РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Ямпиловой Т.Б., с участием прокурора Алсагаевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Димова И. И., в лице законного представителя Димовой Е. Н., к ГКОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1-11 вида» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.за причинение вреда здоровью.
В судебном заседании законный представитель Димова Е.Н. и представитель истца Очиров С.Э. исковые требования поддержали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ в ГКОУ «СКОШИ 1-11 вида» произошел несчастный случай, в результате которого из окна третьего этажа здания школы выпал сын Димовой Е. Н. – Димов И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате несчастного случая ребенок получил следующие повреждения: кататравма, тяжелая сочетанная травма, закрытый перелом н/3 обеих костей предплечья с обеих сторон со смещением, закрытая черепно –мозговая травма, сотрясение мозга, ушибы, ссадины левой околоорбительной, скуловой областей, верхней губы слева, травматический шок 1-2 степени. Причинами несчастного случая явились: отсутствие контроля со стороны воспитателя за поведением воспитанников, оставление воспитателем ребенка без присмотра, нарушение правил безопасности ребенком, оставление контроля со стороны администрации за работой воспитателя, неосторожность пострадавшего. Степень физических и нравственных страданий несовершеннолетнего ребенка, выпавшего с третьего этажа интерната, достаточно высока, учитывая характер полученных травм, а также того, что ребенок вправе рассчитывать на то, что даже в случае собственной ошибки, рядом должен находиться взрослый человек способный предотвратить несчастный случай. Кроме того, учитывая особенности развития ребенка (интернат для слабослышащих), а также его возраст ( на момент происшествия ему было 7 лет), при условии круглосуточного содержания в школе – интернат, степень ответственности должностных лиц образовательного учреждения носит повышенный характер, равно как и степень вины при возникновении несчастного случая. В связи с полученными физическими повреждениями, а также учитывая психологическую травму ребенка, врачи настоятельно рекомендовали систематическое санаторно - курортное лечение. Димова Е. Н. обращалась за материальной помощью в Министерство образования РБ, являющееся учредителем ГКОУ «СКОШИ 1-11 вида», однако понимания не нашла. Компенсацию морального вреда истец оценивает в 1000000 руб., просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГКОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1-11 вида» Хонихоев В.П. с указанным размером морального вреда не согласен. Просит учесть дефицит материальных средств, выделяемых на содержание детей в интернате, нехватку педагогических работников мужского пола, что позволяло бы воспитателям находиться вместе с воспитанниками в умывальной комнате; обстоятельства несчастного случая.
Прокурор Алсагаева Е.К. считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
В силу пункта 3 статьи 1073 ГК РФ, в случае, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 40 минут несовершеннолетний Димов И.И. выпал из окна третьего этажа ГКОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1-11 вида», в результате чего получил следующие повреждения: расценивающийся как причинивший средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья более 21 дня;ушибленные раны, царапины левой околоорбитальной, скуловой областей, верхней губы слева; травматический шок 1-2 степени; параорбитальную гематому.
Согласно Акту № о несчастном случае с обучающимся (воспитанником) ГКОУ СКОШИ 1-11 вида явились: отсутствие контроля со стороны воспитателя за поведением воспитанников, оставление воспитателем ребенка без присмотра, нарушение правил безопасности ребенком, оставление контроля со стороны администрации за работой воспитателя, неосторожность пострадавшего.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несчастным случаем с учеником 1 класса 11 вида Димовым И. (вид происшествия – падение с высоты) Бугушкинова С.Н., воспитатель подготовительного класса 1 вида, за нарушение требований п.1.3. №Правил внутреннего трудового распорядка (выполнение своих служебных обязанностей), п.2.10 «Должностной инструкции воспитателя) (ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно – воспитательного процесса), п.3.3. «Инструкции по охране труда воспитателя) уволена с должности воспитателя. Очирова С.В. заместитель директора по воспитательной работе, за недостаточный контроль за выполнением должностных обязанностей воспитателями объявлен выговор.
В соответствии с заключением комиссии экспертов № Димов И. страдал и страдает задержкой психоречевого развития, нарушениями внимания восприятия, памяти и мышления, которые ограничивают его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании постановления о прекращении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное следователем СО по <адрес> СУ СК России по <адрес> Зайцева Н.А. уголовное дело № по данному факту прекращено в связи с отсутствием событий преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30-ст.105 УК РФ, ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ. В ходе предварительного расследования установлено, что насилие в отношении несовершеннолетнего Димова И.И. не применялось, несчастный случай произошел в результате самовыпадения из окна школы.
Оценив представленные доказательства с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что причиной несчастного случая послужило нарушение в организации образовательного процесса: слабый контроль со стороны педагогических работников, руководителя общеобразовательного учреждения за обеспечением безопасности жизнедеятельности обучающихся; отсутствие систематической профилактики травматизма в школе, в результате чего несовершеннолетний Димов И.И. получил средней тяжести вред здоровью.
Согласно пп. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В силу п.7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 41 ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из положений ст.151 ГК РФ следует, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1, суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ.у Димова И.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обнаружены следующие повреждения: закрытый перелом нижней трети обеих костей правого предплечья с обеих сторон со смещением. Данные повреждения причинены в результате падения на руку. По своим свойствам расцениваются как повреждения, причинившие средней степени тяжести вред здоровью человека, по признаку длительного его расстройства более 21 дня. Ушибленные ссадины, царапины, левой околоорбитальной, скуловой, областей, верхней губы слева; травматический шок 1-2 степени параорбитальная гематома слева. Данные повреждения причинены в результате ударного, скользящего воздействия тупого твердого предмета с ограниченной поверхностью. По своим свойствам расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека, так как не причинили расстройства здоровья и утрату общей трудоспособности. Установить давность не представляется возможным, так как отсутствует объективное описание повреждения. Закрытая черепно-мозговая травма. В соответствии с п.27 Медицинских критериев в медицинских документах не содержится достаточных сведений, в том числе результатов инструментальных и лабораторных методов исследований, без которых не представляется возможным судить о характере и степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер и степень телесных повреждений, относящихся к средней тяжести вреда здоровью, особенности развития ребенка, страдающего задержкой психоречевого развития, нарушениями внимания восприятия, памяти и мышления, ограничивающие его способность правильно воспринимать обстоятельства; его малолетний возраст ( на момент происшествия ему было 7 лет), его физические нравственные переживания в результате несчастного случая и полученных травм, невозможность продолжения привычного образа жизни, длительность лечения, степень вины ответчика в произошедшем несчастном случае. С учетом всех обстоятельств по делу суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в его пользу в размере 100000 рублей, которая, по мнению суда, отвечает требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Димова И. И., в лице законного представителя Димовой Е. Н., к ГКОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1-11 вида» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ГКОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1-11 вида» в пользу Димова И. И. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Болотова Ж.Т.