Решение по делу № 33-1881/2021 от 13.05.2021

    Судья Наумова А.В. № гражданского дела 2-443/2021

    Поступило ... г.                                                                    33-1881

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                           09 июня 2021 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богдановой И.Ю., при секретаре Петровой Е.М.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 марта 2021 года, которым постановлено:

исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах Покацкого К удовлетворить частично;

признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <...> пригодным для постоянного проживания;

обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Покацкому К благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного ему ранее непригодного для проживания;

в остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах Покацкого К.А. к ответчикам Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия просил признать незаконными действия по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, пригодным для проживания; обязать Министерство социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Покацкому К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленного непригодного для проживания.

Иск мотивирован тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истцу Покацкому К.А. предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу: <...>. Указанное жилое помещение были осмотрено и принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в процессе эксплуатации жилого помещения стали появляться дефекты, допущенные при строительстве дома, а именно: перемерзала холодная вода, не работала канализация, появилась плесень, дует с окон, пола, двери и т.п. Фактически жилое помещение непригодно для проживания, нарушения, допущенные при строительстве, не могут быть устранены путем косметического ремонта.

В судебном заседании истец Покацкий К.А. и прокурор Бородина В.О. исковые требования поддержали.

В судебном заседании представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» по доверенностям Дырхеев Д.Д.-Н. исковые требования не признал.

Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Харакшинова И.В. исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, его представитель по доверенности Харакшинова И.В. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности с указанием на то, что судом не учтено, что Минстрой РБ, являясь председателем Межведомственной комиссии в силу предоставленных постановлением Правительства РБ №205 полномочий осуществлял организацию работы межведомственной комиссии. При этом, заключения комиссией по результатам работы принимались коллегиально по результатам голосования членов комиссии после проведения предварительной работы каждого члена комиссии с выездом на место нахождения жилых помещений. Следовательно, Минстрой РБ не принимал самостоятельных решений о признании жилых помещений пригодными для проживания. По мнению автора жалобы, множественность лиц, ответственных за принятие решений о признании помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания согласно указанного Положения, подтверждает то, что заключения Межведомственной комиссии достоверны, были даны после тщательного анализа состояния спорных помещений и оснований не доверять членам комиссии, не имелось. Считает, что судом не дана оценка представленным в материалах дела заключениям межведомственной комиссии. Полагает, что не проведение экспертизы в момент приемки спорных помещений не является фактом, влияющим на последствия в виде состояния данных помещений, в котором они находятся в настоящее время, и обязанность проведения экспертизы у Минстроя РБ отсутствует. Согласно действующего законодательства о государственных закупках обязанность проведения экспертизы при приемке в случае проведения закупки в форме электронного аукциона у единственного поставщика – исключена вовсе. Апеллянт обращает внимание, что условия госконтрактов полностью согласованы, ясны и не имеют разночтений в части определения их результата и в части метода и способов проверки этого результата. Комиссионная, а не экспертная процедура приемки полностью согласуется с Распоряжением Правительства РБ от 15.04.2014 г. №197-Р «Об утверждении Технологического Регламента» по порядку формирования специализированного жилищного фонда». Апеллянт отмечает, что Комиссия в составе специалистов не обнаружили отступлений от условий госконтрактов, и если таковые имелись, то их было невозможно обнаружить при обычном способе приемки. Кроме этого, податель жалобы полагает экспертное заключение, на котором основывался суд первой инстанции, недопустимым доказательством. Решение не содержит сведений о наличии сертификатов соответствия экспертов, сведений о правомочности указанных лиц давать заключение о пригодности (непригодности) жилых помещений, о наличии у них соответствующего образования в области судебной экспертизы. Апеллянт отмечает, что истцами не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, истцы с заявлениями о признании предоставленного им жилья непригодным для проживания в Комиссию не обращались.

В суде апелляционной инстанции прокурор Дмитриева Ю.А. и истец Покацкий К.А. возражали против отмены судебного решения.

Представитель Министерства социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» по доверенностям Аюшиева О.В. в заседание судебной коллегии не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в заседание судебной     коллегии не явился, извещены надлежаще.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по данной явке

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 Положения от 31.03.2005 г. № 102 уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство); формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется Министерством с разбивкой по муниципальным районам и городским округам в Республике Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия" на основании списков, предоставляемых органами опеки и попечительства (пункт 5); предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется Министерством по месту их жительства с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения (пункт 7).

