Дело №
91RS0№-91
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2022 года <адрес>
Судья Киевского районного суда <адрес> Республики Крым Охота Я.В., с участием представителя лица, подавшего жалобу – ФИО3, рассмотрев жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэкоресурсы» в лице представителя ФИО3 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> и <адрес> межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-П, о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,-
у с т а н о в и л :
Обжалуемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ГУП РК «Крымэкоресурсы» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП РК «Крымэкоресурсы» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что в 2018 году ГУП РК «Крымэкоресурсы» разработан и утвержден проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ПДВ характеризует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории производственной площадки по адресу <адрес>. ПДВ оформляется после проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На сегодняшний день модернизация установок, определенных как стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха и включённые в вышеуказанные ПДВ, не осуществлялась. Так же отсутствует приобретение новых источников. В августе 2021 года стационарный источник «Инсинераторная установка ИУ-ВК-1500» был передан Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, что подтверждается актом приема-передачи объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ и снят с баланса предприятия, в связи с чем произведена актуализация учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду. Внесены соответствующие коррективы в программу производственного экологического контроля по объекту негативного воздействия на окружающую среду, а именно в раздел 6. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» установлено, что при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, и выявляются все стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ), в том числе стационарные источники залповых выбросов, и передвижные ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества. В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам). Не использование источников № (дробилка пластиковой тары) и № (установка «Экотром-2») не влечет за собой изменения характеристик технологических процессов основных производств и также источников загрязнения окружающей среды. Учитывая изложенное, заявитель считает вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным.
В судебном заседании представитель ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО3 поданную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель органа, составившего обжалуемое постановление, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежаще.
Выслушав представителя лица, подавшего жалобу, изучив материалы административного производства и все материалы дела в их совокупности, прихожу к выводу, что жалоба является необоснованной и подлежит оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.2 КРФоАП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из указанного положения закона, обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо, рассматривающее дело.
Часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 указанного Кодекса.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе и к отдельным специальным объектам.
Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха представляет собой поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В силу ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №-ВП-П-49 была проведена плановая выездная проверка ГУП РК «Крымэкоресурсы».
По результатам проверки составлен Акт плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которого выявлены нарушения, а именно.
В рамках проведения проверки установлено, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выброс методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, использования «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ веществ в атмосферный воздух СПб: НИИ Атмосфера, фирма "Интеграл", 2012 С «Методическое пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2012 г.», «Методика расчета выделений (выбросе загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателе) СПб, 1997 (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2012 г.).», не включенных в перечень методик расчет а, что является нарушением требований установленных ст. 22 "Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды Росс» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Минприроды России № «Об утверждении Порядка формирования ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок формирования и ведения Перечня методик расчета, в соответствии с требованиями пункта 2 которого в Перечень методик расчета включаются методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления №, применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами на основании предоставленные Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений.
ГУП РК «Крымэкоресурсы» представлен отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источников.
Перечень источников выбросов/выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на промышленной площадке №:
- Источники выбросов 0001, труба установки «Экотром-2». Загрязняющие вещества (ртуть) выбрасываются в атмосферный воздух через трубу на высоту 2,1 м, диаметр устья вентиляционной трубы 0,26 м (объем (расход) ГВС составляет ОД мЗ/с).
- Источники выбросов 0002, труба инсенератора. Загрязняющие вещества (азот) диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид) выбрасываются в атмосферный воздух, через дымовую трубу на высоту 2,5 м, размер устья дымовой трубы 0,3 м.
- Источник выбросов 6001, склад пластика (дробление отходов). Загрязняющие вещества (пыль поливинилхлорида, пыль полипропилена) выбрасываются в атмосферный воздух через проемы ворот на высоту 3,0 м, ширина ворот 4,0 м.
- Источник выбросов 6002, открытая стоянка. Загрязняющие вещества (азота диоксид, азота оксид, сажа, сера диоксид, углерод оксид, бензин, керосин) в процессе прогрева запуска прогрева двигателей, работы на холостом ходу, а также движения транспорта и техники территории стоянки выбрасываются непосредственно в атмосферный воздух на высоту метров.
- Источник выбросов 6003, ворота гаража. Загрязняющие вещества (диЖелезо триоксид марганец и его соединения, неорганическая: Si02 20-70%) выбрасываются в атмосферый воздух через проемы ворот, размером 2x3 м.
В ходе проведения проверки установлено, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» в качестве стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ поставлен инсинератор ИУ-ВК-1500, актом от 01.04 2019 произведена его консервация. Согласно акта о приеме-передаче объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, инсинератор ИУ-ВК-1500 был передан Госкомветиринарии РК.
При этом, в ходе проведения проверки представителем по доверенности ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО4 представлены следующие пояснения:, а именно: в связи с отсутствием лицензии на вид работ по обезвреживанию отходов производства и потребления I класса опасности, деятельность с применением установки разделения компонентов ртутьсодержащих люминесцентных ламп и приборов «Экотром-2», стоящей на балансе предприятия, не велась и не ведется на сегодняшний день. Лампы от собственников таких отходов не принимаются, а образуемые в результате производственной деятельности ГУП РК «Крымэкоресурсы» передаются в рамках договорных отношений юридическим лицам, имеющим лицензию на обращение с отходами I класса опасности. Производственный контроль в отношении выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника Экотром не осуществляется.
Согласно раздела 6 Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 352 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данные: документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таки инвентаризации и корректировки" корректировка данных инвентаризации выбросов объект ОНВ осуществляется в следующих случаях:
-изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию ил ликвидацию ИЗАВ;
-изменение объемов производства;
-замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливного энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
-выявление при проведении производственного экологического контроля ил государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
-изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
-реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или, массы выбросов).
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> и <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №-П от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ГУП РК «Крымэкоресурсы» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Факт совершения ГУП РК «Крымэкоресурсы» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки, актом проверки, протоколами инструментального контроля и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о виновности ГУП РК «Крымэкоресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Административное наказание ГУП РК «Крымэкоресурсы» назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
По результатам изучения материалов дела, доводов жалобы становится очевидным, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Суд не может согласиться с доводами защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии в действиях ГУП РК «Крымэкоресурсы», состава административного правонарушения.
Так, защитником в судебном заседании было указано, что модернизация установок, включенных в ПДВ, не осуществлялась, внесены коррективы в программу, стационарный источник передан иному юридическому лицу. Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях ГУП РК «Крымэкоресурсы» состава административного правонарушения, поскольку ГУП РК «Крымэкоресурсы» не проведена корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ в связи с изменением технологических процессов, а именно – источники выбросов №№, 0002 не эксплуатируются.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в жалобе, представляют собой субъективную оценку обстоятельств происшедшего, не содержат аргументов, опровергающих выводы должностного лица, а также направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий заявителя.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КРФоАП, –
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> и <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 №-П от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГУП РК «Крымэкоресурсы» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя ГУП РК «Крымэкоресурсы» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья: Я.В. Охота