Решение от 05.11.2020 по делу № 2-231/2020 от 14.10.2020

Дело № 2-231\2020

            

                Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

            

05 ноября 2020 года                  г. Пошехонье Ярославской области

Пошехонский рай    оный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,

с участием прокурора Кантяева А.Г.,

представителей ответчиков: Администрации Ермаковского сельского поселения – его Главы Полетаева С.С., действующего на основании Устава: Администрации Пошехонского муниципального района – Герасимова А.Г., действующего на основании доверенности,

при секретаре Мелиховой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ермаковского сельского поселения с требованием обязать ответчика представить в Администрацию Пошехонского муниципального района предложения по реестру и схеме расположения контейнерных площадок и провести межевые работы, к Администрации Пошехонского муниципального района с требованиями утвердить предложенную схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов, организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов,

                у с т а н о в и л :

    Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (уточненным) обязать Администрацию Ермаковского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить в Администрацию Пошехонского муниципального района предложения по реестру и схеме расположения контейнерных площадок в населенных пунктах Ермаковского сельского поселения Пошехонского района, провести межевые работы по участкам под площадки временного складирования твердых коммунальных отходов; обязать Администрацию Пошехонского муниципального района в течение 3 месяцев со дня получения от Администрации Ермаковского сельского поселения предложений по схеме размещения контейнерных площадок утвердить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и внести их в реестр мест (площадок) накопления ТКО; обязать Администрацию Ермаковского сельского поселения в течение года после внесения в реестр мест площадок накопления ТКО провести межевые работы по земельным участкам, предназначенным для обустройства контейнерных площадок; обязать Администрацию Пошехонского муниципального района в течение года после окончания работ по межеванию земельных участков организовать и обеспечить проведение работа по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в населенных пунктах Ермаковского сельского поселения Пошехонского района, ссылаясь на следующее.

    На территории Ермаковского сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) до настоящего времени не созданы, схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО не имеется. Непринятие мер по оборудованию места (площадки) накопления ТКО приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, способствует распространению инфекционных болезней и наступлению иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан. Как следует из результатов проверки, на территории поселения применяется бестарный способ вывода отходов, установленные жителями населенных пунктов мешки с мусором вывозятся к местам размещения отходов в соответствии с графиком производства работ.

    Ссылаясь на п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 2 Закона Ярославской области от 30 июня 2014 г. № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области, п.п. 17 п.1 ст. 7 Устава Ермаковского сельского поселения, регулирующих участие органов местного самоуправления в создании мест (площадок) накопления ТКО, п.п. 1, 2, 3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающих обязательное создание мест накопления ТКО на территории муниципальных образований, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФХ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающего сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО с соответствии с санитарными правилами, СанПиН 42-128-4690-88, регулирующего санитарные правила содержания территорий населенных пунктов, Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г № 1156, содержащего определение понятий «контейнер», «контейнерная площадка», пункты 2 и 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведение их реестра, предусматривающих порядок ведения реестра мест накопления ТКО, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, определяющего требования к площадкам для установки контейнеров, п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, определяющего условия для обустройства мусоросборников всех типов, заявил указанные требования.

    В судебном заседании прокурор Кантяев А.Г. поддержал заявленные требования по указанным в нем доводам и основаниям.

    Представитель ответчика – Администрации Ермаковского сельского поселения Полетаев С.С. иск не признал, ссылаясь на то, что по решению сходов жителей большинства населенных пунктов было принято решение о сборе ТКО в мешки, которые по определенному с региональным оператором графику забирает приезжающий транспорт. Оборудование и установка контейнерных площадок в соответствии с нормами СанПиН в существующей застройке большинства населенных пунктов невозможны, так как в деревнях очень плотная застройка, а вынос контейнерных площадок за территорию населенного пункта нарушит правило о том, что до контейнерной площадки должно быть не более 100 метров. Протяженность некоторых деревень составляет более километра, а проживает на их территории фактически по 2-3 семьи. Кроме того, оборудование контейнерных площадок потребует прокладку автодорог для подъезда к ним, а также большие площадки для разворота крупногабаритных транспортных средств, и, как следствие, большие финансовые затраты, на которые бюджет сельского поселения не рассчитан.

    Представитель ответчика – Администрации Пошехонского муниципального района Герасимов А.Г. иск признал.