В соответствии: с п.п. 3, 4 и 5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Покацкий К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 159-ФЗ Покацкому К.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <...>

Данное жилое помещение приобретено Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта, заключенного 27.04.2015 г.

Предметом указанного госконтракта является приобретение жилых помещений на первичном рынке в г. Гусинооезрск Селенгинского района в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Финансирование контракта осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

    Приложением к государственному контракту является Регламент осмотра жилого помещения, приобретаемого в государственную собственность Республики Бурятия, Акты осмотра жилого помещения и Акты приема-передачи жилого помещения.

Указанное выше жилое помещение принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании акта приема-передачи жилого помещения, подписанного поставщиком индивидуальным предпринимателем <...>

    В рамках расследования уголовного дела № ... от 20.01.2020 г. на предмет соответствия жилых помещений строительным, техническим и другим нормам была проведена строительно-техническая экспертиза, в том числе, жилого помещения по адресу: <...>

В соответствии с заключением эксперта №... от 20.01.2020 г. при исследовании зафиксированы нарушения Сводов правил и СНиП, допущенные при строительстве домов:

отсутствует заглубление ленточного фундамента здания, нарушены требования по сейсмическим показателям, зона действия 8 баллов;

отсутствует утепление наружной (цокольной части) фундамента с заглублением утеплителя по вертикальной поверхности из «Пеноклекса», гидроизоляция ленточного фундамента выполнена некачественно, имеются факты отслоения гидроизоляции, имеется прямой подток влаги по ленточному фундаменту на брусовые стены, а в зимнее время при низких температурах происходит активный процесс обмерзания фундамента и доски черного пола в нижней части;

между фундаментом и брусом имеется сквозной просвет, идет активное проникновение наружного воздуха под полы помещений, что в свою очередь дает активный процесс впитывания влаги и гниения деревянной конструкции полов;

черновой пол выполнен по площади с зазором через доску, утеплитель полов неизвестной маркировки, в связи с этим непонятно, какой пол устраивал застройщик, отсутствует чистовой пол;

пол в помещениях выполнен в одну доску (черный пол), данная доска толщиной 40 мм имеет дефекты и повреждения, а именно не убрана кора, плесень, почернение доски, практически данная доска - это окрамленный тупой обзол; по данному черновому полу уложено фанерное покрытие и сверху линолеум, между доской и фанерой отсутствует подложка; (Обзол — дефект распиловки древесины, часть боковой поверхности бревна, сохранившаяся на пиломатериале или иной деревянной детали после его распиловки);

лаги под пол опираются на фундамент от 50мм до 100 мм, фактически не закреплены к фундаменту, по пролету лаги опираются на кирпичные столбики, выполненные из разносортного кирпича (силикатный, глиняный на растворе); в некоторых местах имеет место опирание на стойку из бруса, с нарушениями вертикальности и закрепления (располагаются под наклоном), неустойчивы, гидроизоляция отсутствует;

вентиляционные выходы соединены пластиковой трубой применяемой для канализационных внутридомовых сетей, имеют выход в чердачное помещение, вентиляционные системы монтируются так, чтобы воздушные потоки могли легко выходить из жилого помещения, исключать скапливание воздушного конденсата внутри вентиляционных каналов;

профнастил фасадных панелей здания не имеет соответствующего зазора для проветривания фасада, приводит к активному накапливанию влаги в утеплителе стен;

стропильная система кровли смонтирована с нарушениями крепления между собой стоек, раскосов, неправильно выполнено крепление стропил к периметальному контуру здания, отсутствуют анкера крепления, в следствии чего, кровля не является устойчивой конструкцией, возможно ее обрушение; отсутствует ветрозащитная пленка под металлическим профилированным листом, что приводит к скоплению конденсата и попаданием его по зазорам чердачного перекрытия внутрь помещений (подтеки по стенам внутри жилого дома, обмерзание потолка, гниение конструкций чердачного перекрытия);

отопление помещений – печное, выполнено с нарушением нормативной документации, имеется частичное прогорание кирпичной кладки печей в топочной и колосниковой зоне, не обеспечена толщина кирпичной кладки печи, зазоры между приборами печи (плитой, шиберами, задвижками) имеют недопустимые зазоры, сам материал, кирпич, не соответствует к применению в топочной камере, должен быть применен кирпич огнеупорный, а применен кирпич строительный;

весь пиломатериал, примененный при строительстве данных жилых домов, не антисептирован, стропильная система не обработана противопожарными реагентами, нарушены требования пожарной безопасности;

чердачное перекрытие деревянное, утепление перекрытия произведено минеральной плитой неизвестного происхождения, также имеются случаи утепления опилками с включениями земли, толщина утепления 100-150 мм; на чердачном перекрытии отсутствует огнезащитный кожух при выводе вечных труб и «разделки» по перекрытию.

