Дело № 2- 2241/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2016 года Железнодорожный районный суд г. Воронеж
в составе: председательствующего судьи Брыкиной Е.В.,
при секретаре Малой О.А.,
с участием ст. помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Золотаревой В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной размещенной на сайте,
установил:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявление, в обоснование искового заявления ссылаясь на то, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети "Интернет" с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, содержащих пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений и предложения о продаже наркотических средств, а также информацию, пропагандирующую наркотические вещества и психотропные вещества, запрещенные к обороту, законодательством Российской Федерации. Проведенным мониторингом посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района, установлено, что на сайте ......... организован интернет-магазин по продаже споровых отпечатков и взвесей псилоцибиновых грибов, спор галлюциногенных (волшебных) грибов.
Из информации, размещенной на данном Интернет-ресурсе, следует, что возможно сделать заказ товара, который может быть доставлен по всей территории России.
Кроме того, указанный сайт содержит информацию, пропагандирующую употребление псилоцибина, который запрещен к обороту на. территории Российской Федерации. Свободный доступ к таким сведениям пропагандирует наркотические средства и психотропные вещества, а также может побуждать граждан к употреблению таких веществ. Распространение в сети Интернет сведений, пропагандирующих какие- либо преимущества в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье, способствует увеличению числа больных наркоманией, повышению уровня наркотизации общества и особенно распространению наркотиков среди молодежи.
Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет- пользователь, в том числе и несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Таким образом, размещенные на страницах сайта ......... материалы, направлены на неограниченный круг лиц.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № З-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федерального закона №3-Ф3) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах: государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона №3-Ф3 растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934 грибы любого вида, содержащие псилоцибин и (или) псилоцин включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Согласно списку наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 года,№ 681«Обутверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» псилоцибин запрещен к обороту на территории Российской Федерации (список I)
Деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I - III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681, и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности подлежит лицензированию. В силу нормативных правовых актов, регулирующих указанную деятельность, лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 454 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (Далее - Правил), не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона № З-ФЗ запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Так, ст. 6.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Статьей 231 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Статьями 228 и 228.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за деятельность связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).
В целях ограничения доступа к информации на странице сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На момент проверки указатель страницы сайта http://psvsporv.ru/ в едином реестре отсутствует.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых способов и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами, указанными на сайтах, не представляется возможным.
Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, негативно сказывается на нравственном развитии населения, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов, установленных законом запретов и ограничений, в связи с этим у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
Учитывая изложенное, истец просит признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ......... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» -........./ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании ст. помощник прокурор Железнодорожного района г. Воронежа Золотарева В.Т., поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, никаких письменных пояснений, относительно заявленных исковых требований не представил.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав заключение ст. помощника прокурора суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что основанием для проведения прокурорской проверки послужило размещение информации в сети Интернет « Эксклюзивные дары необъятной Атазонии» переход на указанную страницу был осуществлен без какого- либо ограничения ( л.д. 9-10). Таким образом, размещенная информация имеет свободный доступ для неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами, указанными на сайтах, не представляется возможным.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско- правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, негативно сказывается на нравственном развитии населения, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов, установленных законом запретов и ограничений, в связи с этим у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
Учитывая изложенное, суд, полагает необходимым признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ........./, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <адрес>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» -......... в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу требования ст. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ........., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» -........./ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», копию вступившего в законную силу решения
Настоящее решение может быть обжаловано апелляционном порядке, в Воронежский областной суд в течение месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.В. Брыкина