Решение по делу № 2-955/2013 от 23.10.2013

Дело № 2-955/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2013 года                                                                                                       г. Оса

     Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е

при секретаре Кустовой А.В.

с участием ст. помощника прокурора прокуратуры Осинского района     Селивановой Л.И.

представителя ответчика-главы администрации Паклинского сельского поселения А.

рассмотрев заявление прокурора Осинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Паклинского сельского поселения о возложении обязанности организовать сбор мусора и вывоз бытовых отходов с земельных участков, расположенных на территории Паклинского сельского поселения, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями,

у с т а н о в и л:

      Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Паклинского сельского поселения, в котором просил обязать администрацию Паклинского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков, расположенных по адресу :

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 380 м. восточнее д. Пермякова, около 500 м. севернее автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал : №:, примерной площадью 400 кв.м.;

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 130 м. южнее с. Устиново, в 20 м. от автомобильной дороги с. Устиново-с.Новозалесново, кадастровый квартал: №:, примерной площадью 300 кв.м.;

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 740 м. юго-западнее д. Субботина, в 30 м. от автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал : №:, примерной площадью 200 кв.м., мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Паклинское сельское поселение». В ходе проверки было установлено, что на земельных участках расположенных по адресу: Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 380 м. восточнее д. Пермякова, около 500 м. севернее автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал : №:, примерной площадью 400 кв.м. ; Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 130 м. южнее с. Устиново, в 20 м. от автомобильной дороги с. Устиново-с. Новозалесново, кадастровый квартал №:, примерной площадью 300 кв.м. ; Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 740 м. юго-западнее д. Субботина, в 30 м. от автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал №:, примерной площадью 200 кв.м., размещены твердые бытовые отходы и мусор.

При проведении проверки установлено, что в период эксплуатации указанных объектов размещения отходов, качество почвы по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям не контролируется, инвентаризация и учет отходов не производится и класс опасности и токсичности не определяется, мониторинг влияния на окружающую среду: состояние подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы не осуществляется, программа производственного контроля, регламент и режим работы, инструкция по приему отходов и мусора отсутствуют, ежеквартальный анализ проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО, не производится, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного земельного участка для устройства полигона отходов санитарным правилам отсутствует, объекты размещения отходов не имеют ограждения и обваловки.

Вывоз бытовых отходов и мусора на указанные земельные участки1 является незаконным, так как объекты размещения бытовых отходов и мусора не соответствуют требованиям законодательства. Согласно ответа главы Паклинского сельского поселения от 14.10.2013г., на указанных земельных участках свалки мусора возникли стихийно.

Объекты размещения бытовых отходов и мусора, расположенные на территории МО «Паклинское сельское поселение», не соответствуют требованиям законодательства, санитарных норм и правил, предъявляемым для полигона ТБО, в связи с чем, при наличии указанных выше нарушений создается непосредственная угроза здоровью людей, так как это может быть причиной для возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, загрязнения земель, водных объектов, атмосферного воздуха. В связи с чем, земельные участки, загрязненный бытовыми отходами и мусором, подлежит очистке.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В судебном заседании прокурор заявил о своем отказе от части иска

Обязать администрацию Паклинского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков, расположенных по адресу :

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 380 м. восточнее д. Пермякова, около 500 м. севернее автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал : №:, примерной площадью 400 кв.м., и производство по делу в указанной части просил прекратить, поскольку данный земельный участок находится во владении и пользовании СПК «Пермяково» и администрация Паклинского сельского поселения в данной части иска не будет являться надлежащим ответчиком по делу.

Определением Осинского районного суда Пермского края от 13 ноября 2013 года производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.

На остальной части исковых требований прокурор настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - глава Паклинского сельского поселения А. исковые требования прокурора не признала, не отрицала того обстоятельства, что указанные свалки бытовых отходов и мусора действительно существуют, и поселение предпринимает меры к ликвидации этих свалок, но свалки возникают стихийно, полагает, что в ликвидации этих свалок должны участвовать и другие лица, в частности, дорожники, которые не занимаются ликвидацией незаконных съездов с автомобильных дорог, поэтому в нескольких метрах от автомобильных дорог и возникают несанкционированные свалки.

Выслушав прокурора, заявившего иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что исковые требования в той части, от которых прокурор не отказался, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, определенных ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности : соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности. по охране окружающей среды органов местного самоуправления, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

На основании ст.ст. 1, 22 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-

эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

         Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 1, 11, 12, 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон). Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиям.

На основании п. 2.1., 2.2., 2.3., 4.4., 6.4, 6.8, 6.9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" "Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01" полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района было выявлено, что на земельных участках расположенных по адресу: Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 130 м. южнее с. Устиново, в 20 м. от автомобильной дороги с. Устиново-с. Новозалесново, кадастровый квартал №:, примерной площадью 300 кв.м. ; Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 740 м. юго-западнее д. Субботина, в 30 м. от автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал №:, примерной площадью 200 кв.м., размещены твердые бытовые отходы и мусор, что подтверждается АКТАМИ осмотра территории от 09 октября 2013 года и фототаблицей к данным актам (л.д. 13 -20).

Данное обстоятельство не отрицается и представителем ответчика.

На используемых несанкционированных участках отсутствует обваловка участка или ограждения, что не соответствует СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» п.4.4. где указано «По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.».