Приведенные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а являются следствием нарушения правил строительства жилых домов.

Застройщиком нарушены нормативные документы, а именно Своды правил, которые обязательны к применению и выполнению в строительстве на территории РФ, утвержденные Правительством РФ.

Так, в ходе экспертного исследования выявлено, что на основании сопоставления фактически выполненных работ при строительстве жилых домов г. Гусиноозерск, Селенгинского района, Республики Бурятия и нормативной документации в части строительства фундаментов домов для данных территорий и климатической зоны – Фундаменты данных домов не имеют соответствующего заглубления. Данные фундаменты выполняются для строений временного назначения, для зданий и строений некапитального характера, так как заглубленный фундамент – это обязательное условие зданий капитального характера.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <...> не соответствуют требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно – правовым актам, действующим при производстве строительно – монтажных работ в строительстве на территории Российской Федерации. Приведенные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а является следствием нарушения правил строительства жилых домов, Подрядчик не выполнил требования проектной документации.

Жилые дома с расположенными в них жилыми помещениями (в том числе помещением, предоставленном истцу) являются строениями временного назначения: не имеют тесной (заглубленной) связи с земельным ресурсом, имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей с учетом географического и климатического расположения данных строений. Данные дома опасны для проживания людей по пожарно – техническим и сейсмическим характеристикам. Дома не являются объектами капитального строительства.

    Вышеуказанные нарушения не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений.

Исходя из предъявленных требований, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по данному делу, являлось, прежде всего, выяснение вопроса – надлежащим ли образом ответчики исполнили свою обязанность при предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма истцу Покацкомув рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г., отвечало ли предоставленное жилое помещение критериям, изложенным в части 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходя из установленных обстоятельств по делу, и выводов эксперта, пришел к выводу о том, что жилое помещение, предоставленное Покацкому, является опасным для проживания, непригодно для постоянного проживания. Причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенных при производстве строительно-монтажных работ и строительстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Указанное в решении суда заключение эксперта обоснованно принято судом в качестве допустимого и относимого доказательства.

Каких-либо доказательств, опровергающих заключение указанной экспертизы, ответчиками суду не предоставлено.

Оснований сомневаться в компетенции эксперта, проводившего обследование спорного жилого помещения и давшего заключение об его непригодности для постоянного проживания, не имеется.

Напротив, экспертное заключение дано экспертом, обладающим специальными знаниями в области строительства, что соответствует нормам гражданского процессуального законодательства.

Несмотря на то, что экспертное заключение дано не в рамках настоящего гражданского дела, эти заключения являются надлежащими доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости.

В случае несогласия с данным заключением, ответчик Минстрой РБ имел возможность заявить ходатайство в суде первой инстанции о назначении судебной строительной экспертизы.

Таким образом, по делу достоверно установлено, что жилое помещение, предоставленное истцу при заключении договора специализированного найма, не отвечало требованиям, предъявляемым строительными, санитарными и техническими нормами, что, безусловно, нарушает права и законные интересы истца.

Следовательно, ответчик в лице Министерства социальной защиты населения РБ не надлежащим образом исполнил свою обязанность по обеспечению истца благоустроенным жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а потому ответчик в лице Министерства социальной защиты населения РБ, как правильно указал суд первой инстанции, обязан устранить допущенное нарушение путем предоставления истцу иного жилого благоустроенного помещения, соответствующего требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на заключение межведомственной комиссии, созданной Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 №037-63, не состоятельны.

Прежде всего потому, что заключение межведомственной комиссии в материалах дела отсутствует, к апелляционной жалобе не приобщено. Соответственно, данное заключение не исследовалось судом первой инстанции и не получило надлежащую оценку.

Между тем, суд первой инстанции, проанализировав иные документы как Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденное Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 г. №197-р, Технологический регламент («дорожная карта»), заключенный государственный контракт, пришел к верному выводу о том, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственного контракта (п.5.1), должно было провести экспертизу.

При этом пункты 2.4 и 2.6 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, предусматривают, что к задачам данного Министерства относятся создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии с п. 3.14 Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вправе согласно пунктов 4.1 и 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Кроме того, Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 №197-р во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден прилагаемый Технологический регламент("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.