    Третье лицо – региональный оператор по сбору ТКО – ООО «Хартия», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, ходатайств не заявило, возражений против иска не представило, представив отзыв, в котором оставило рассмотрение иска на усмотрение суда.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    В статье 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    На основании частей 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.    Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

    На основании пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

    Ссылки представителя Администрации Ермаковского сельского поселения Полетаева С.С. на раздел 5 Постановление Правительства ЯО от 21.07.2017 № 599-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области», предусматривающего возможность сбора мусора в мешки и последующий его вывоз региональным оператором, как это выполняется на сегодняшний день на территории сельского поселения, несостоятельны и основаны на неправильном толковании нормативного акта.

    Действительно, раздел 5 указанного постановления изложен следующим образом: «5.1. В случаях, предусмотренных договором, накопление ТКО осуществляется с использованием пакетов или других емкостей, предоставленных региональным оператором (оператором по обращению с ТКО). 5.2. Накопление ТКО с использованием пакетов или других емкостей осуществляется в соответствии с территориальной схемой в определенных региональным оператором зонах индивидуальной жилой, дачной застройки и (или) на территориях населенных пунктов с численностью населения менее тысячи жителей. 5.3. В качестве емкостей могут использоваться мешки, пластиковые или металлические баки. Региональный оператор (оператор по обращению с ТКО) предоставляет потребителям пакеты или другие емкости в местах, определенных договором. 5.4. Потребители согласно установленному региональным оператором графику вывоза ТКО выставляют пакеты или другие емкости с ТКО в местах, определенных договором.».

    Однако, в разделе 2 этого же Порядка, предусматривающего общие требования к накоплению ТКО, указано следующее: «2.3. Накопление ТКО осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договорами на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договоры), заключенными региональным оператором с потребителями. 2.6. Накопление ТКО осуществляется следующими способами: - с использованием контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирных домов (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); - с использованием контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках; - с использованием пакетов или других предназначенных для их накопления емкостей, предоставленных региональным оператором. 2.8. Складирование ТКО потребителями вне мест (площадок) накопления ТКО запрещается.», в то время как раздел 5 определяет порядок накопления ТКО с использованием пакетов или других емкостей, предоставленных региональным оператором, т.е. данная норма является частной по отношению к общим требованиям, изложенным в разделе 2, в котором запрещено накопление ТКО вне обустроенных площадок.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Частью 3 статьи 14 этого закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-2, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 данной статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса РФ и статьи 8 Градостроительного Кодекса РФ Администрация Ермаковского сельского поселения уполномочена определить места установления контейнерных площадок и провести работы по межеванию таких участков после утверждения Администрацией Пошехонского муниципального схемы их размещения и внесения их в реестр, обустройство же таких площадок является зоной ответственности муниципального района.        

    Из материалов дела следует, что в настоящее время места накопления ТКО в населенных пунктах Ермаковского сельского поселения не определены и, соответственно, не оборудованы. Сбор ТКО осуществляется путем накопления жителями населенного пункта отходов у себя дома и выноса заполненных мешков к приезжающему автомобилю, однако, такой способ сбора и накопления ТКО ни одним нормативным актом не предусмотрен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами). Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, т.е. данный пункт предусматривает способ складирования отходов, но только в местах сбора накопления, т.е. на тех же, оборудованных в соответствии с СанПиНом 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», площадках.

Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Ссылки представителя Администрации Ермаковского сельского поселения на то, что существующая застройка не позволяет определить места для оборудования площадок, несостоятельны, так как разрешение данного вопроса (определение места расположения контейнерной площадке в существующей застройке) находится в компетенции органа местного самоуправления совместно с Роспотребнадзором.

Отсутствие финансовых возможностей также не является основанием для отказа в удовлетворении требований о надлежащем выполнении установленных законами Российской Федерации норм.

    Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Суд учитывает, что представителями ответчиков не заявлено, что указанный в исковом заявлении срок является небольшим, в связи с чем принимает заявленный истцом срок как оптимальный.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, с у д

                 р е ш и л :

    ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░    ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░         ░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

2-231/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пошехонского района Ярославской области
Ответчики
Администрация Ермаковского сельского поселения
Администрация Пошехонского МР
Другие
ООО Хартия
Суд
Пошехонский районный суд Ярославской области
Судья
Рогова Берта Александровна
Дело на сайте суда
poshehonsky.jrs.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2020Передача материалов судье
15.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2020Судебное заседание
06.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее