Дело №2а-9177/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 22 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Дудниченко А.Н.
при секретаре Отян В.Г.
с участием административного истца Кочнева А.С. представителя военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени Петреева А.В., представителя военного комиссариата Тюменской области Миллер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-9177/2021 по административному исковому заявлению Кочнева Александра Сергеевича о признании незаконным решения призывной комиссии по Ленинскому АО г. Тюмени и военного комиссариата Тюменской области и выдаче справки, как не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законного основания и обязании отдела военного комиссариата по Ленинскому АО г. Тюмени выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии по Ленинского АО г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас на основании пп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» и обязании отдела военного комиссариата по Ленинскому АО г. Тюмени выдать военный билет с зачислением в ВС РФ. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ, призывной комиссией военного комиссариата Ленинского и Восточного АО г. Тюмени (Далее - призывная комиссия), в отношении него (Административного истца) было вынесено решение по п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Соответственно в выдаче военного билета отказано.
После чего данное решение было обжаловано в военный комиссариат по Тюменской области, где ДД.ММ.ГГГГ он был заслушан призывной комиссией Тюменской области, по результатам которой заключение призывной комиссии Ленинского и Восточного АО г. Тюмени оставлено без изменений.
Считает, что решение призывной комиссии являются неправомерными и нарушает его трудовые права.
Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящий момент он проживает по адресу регистрации: <адрес>, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ трудоустраивался в органы внутренних дел Российской Федерации, а именно в <данные изъяты>. После чего с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, имею специальное звание - <данные изъяты>.
С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста каких-либо повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал (до достижения 27 лет состоял на воинском учете в Военном Комиссариате <адрес> и <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией городского округа г. Тюмени (Ленинского и Восточного АО) вынесено заключение о признании его, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас.
От службы в армии он не уклонялся, информация о том, что он обучался в высшем учебном заведении, а после проходит службу в ОВД подавалась в военный комиссариат, однако мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись.
Административный истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Военного комиссариата Тюменской области по Ленинскому АО г. Тюмени по доверенности Петреев А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Пояснил, что Решение было вынесено в соответствующие сроки по материалам, имеющимся в деле. Личное дело Кочнева А.С. поступило из военного комиссариата <адрес> в Военного комиссариата Тюменской области по Ленинскому АО г. Тюмени в ДД.ММ.ГГГГ уже после исполнения административному истцу 27 лет.
Представитель Военного комиссариата Тюменской области по доверенности Миллер Е.Г. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что в материалах дела имеется ответ Военного комиссариата Тюменской области на жалобу истца, в нем указано по каким основаниям решение является законным. Истец указывает, что обратился в военком после призыва. Он до 27 лет состоял на учете в военном комиссариате <адрес>. Все мероприятия, которые проводились после наступления 27 лет, никакого существенного влияния на решение не имеет. Решение принято и основано на законе на основании документов, имеющихся в личном деле.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением Призывной комиссии городского округа г. Тюмени (Ленинского и Восточного АО) от ДД.ММ.ГГГГ ( протокол №) Кочнев А.С. зачислен в запас на основании п. 1.1 ст. 28 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе». Указано, что военную службу по призыву не прошел, не имея на то законных оснований.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ( ред. от 21. 07. 2014 года, с изм. от 14. 10. 2014 года) при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о зачислении в запас.
В соответствии с п. 1. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разделом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11. 11. 2006 года № 663 в ред. от 20. 05. 2014 года, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 «Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики»).
Из материалов дела следует, что Кочнева А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ года выданной Филиалом Автономной Некоммерческой организации высшего образования «<данные изъяты>» Тюменской области Кочнев А.С действительно обучался по очной форме обучения в Тюменском филиале Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. (Приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ об отчислении в связи с окончанием обучения от ДД.ММ.ГГГГ №).
За период обучения в Институте академические отпуска ФИО7 не предоставлялись. Диплом специалиста серии КБ №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ выдан Кочневу Александру Сергеевичу как освоившему программу специалитета по специальности «<данные изъяты>» с присуждением квалификации «<данные изъяты>».
Из копии трудовой книжки следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Кочнев А.С. принят на службу в <данные изъяты> и работает по настоящее время.
Судом принимаются во внимание следующие обстоятельства.
«Неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Так, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (статья 21.5); дела о данных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты (статья 23.11).
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу соответствующие материалы направляются призывной комиссией или начальником отдела по муниципальному образованию военного комиссариата руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством (пункт 12 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации). Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть первая статьи 328 УК Российской Федерации).
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 14 июля 2003 года № 12-П, от 12 июля 2007 года №10-П и др.). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Таким образом, пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» - в той мере, в какой содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования связывает действие ограничения на доступ к государственной гражданской службе для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с наличием заключения призывной комиссии, которое выносится в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и может быть оспорено в судебном порядке, - соответствует Конституции Российской Федерации». (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики»).
В соответствии с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на гражданина возложена обязанность являться по повесткам в военные комиссариаты, которые вручаются под роспись, на военные комиссариаты возложена обязанность организовать мероприятия по призыву граждан на военную службу, в том числе, вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу (ст. 7, 10, 26, 31 указанного ФЗ).
В судебном заседании ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение последним возложенной обязанности по извещению гражданина Кочнева А.С. для участия в мероприятиях по призыву, а также факт уклонения заявителя от явок по повесткам без уважительных причин.
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку снятия с воинского учета и зачисления в запас ВС РФ граждан, достигших 27- летнего возраста, от 17. 07. 2014 года, в докладе начальника 1-го отделения военного комиссариата должны быть кратко отражены причины, по которым данный гражданин не был отправлен в войска, с соответствующими приложенными подтверждающими документами ( корешки повесток, письменные обращения в полицию, запросы по розыску и т. д.) с выводом, что данный гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Однако в судебном заседании не было представлено указанных документов, подтверждающих факт вызова заявителя на мероприятия по призыву в течение призывных кампаний с 2011 по 2015 годы.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако с учетом изложенных обстоятельств заявителя нельзя считать уклоняющимся от призыва, так как органом не представлено доказательств вручения призывнику повесток и уклонение его от явки по повесткам без уважительных причин.
С учетом изложенных норм права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, установленных судом обстоятельств, суд считает, что отсутствовали основания для принятия в отношении Кочнева А.С. оспариваемого решения - «военную службу по призыву не прошел, не имея на то законных оснований».
В связи, с чем данное решение является незаконным, в силу чего подлежит отмене.
В силу п.1 ч. 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу п.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ №О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагается обязанность по принятию решения о зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу, суд полагает, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав административного истца следует возложить на призывную комиссию по Восточному АО г.Тюмени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кочнева Александра Сергеевича о признании незаконным решения призывной комиссии по Ленинскому АО г. Тюмени и военного комиссариата Тюменской области и выдаче справки, как не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законного основания – удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии по Ленинскому АО г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании Кочнева Александра Сергеевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязать призывную комиссию по Ленинского АО г.Тюмени устранить допущенное нарушение и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья А.Н. Дудниченко