01.2022 по форме № 1-ВЛ; заявлением лесопользователя и извещением лесничества о приеме отчета; протоколом по выполнения условий договора аренды; иными материалами дела; объяснениями представителя административного органа.
Из приведенных доказательств следует, что согласно проекту освоения лесов ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет по рубкам прореживания - 73,4 тыс. куб.м. на площади 3086 га, по проходным рубкам - 69,4 тыс. куб.м на площади 2577 га. Фактически Общество в 2021 г. выполнило лишь проходные рубки на площади 116 га в объеме 4,5 тыс. куб.м, в нарушение требований лесного законодательства и условий договора аренды.
Указанные объемы проведенных рубок ухода Общество по существу не оспаривает.
Дата направления лесопользователю извещения о приеме отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (л.д. 38) не исключает факт выявления правонарушения ранее при изучении поступившего отчета.
С учетом изложенного, в действиях Общества обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.
Назначенное наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру допущенного лесонарушения с учетом наличия повторности в действиях предприятия.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Вопреки доводам жалобы, сведений о проведении КНМ в целях выявления правонарушения материалы дела не содержат. Нарушение обнаружено в рамках иной административной процедуры, предусмотренной ст. 66 ЛК РФ и приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452. В ходе нее уполномоченным лицом непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на событие правонарушения, что, в свою очередь, в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Кроме того, независимо от оснований и порядка проведения административных процедур в рамках государственного контроля (надзора) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ. Проведения КНМ в таких случаях не требуется (Постановления Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2022 № 16-3065/2022, от 22.06.2022 № 16-2524/2022).
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24.03.2022 № Д24и-8436, на которое ссылается податель жалобы, содержит разъяснение особенностей организации КНМ с учетом положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, и не имеет отношения к настоящему делу.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 22.03.2022, решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 11.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |