Дело № 2-4376/2023
УИД 91RS0024-01-2023-004088-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Бекенштейн Е.Л. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием помощника прокурора Редок А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ялты, третье лицо – ОГИБДД УМВД России по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора города Ялты советник юстиции Мерзляков И.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Прокуратурой города Ялты проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере дорожной деятельности. По результатам проведенной проверки установлены существенные нарушения требований действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также нарушения требований правил стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части не проведения дорожных работ. Так, установлено, что на автомобильной дороге, расположенной по адресу: ул. Ленинградская 49 в г. Ялта, вблизи МБОУ «Школа коллегиум № 1», отсутствует дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», отсутствует пешеходный тротуар, что нарушает требование пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствуют пешеходные ограждения, что нарушает требование пункта 4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, отсутствует светофор Т7, что нарушает требование пункта 7.3.8 ГОСТ Р52289-2019. Просят суд обязать администрацию города Ялты устранить нарушения при содержании дорог местного значения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, заблаговременно. Под надлежащим извещением судом принимается возвращение почтовой корреспонденции, направленной по адресу регистрации, за истечением срока хранения, вручение извещения представителю (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Информация о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии со ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц. Выслушав прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему. Прокуратурой города Ялты проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
По результатам проведенной проверки установлены существенные нарушения требований действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также нарушения требований правил стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части не проведения дорожных работ дороги по ул. Ленинградская 49, вблизи МБОУ «Школа коллегиум № 1».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относятся мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 3 Закона №257-ФЗ определено понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст.ст. 11, 12 Федерального закона № 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Положениями статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном законом порядке.
Согласно ст. 3, 6 Закона № 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Одними из направлений осуществления профилактики правонарушений в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» является обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.
В соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта России от 26.09.2017 № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно письму главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Ялте УМВД России по г. Ялте от 09 августа 2023 года № 50/17-19228 от 09 августа 2023 года, во исполнение требования прокуратуры г. Ялта №Исорг-20350029-3819-23/-20350029 от 07 августа 2023 года о предоставлении сведений в рамках проводимой проверки исполнения законодательства в области безопасности дорожного движения, сообщено, что на автомобильной дороге, расположенной по адресу: ул. Ленинградская 49 в г. Ялта, вблизи МБОУ «Школа коллегиум № 1», отсутствует дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», отсутствует пешеходный тротуар, что нарушает требование пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствуют пешеходные ограждения, что нарушает требование пункта 4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, отсутствует светофор Т7, что нарушает требование пункта 7.3.8 ГОСТ Р52289-2019. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 2 указанной статьи регламентировано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Выявленные нарушения составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц и принадлежащему им имуществу. Из смысла статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно ст.ст. 2, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей вышеуказанного закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Аналогичные требования содержатся в ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о неисполнении администрацией города Ялта обязанностей в части содержания и эксплуатации автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, в том числе вблизи образовательных учреждений. Указанные недостатки могут привести к реальной угрозе жизни и здоровью, как несовершеннолетних детей, так и граждан. Согласно пояснений прокурора, данных в судебном вышеуказанные нарушения не устранены до настоящего времени, действенных мер направленных на их устранение не принято. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Несоответствие дорог местного значения требованиям действующего законодательства создает угрозу жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Выявленные нарушения несут угрозу обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдению норм, правил и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, направленных в защиту прав неопределенного круга лиц.
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
исковые требования прокурора города Ялты действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Ялты Республики Крым (ИНН 9103012029) привести автомобильную дорогу общего пользования, расположенную по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленинградская, 49 вблизи Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ялтинская средняя школа-коллегиум № 1» в соответствии с законодательством: - установить тротуар в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
- нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р32953-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования;
- установить светофор Т7 в соответствии с п. 7.3.8 ГОСТ Р52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- установить пешеходные ограждения в соответствии с п. 4.5.1.9 ГОСТ Р52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья подпись Е.Л.Бекенштейн