Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес ДД.ММ.ГГГГ года
Заводский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Долженковой Н.А.,
при секретаре ФИО1
с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярской природоохранной прокуратуры к Обществу с ограниченной ответственностью «Среднеманское» об обязании разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярская природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась в суд с иском к ООО «Среднеманское», в котором просит обязать ответчика разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Среднеманское» требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе законодательства об охране водных объектов, водных биологических ресурсов.
Проведённой проверкой установлено, что ООО «Среднеманское» осуществляет недропользование на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением на геологическое изучение, разведку и добычу рудного и россыпного золота на объекте Среднеманский узел.
В порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании заявки, поданной в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, поставлен на учет объект – участок Среднеманский узел, расположенный в адрес (свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ №, с присвоением кода объекта – № и категории объекта – №, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору).
Для проживания работников на территории лицензионного участка ООО «Среднеманское» имеется два временных вахтовых посёлка, расположенных на адрес граница координат № и на адрес в границах координат № На территориях вахтовых поселков имеются не капитальные сооружения из дерева для проживания рабочего персонала и бытовых нужд. Строения оборудованы печным отоплением, работающем на древесном топливе.
При проведении осмотра территории работ ООО «Среднеманское» на лицензионном участке в районе реки Мана и вахтового поселка, расположенного в границах координат № установлено, что на осматриваемой территории, находятся не капитальные строения из дерева для проживания рабочего персонала, баня, столовая, оборудованные печным отоплением, уличными туалетами из дерева, оборудованные выгребными ямами. На момент осмотра котлоагрегат установленный в помещении бани, используемый в помещении бани, используемой для отопления и подогрева воды функционировал, в связи с чем, осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферу.
В ходе осмотра места работ на лицензионном участке и вахтового посёлка ООО «Среднеманское» в районе реки Мина, расположенного в координатах № установлено, что на территории вахтового посёлка находятся некапитальные строения из дерева для проживания рабочего персонала, баня, столовая, оборудованные печным отоплением, уличные туалеты из дерева, оборудованные выгребными ямами. На момент осмотра котлоагрегат, установленные в помещении бани, используемый для отопления и подогрева воды отопления функционировал, в связи с чем, осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферу.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядке и сроках представления отчета о его осуществлении утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, проведённой проверкой установлено, что ООО «Среднеманское» программа ПЭК разработана с отклонением требований, утверждённых приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля».
Так, программа ПЭК ООО «Среднеманское» не содержит следующих разделов: сведения о собственных и/или привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитованных в национальной системе аккредитации; сведений о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб и методиках (методах) измерений.
В разделе 3 программы ПЭК «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» не содержится сведений об отходах, образовавшихся в процессе хозяйственной и/или иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Кроме того, в представленной ООО «Среднеманское» программе производственного экологического контроля сведения об источниках выбросов в атмосферный воздух на территориях вахтовых поселков отсутствует, актуализация сведений не проведена.
Таким образом, ООО «Среднеманское» программа ПЭК разработана и утверждена с нарушением ст. 34, ст. 39, ст. 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды РФ производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля».
Ранее по выявленным фактам нарушений, природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Среднеманское» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
Из представленного предприятием ответа на указанное представление следует, что ответчиком до настоящего времени нарушения в полном объёме не устранены.
Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия, что может повлечь невосполнимый ущерб окружающей среде.
Учитывая необходимость судебной защиты интересов неопределенного круга лиц и государства в сфере охраны окружающей среды, ответчика необходимо понудить устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности разработать и утвердить программу производственного экологического контроля в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Утверждении требований к содержанию программы производственного и экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Определением Заводского районного суда адрес от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Енисейской межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес (т.1 л.д. 97).
В судебном заседании представитель истца Красноярской природоохранной прокуратуры – помощник прокурора адрес –ФИО2, действующая на основании поручения (т.1 л.д. 94), поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Среднеманское» - ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 78), исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что прокуратура просит разработать и утвердить программу производственного контроля предприятия в соответствии с Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, который утратил силу ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Не смотря на то, что в адрес Общества было вынесено предписание о разработке и утверждении программы производственного контроля предприятия в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, который на момент предписания уже утратил силу, Обществом в соответствии с требованиями закона разрабатывается новая программа экологического контроля, заключен договор на разработку нормативов предельно допустимых выбросов в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. На данный момент подготовлены проекты нормативов предельно допустимых выбросов, которые ДД.ММ.ГГГГ сданы на утверждение для получения заключения ФКБУ Центр санитарно-эпидемиологического надзора адрес, на рассмотрении будем находится 60 календарных дней, после получения заключения, документы передаются в Роспотребнадзор, где будут находится на рассмотрении 30 дней, если нет замечаний программа утверждается.
Представитель третьего лица Енисейской межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (т.1 л.д. 102).
Представители третьих лиц Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес надлежащим образом и своевременно были извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причине не явки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, адрес является надлежащим истцом по настоящему делу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 67 указанного Федерального закона установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Красноярской природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 8) проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Среднеманское» требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе законодательства об охране водных объектов, водных биологических ресурсов.
Проведённой проверкой установлено, что ООО «Среднеманское» осуществляет недропользование на основании лицензии КРР 03125 БР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением на геологическое изучение, разведку и добычу рудного и россыпного золота на объекте Среднеманский узел (т.1 л.д. 9-21, 22-23, 24-44).
В порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании заявки, поданной в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, поставлен на учет объект – участок Среднеманский узел, расположенный в адрес (свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ №, с присвоением кода объекта – № и категории объекта – №№ подлежащего федеральному государственному экологическому надзору).
Для проживания работников на территории лицензионного участка ООО «Среднеманское» имеется два временных вахтовых посёлка, расположенных на адрес граница координат №.№ и на адрес в границах координат № На территориях вахтовых поселков имеются не капитальные сооружения из дерева для проживания рабочего персонала и бытовых нужд. Строения оборудованы печным отоплением, работающем на древесном топливе.
При проведении осмотра территории работ ООО «Среднеманское» на лицензионном участке в районе реки Мана и вахтового поселка, расположенного в границах координат № установлено, что на осматриваемой территории, находятся не капитальные строения из дерева для проживания рабочего персонала, баня, столовая, оборудованные печным отоплением, уличными туалетами из дерева, оборудованные выгребными ямами. На момент осмотра котлоагрегат установленный в помещении бани, используемый в помещении бани, используемой для отопления и подогрева воды функционировал, в связи с чем, осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферу.
В ходе осмотра места работ на лицензионном участке и вахтового посёлка ООО «Среднеманское» в районе реки Мина, расположенного в координатах № установлено, что на территории вахтового посёлка находятся некапитальные строения из дерева для проживания рабочего персонала, баня, столовая, оборудованные печным отоплением, уличные туалеты из дерева, оборудованные выгребными ямами. На момент осмотра котлоагрегат, установленные в помещении бани, используемый для отопления и подогрева воды отопления функционировал, в связи с чем, осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферу.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды предприятием осуществляется на основании разработанной программы производственного экологического контроля, утвержденной директором ООО «Среднеманское» в ДД.ММ.ГГГГ году.
В ходе проверки Красноярской природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «Среднеманское» программа ПЭК разработана с отклонением требований, утверждённых приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля».
Так, программа ПЭК ООО «Среднеманское» не содержит следующих разделов: сведения о собственных и/или привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитованных в национальной системе аккредитации; сведений о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, места отбора проб и методиках (методах) измерений.
В разделе 3 программы ПЭК «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» не содержится сведений об отходах, образовавшихся в процессе хозяйственной и/или иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Кроме того, в представленной ООО «Среднеманское» программе производственного экологического контроля сведения об источниках выбросов в атмосферный воздух на территориях вахтовых поселков отсутствует, актуализация сведений не проведена.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Красноярской природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Среднеманское» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования (т.1л.д. 53-59).
Из представленного ООО «Среднеманское» ответа на указанное представление следует, что до настоящего времени нарушения в полном объёме не устранены (т.1 л.д. 60-63).
Красноярская природоохранная прокуратура обращаясь в суд с иском просит обязать ООО «Среднеманское» разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Вместе с тем, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», признан утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления, производственного экологического контроля». Настоящий Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что на момент вынесения Красноярской природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Среднеманское» предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ и обращении в суд с требованиями разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, данный Приказ утратил силу, с требованиями в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № на момент вынесения решения, истец не обращался.
Несмотря на данные обстоятельства, ООО «Среднеманское» для выполнения требований предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для разработки и утверждения программы производственного контроля, выполнены следующие мероприятия.
Стороной ответчика, в подтверждении доводов о том, что ими выполняются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суду представлены:
- договор № на разработку проекта нормативов допустимых выбросов (НДВ) в атмосферу от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Среднеманское» и ООО «ЭКО-Сибирь-Проект» (т.1 л.д. 90-93);
-отчет по инвентаризации стационарных ИЗАВ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Среднеманское» составленного ООО «ЭКО-Сибирь-Проект», утвержденного главным инженером ООО «Среднеманское» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 114-217);
-проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Среднеманское», составленного ООО «ЭКО-Сибирь-Проект», утвержденного главным инженером ООО «Среднеманское» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 1-242).
Из пояснений представителя ответчика ООО «Среднеманское» в судебном заседании следует, что ДД.ММ.ГГГГ проекты нормативов предельно допустимых выбросов, сданы на утверждение для получения заключения ФКБУ Центр санитарно-эпидемиологического надзора адрес, срок рассмотрения 60 календарных дней, после получения заключения, документы передаются в Роспотребнадзор, срок рассмотрения 30 дней, при положительном заключении, отсутствии замечаний, программа утверждается.
В связи с тем, что Красноярская природоохранная прокуратура просит обязать ООО «Среднеманское» разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», который утратил силу ДД.ММ.ГГГГ, требования истца удовлетворению не подлежат.
При этом, суд считает необходимым учесть, что ООО «Среднеманское» в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» находится в стадии утверждения программы производственного экологического контроля предприятия в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», на день принятия решения программа не утверждена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярской природоохранной прокуратуры к Обществу с ограниченной ответственностью «Среднеманское» об обязании разработать и утвердить программу производственного экологического контроля предприятия в соответствии с приказом Министерства природоохранных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд адрес в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) Н.А.Долженкова
копия верна:
Подлинный документ подшит в деле № Заводского районного суда адрес.
Председательствующий Н.А.Долженкова
Секретарь ФИО1