На используемых несанкционированных участках под размещение свалки ТБО, складируется отходы при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о возможности производить на нем действия по обращению, хранению, захоронению отходов и соответствии участка санитарным правилам, что нарушает требования следующих нормативных документов:

п.п. 2.2., 3.4., СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее СП 2.1.7.1038-01), где говорится, что «выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам», в п. 3.4. разъясняется, что «санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН»;

Статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г "Об отходах производства и потребления", где сказано, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Определение места размещения отходов осуществляется на основе санитарно-эпидемиологических заключений.

Отсутствует проект обращения с отходами, в связи с чем не установлены лимиты определяющие допустимое количество складируемых бытовых отходов, не разработаны мероприятия по обустройству и содержанию участка отведенного под размещение свалки, проведению санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий с целью снижения степени влияния объекта на прилегающую территорию. Перечисленные действия противоречат нормативным актам, действующим в данной сфере. В частности нарушены пункты 3.1. и 3.15. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано,

п.3.1. Временное складирование и транспортировка отходов потребления определяется проектом обращения с отходами,

п.3.15. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории мест временного размещения регламентируется установленными лимитами накопления отходов, которые определены в составе проекте обращения с отходами.

Отсутствуют документы по инвентаризации, учету и порядку обращения с бытовыми отходами и содержанию несанкционированного места свалки с. Паль, включая следующие:

актов по результатам инвентаризации и учету отходов, с определением критериев предельного накопления отходов по каждому из мест отведенному под складирование ТБО

акты по определению класса опасности и токсичности отходов;

материалов по контролю за составом поступающих отходов и распределением их по участкам;

программа производственного контроля, включая радиологический контроль и мониторинг влияния свалок ТБО на окружающую среду и здоровье людей.

Это является нарушением следующих нормативных актов:

пункта 3.12. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано, что предельное накопление количества отходов на отведенной территории, которое единовременно допускается размещать, определяется на основании результатов инвентаризации отходов,

п. 2.9. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила установления класса опасности и токсичности отходов производства и потребления», где сказано, что.. .при складировании однородных отходов определение класса опасности производится один раз в 3 года,

статей 11 и 19 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998г, где сказано, что (ст.19) юридические лица при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проводить инвентаризацию отходов и (ст. 19) юридические лица осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет отходов и обеспечивать хранение материалов учета.

Не разработан регламент и режим работы на несанкционированных участках складирования ТБО, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, где указано «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», п. 2.3 СП 2.1.7.1038-01, где указано «Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов».

Объекты размещения твердых бытовых отходов и мусора, расположенные на территории МО «Паклинское сельское поселение», не соответствуют требованиям законодательства, санитарных норм и правил, предъявляемым для полигона ТБО, в связи с чем, при наличии указанных выше нарушений создается непосредственная угроза здоровью людей, так как это может быть причиной для возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, загрязнения земель, водных объектов, атмосферного воздуха. В связи с чем, земельные участки, загрязненные бытовыми отходами и мусором, подлежат очистке.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Ссылка представителя администрации Паклинского сельского поселения на то, что свалки мусора возникают стихийно и в ликвидации этих свалок должны принимать участие и другие лица, не может служить основанием к отказу в иске прокурору.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно действующему законодательству вопросы по организации мероприятий по охране окружающей среды;организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Нахождение на территории Паклинского сельского поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную     окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей.

Таким образом, учитывая, что на территории Паклинского сельского поселения Осинского муниципального района имеются несанкционированные земельные участки для складирования твердых бытовых отходов, находящиеся в ведении Администрации Паклинского сельского поселения, и это создает реальную опасность для жизни и здоровья населения муниципального образования и благоприятному состоянию природной среды, на ответчика, который в силу действующего законодательства обязан осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов, необходимо возложить обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков, на которых складированы бытовые отходы.

Прокурор просит обязать ответчика произвести организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное требование подлежит удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку дальнейшая эксплуатация несанкционированных участков для складирования твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в ведении Администрации Паклинского сельского поселения при указанных выше нарушениях создает непосредственную угрозу здоровью людей, может быть причиной для возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, так как есть угроза смыва дождевыми осадками вредных веществ в водные объекты, используемые населением в хозяйственно- бытовых целях, так же создаются условия для обитания грызунов, являющихся переносчиками опасных заболеваний, есть возможность, при процессах гниения (разложения) органических веществ, выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то       чтобы     разлагающиеся отходы не оказывали свое дальнейшее токсическое и разрушительное действие на природу и людей, нельзя затягивать сроки     для их вывоза с земельных участков, поэтому необходимо установить срок для утилизации в течение двух месяцев     со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку это является разумным сроком, в течение которого, совершенно очевидно, можно организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           Обязать администрацию Паклинского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с земельных участков, расположенных по адресу:

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 130 м. южнее с. Устиново, в 20 м. от автомобильной дороги с. Устиново-с.

Новозалесново, кадастровый квартал №:, примерной площадью 300 кв.м. ;

- Пермский край, Осинский район, Паклинское сельское поселение, около 740 м. юго-западнее д. Субботина, в 30 м. от автомобильной дороги Кукуштан-Чайковский, кадастровый квартал : №:, примерной площадью 200 кв.м.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья                      Т.Е. Дьячкова

2-955/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Паклинское сельское поселение
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Дело на сайте суда
osa.perm.sudrf.ru
23.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2013Передача материалов судье
25.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2013Судебное заседание
13.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее