Судья федерального суда – Семенов В.В. Дело № 7п – 497/2024
Р Е Ш Е Н И Е
06 ноября 2024 года г.Красноярск, пр.Мира, 9
Судья Красноярского краевого суда Ерофеев А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Артемьева А.А., на постановление судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 19 сентября 2024 года, которым
Кимсанов Кыялбек, <дата> года рождения,
уроженец и гражданин республики Киргизия,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 19 сентября 2024 года установлено, что Кимсанов К. допустил нарушение Правил въезда в Российскую Федерацию, а именно 17 сентября 2024 года сотрудниками полиции по адресу г.Красноярск, ул.Учумская, 9 «а» был выявлен гражданин Киргизии Кимсанов К., который находился на территории РФ 119 дней в отсутствии законных оснований, установленных ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающей срок пребывания в РФ 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Подробней обстоятельства правонарушения отражены в постановлении.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд, защитник Кимсанов К. адвокат Артемьев А.А. просит постановление суда изменить, а именно исключить дополнительное наказание в виде выдворения из РФ. Ссылается на то, что у Кимсанова К. на территории РФ имеется супруга и трое несовершеннолетних детей, что указывает на его прочную связь с Российской Федерацией.
О времени и месте судебного заседания участники процесса были извещены надлежащим образом, в судебное заседание Красноярского краевого суда не явились, ходатайств не поступило, в том числе от Кимсанова К., об обеспечении его участия в судебном заседании, последний по сообщению ГУ МВД России по Красноярскому краю №17/329 от 21 октября 2024 года направил ходатайство об ускорении исполнения наказания и выдворен за пределы РФ. В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судьей районного суда, указанные требования не соблюдены.
Так, согласно ч.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентируется, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что ответственность по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ связана с нарушением иностранным гражданином Правил въезда в Российскую Федерацию. Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления судьи, Кимсанов К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8. КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении, действия Кимсанова К. также квалифицированы по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, судьей районного суда не принято во внимание, что данный протокол фактически не содержит указания на нарушение Кимсановым К. Правил взъезда в Российскую Федерацию. Напротив, как следует из данного протокола и фактически продублировано судьей в описательно-мотивировочной части постановления, Кирсанову К. вменено нарушение режима пребывания на территории РФ, поскольку он въезжал в РФ 27 марта 2024 года, находился 84 дня, затем убыл из РФ 19 июня 2024 года. 13 августа 2024 года вновь въехал в РФ, и на момент выявления правонарушения – 17 сентября 2024 года срок временного пребывания Кимсанова К. в Российской Федерации составил 119 дней, то есть на установленную дату его въезда в Российскую Федерацию – 13 августа 2024 года Правила въезда им не были нарушены, поскольку он имел право въехать на территории Российской Федерации на 6 дней.
Таким образом, действия Кимсанова К. подлежали квалификации по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом их описания должностным лицом в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении судьи районного суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.8 и частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, хотя и имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются.
В этой связи, переквалификация действий Кимсанова К. с ч.1 ст.18.8 КоАП РФ на ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ невозможна, поскольку при этом будет ухудшено его положение.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 19 сентября 2024 года, вынесенное в отношении Кимсанова К. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Поскольку, Кимсанов К. в центре временного содержания иностранных граждан не содержится, согласно представленной в деле справки заместителя начальника ЦВСИГ ГУ МВД России по Красноярскому краю (л.д.66) был выдворен 26 сентября 2024 года в соответствии с определением судьи Березовского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2024 года об удовлетворении ходатайства Кимсанова К. о приведении к немедленному исполнению оспариваемого постановления, оснований для принятия решения об его освобождении из указанного центра, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Красноярска от 19 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Кимсанова Кыялбека - отменить.
Производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Красноярского краевого суда: А.И. Ерофеев