Согласно указанному регламенту ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В соответствии с регламентом осмотра жилого помещения, (приложение №1 государственного контракта) процедура осмотра не включает в себя проверку технического состояния таких элементов строения как фундамент (уровень заглубления, высота, сейсмические показатели, гидроизоляция), перекрытия (соблюдение требований по устройству и утеплению), стены (утепление) и др., ограничивается лишь внешним осмотром помещений в целях проверки наличия электросчетчика, входной двери и фурнитуры, качества отделки, наличие санузла, его закрепления и работоспособности, полотенцесушителей, сантехоборудования, счетчиков, системы вентиляции, закрепление трубопроводов, наличие электророзеток и прочее.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республике Бурятия, акт осмотра жилого помещения не свидетельствует о выполнении данным Министерством принятых на себя обязательств.

Не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы представителя Минстроя РБ о том, что обязанности по проведению экспертизы в ситуации, когда закупка совершена в результате признания несостоявшимся электронного аукциона по причине подачи для участия в нем только одной заявки, положениями ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не предусмотрена.

Доказательства тому, что закупка была совершена в результате признания несостоявшимся электронного аукциона по причине подачи для участия в нем только одной заявки, не представлены и в суд апелляционной инстанции. При этом с учетом условий заключенных контрактов проведение экспертизы приобретаемых жилых помещений являлось обязательным.

Ссылки об обратном, то есть о том, что в силу п.5.1 заключенных государственных контрактов Минстрой РБ не обязан, а вправе провести экспертизу приобретаемых у продавца жилых помещений в части их соответствия условиям госконтрактов, несостоятельны. Буквальное толкование условий заключенных контрактов позволяет сделать вывод, что проведение Государственным заказчиком экспертизы предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактов в части их соответствия условиям Контракта, является обязательным. При этом такая экспертиза может проводиться как силами самого Государственного заказчика, либо путем привлечения экспертов, экспертных организаций.

Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 создана межведомственная комиссия для оценки и обследования жилищного фонда субъекта в целях признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из содержания данных нормативных актов, следует, что межведомственная комиссия создана для оценки и обследования жилищного фонда субъекта в целях признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, тогда как жилые помещения, в которых расположены квартиры истцов, до заключения государственного контракта в собственности Республики Бурятия не состояли. Соответственно, межведомственная комиссия не имела право давать какое-либо заключение в отношении жилых домов, не находящихся в государственной собственности Республики Бурятия.

Более того, спорное жилое помещение было приобретено Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Частью 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.

В соответствии с п.5.1 выше указанных государственных контрактов для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

В нарушение возложенных обязательств Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не провело экспертизу жилых помещений, приняв их, ограничивших составлением акта осмотра на предмет соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изложенное свидетельствует о том, что надлежащим образом обязанность по обеспечению истца жилым помещением, пригодным для проживания, отвечающим требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ не исполнена, право истца на предоставление однократно благоустроенного жилья, пригодного для проживания, по договору найма специализированного жилого помещения, не реализовано.

При этом принцип однократного предоставления жилого помещения в данном случае принятым судебным решением не нарушается, поскольку жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, истец так и не был обеспечен, то есть, его право на жилье, установленное законом, реализовано не было.

Доводы о несоблюдении досудебного порядка разрешения спора несостоятельны. В связи с предоставлением некачественного жилья, непригодного для проживания истец вправе обратиться с иском о предоставлении ему жилого помещения взамен непригодного, признании действий незаконными непосредственно в суд.

Суд также обоснованно пришел к выводу, что срок исковой давности истцом для подачи иска в суд с указанными выше требованиями не пропущен, так как о возведении жилого дома с нарушением строительных и технических норм, истец мог узнать только в результате обследования жилого дома компетентными лицами, в данном случае, экспертом.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда первой инстанции может быть отменено, в апелляционных жалобах не содержится.

Суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, необходимые для разрешения возникшего между сторонами спора, правильно применил к спорным правоотношениями нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 марта 2021 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:                        С.Д.Васильева

Судьи коллегии:                            И.К.Хаыкова

                                        И.Ю.Богданова

33-1881/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Покацкий Константин Александрович
Гусиноозерский межрайонный прокурор РБ
Ответчики
Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ
Министерство социальной защиты населения РБ
ГБУ РБ Республиканский ресурсный центр Семья
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Васильева Светлана Данзановна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
14.05.2021Передача дела судье
09.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021Передано в экспедицию
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее